виталий райзберг. 50 лет в радиолокации

Доба Каминская
я не автор           Стихи.руАвторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Вход для авторов
Виталий Райзберг. 50 лет в радиолокации
Доба Каминская
 

Я. Не автор
Ь



О RECENT ENTRIES FRIENDS ARCHIVE PROFILE Add to friends RSS
RA3DHL
ra3dhl

Previous Entry  3   Share  Flag  Next Entry
50 лет в радиолокации
ra3dhl
October 19th, 2020
Сегодня мне исполнилось  74 года.  Хотя это не юбилей, но имеется очень важная особенность  этого дня рождения, о чем стоит  рассказать. Во-первых, я впервые   его отмечаю по решению мэра Москвы в  режиме, так называемой «удаленки». Так  что,  все поздравления я сегодня   получаю дистанционно, а подарки виртуально.
И во-вторых,  находясь в таком незавидном положении, я решил вспомнить об одном важном событии  из моей  прошлой жизни, которое  произошло 50 лет назад также впервые. Разбирая сегодня свой архив я неожиданно обнаружил Приглашение на  VII научно-техническую  конференцию в  Ленинграде (VII Научно-техническая конференция молодых специалистов,  п/я Р-6808 инв.№ Л-191, Ленинград, 1970г.)

И  хотя мой доклад на этой конференции открывает список моих многочисленных научных трудов, тем не менее находка такого артефакта меня  обрадовала. Это был достойный подарок ко  дню рождения, так как это была моя первая научная конференция. Да  и в Ленинграде я оказался тогда впервые.

Ленинград, 1970 г.
За последующие годы я участвовал в десятках научных конференций, в том числе и международных. Причем дважды удалось  сделать доклады в Китае на знаменитых конференциях RADAR2006 и  RADAR2016. И все-таки конференция 1970 года, проходившая тогда в закрытом «почтовом ящике»  Р-6808 (ОАО «ЦНПО «Ленинец», Ленинградский пр. 212,  а  с 2014 года АО "ЗАСЛОН") для меня остается самой важной.  Причина этого  в том, что результаты, о которых я рассказал в своем докладе на этой конференции стали для меня началом  большого научного исследования систем селекции движущихся целей (СДЦ), продолжающегося по настоящее время. Система  СДЦ, характеристики обнаружения, которой были получены аналитически тогда и представлены в докладе на  этой конференции, стала для меня прототипом  для моего изобретения первой адаптивной разностно-временной  системы СДЦ. Только недавно по истечении более 30 лет ФИПС снял  гриф секретности с  14 моих первых изобретений, которые опубликованы в Интернете и явились усовершенствованиями и дальнейшим развитием  системы СДЦ из моего доклада на конференции 1970 года.

И еще не могу не отметить также такой важный факт. В приглашении на страничке с  номером моего доклада следующий доклад делал Голубев Геннадий Николаевич.

Так уж получилось, что мне повезло тогда познакомиться  с Голубевым Г.Н . Мы работали в одной лаборатории Новосибирского  НИИ измерительных приборов (п/я 39), куда я был распределен в 1969 г. после окончания НЭТИ (см. https://ra3dhl.livejournal.com/32319.html), а Голубев Геннадий Николаевич распределен после окончания  в 1966 г. Томского государственного университета.  Так  мы оказались в лаборатории к.т.н. Валентина Ивановича Кислякова, который умело руководил нами тогда молодыми специалистами. А отдел  возглавлял лауреат Ленинской премии Виталий Вениаминович Райзберг.  Это был тематический отдел института, которому была поручена важная задача – разработать РЛС кругового обзора нового типа с фазированной антенной решеткой и высокими показателями помехозащищенности от активных и пассивных помех. Заказ имел  номер 314, а точнее это был эскизный проект РЛО, которая в дальнейшем войдет в состав зенитно-ракетной системы С-300. С Геннадием Николаевичем нас связывали теплые дружеские отношения. Даже наши столы в лаборатории стояли рядом.
Однако после 1971 года  наши пути разошлись. Меня призвали на военную службу на  два года см. https://ra3dhl.livejournal.com/36886.html.   Голубев же защитил кандидатскую диссертацию и вообще  пошел в гору, став директором НИИИП. Вот его Правительственные награды: 1986г. – орден «Знак Почета», 1991г – «Почетный радист СССР», 1997г. – Лауреат государственной премии РФ, 1999г.- «Заслуженный машиностроитель». В период: 2008 – 2013 гг. Голубев Г.Н. первый заместитель генерального директора ОАО «НИИ измерительных приборов». В 2013 г. на 72 году Геннадий Николаевич ушел из жизни. Это был выдающийся конструктор радиолокационных  систем, лауреат Государственной премии,  возглавлявший создание РЛС 64Н6, 9С15М2, 91Н6, входивших в состав зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400, ставший  достойным продолжателем дела его  предшественника Кузнецова Юрия Александровича, который в 1987  г.  был переведен на должность Генерального конструктора во ВНИИРТ (г. Москва) см. https://ra3dhl.livejournal.com/34863.html.
В прошлом   году исполнилось 70 лет НИИИП и об этом я написал здесь https://ra3dhl.livejournal.com/38847.html

Вот такие воспоминания на меня нахлынули в грустный день рождения в условиях самоизоляции и пандемии, когда  в моих руках оказалась случайно найденная брошюрка приглашения не просто на Ленинградскую  конференцию, а в большую науку продолжительностью в 50  лет.
 Всем всего доброго, 73!

   

 

Доба, прочитал статью о Виталии, и очень рад что о нём так хорошо отзываются.
Открыватели, изобретатели, учённые, Инженеры - это люди демонстрирующие высшие качества человеческого РАЗУМА и изощрённого подхода к творчеству изобретателя.
Восхищён "Виталкой" - Виталием Райзбергом!
Нет слов!
Очень рад, что у Вас есть такой приятель.