Вшивое озеро

Алексей Тихомиров 3
            
                … В районе села Орловка Катав-Ивановского района на снегу был
                обнаружен налет клейкой массы кроваво-красного цвета,  шириной
                в восемь метров,  который тянется более одного километра и
                уходит в лес….
                Отрывок из статьи в газете  «Челябинский Рабочий»
                от 11 апреля 1941г.

       Откуда у меня эта блажь слушать  стариков- сам не знаю. Напротив нашего дома, где я родился жила древняя старуха Окся.  И, толи лавочка с заваленкой   у нее была удобная, толи сам пригорок с коего была видна почти вся деревня, толи певучий голос самой Окси, толи нюхательный табак в баночке из-под леденцов , что там не переводился никогда , притягивал по вечерам к ней местных баб да иногда и мужиков посудачить.  Мы, мелюзга, иногда приходили  слушать, всякие сплетни о делах насущных, рассказы, веселые и не очень, байки короткие и на несколько вечеров.  Бывало, какой  рассказчик понесет  историю, что ходили после войны по деревне желтые люди, и вдруг замолкнет. Сам себе приложит палец к губам. Все поймут. Нельзя дальше об этом, хоть и было уже начало шестидесятых. Привычка осторожничать в словах прививалась  не один десяток лет.   Сами  рассказы  давно выцвели из памяти, а мне пока еще живущему на этом свете, так бы хотелось задать несколько вопросов тем, ушедшим в мир иной,  собеседникам  прошлого века. Вот они бы точнее рассказали ту историю, что я хочу вам поведать. 
      Григорию Васильевичу под девяносто.   Земляк, а еще и человек интересный. Встречаемся иногда с ним в городе, тепло здороваемся. Он всегда делает вид, что очень торопится. Перекинемся парой, тройкой фраз и вроде расходимся, но он вдруг останавливается и вновь окликает меня. Обязательно покритикует мои рассказы.  Здесь не так, тут ошибся, а про это чего не пишешь. Там, знаешь как было?! Приходи ко мне я расскажу. И снова расходимся до новой встречи, где ни будь в очереди за хлебом.  А однажды он мне   шутку, прибаутку выставил с хитринкой:
  -  Ты какого числа пенсию получаешь?
   - Обычно после двадцатого.
   - Вот как получишь, приходи в гости. Я тебе много чего расскажу, и назвал адрес.
   А что, думаю, нужно заглянуть, посмотреть, как старик живет.  Домишко в улице на три окна.   Стандарт, подумал я. Раньше частенько шесть на восемь рубили. В палисаднике черемуха, цветы. Дома чистенько, образа как положено в красном углу, экран старого телевизора покрыт  вышивкой, с печи вкусно пахнуло варевом. Григорий, Васильевич засуетился. Видно было, что он рад гостю, соорудил кофе.
  -Один тут обитаешь -спросил я.
  -Да, как лучше сказать по-русски- бобыль, или вдовец. Племянница приходит убирается, дочь приезжает.
   Я достал свой гостинец с пенсии. Хозяин дома тут же осадил, увидев спиртное.
   -Эт ты зря, не употребляю давно уже. Если только маленько после бани и то редко.
   Хотя рюмки на стол поставил и чуть пригубил даже. И на правах старшего сразу начал учить меня жизни. Слушать его не переслушаешь.
   - Распыляешься , Алексей. Не то пишешь, слабоваты идеи. Нужно тебе на главном сосредоточиться. Чуешь? Вот я тебе сейчас расскажу…
   И полились истории одна за другой. Где правда, где вымысел, где просто трепотня не разберешь. Не участник войны, точно.  Участник ли ГУЛАГа не уточнял. Хотя вот четыре паспорта имеет. Живет по двум фамилиям. Работал в секретной организации,  специальным агентом. Рукопашник, психолог-это не по морде наотмашь бить. А еще знает место, где бандиты остановили  белогвардейский поезд и ограбили его. Там под соснами и все закопали. В огороде плита металлическая, а под ней чего-то есть. Однако хорошо знал моего отца, и рассказал случай, который я уже слышал.
    -Силен был мужик. Лошадь с телегой по бурному течению реки вытащил на берег. Взял за хомут и вытащил.
    Вскоре эти побасенки мне на скучили и я ограничил общение с Григрием Васильевичем случайными встречами.
       Вновь зашел к нему не по графику получения пенсии, а после падения Челябинского болида.  Уже тогда пошли слухи и доказательства всякие, что это и не метеорит вовсе. Так испытание очередной военной игрушки, а прорубь на льду под Чебаркулем -спектакль дешевый. Самого, как-то меня вся эта космическая суета мало интересовала. Свалился мимо моего дома, ну и Слава Богу. Однако все вдруг вспомнили о настоящем метеорите, упавшем в наши края в далеком 1941 году. Дело было перед самой войной, и тогда искать пришельца , да делать какие-то выводы было просто  некогда. А сейчас оказывается поздно.  Тех, кто что-то видел, или знал, нет в живых.  Есть какие-то заметки в газетах и все. И все же явилась в наши края одна экспедиция толи государственная, толи частная, чья инициатива не знаю. Вышли каким-то образом на меня. А я что? Вспомнил что кто-то на Оксиных посиделках, говорил про огненный шар, который покрасил снег, но и сам же осекся и приложил палец к губам.
   Не найдя ничего интересного в окрестностях Орловки экспедиция в составе геодезистов, научных работников и военных с лопатами поехали в  Тюбелясы. Местные жители сразу им показали две ямы в окрестностях села. Металлоискатель в обоих запиликал. В одной нашли мешок с отходами класса «А», - шприцы, да медицинские склянки - в другой ржавый крюк с обрывком троса. Я вроде заикнулся, что этих ям в округ Орловки пруд, пруди, но один из научных работников пояснил, что это провалы на наших известковых почвах. Копаться в них пустое.  Взяли они образцы грунта, сняли видео и уехали ни с чем.  Однако тут меня самого зацепили все эти страсти.  Ноги сами меня понесли вновь к Григорию Васильевичу.
   -Метеорит, говоришь, перед самой войной?  Эт надо к Леониду Кузьмичу.  Баил он мне, что  искал он его в Ореховом долу. А откуда это  блажь у него не знаю.
  - Дядя Леня Гаечка! Так умер он недавно.
   -Да ты что! Царство небесное. Хороший он мужик был.  С отцом твоим  дружил.
   - Я знаю.
   -Чудаковат, правда. Поэтому Гаечкой и прозвали. Медную гаечку на веревочке всегда носил в кармане. Вот его бы сейчас спросить -где метеорит лежит? Он бы достал гаечку повесил ее на веревочку. Закружится гаечка- значит «Да». Начнется маятником ходить -значит  «Нет»
    Посидели мы тогда у него за чаем до ночи. Я Григорию Васильевичу  все про экспедицию рассказал, он опять свои байки про секретные задания на нашем заводе.  Хотя по глазам его видел, что говорит он одно, а думает совсем о другом. 
    Встретились мы вновь через пару недель в городе. Походка у него, как обычно торопливая, а как увидел меня, сразу остановился, отвел в сторону и полушепотом произнес:-
    - Знаю я, где эта болванка лежит.  К бабке не ходи. Вшивое озеро знаешь где?
     -   За Японскими клетками. Да, как ни хожу в тех краях всегда плутаю. Как будто черти ноги кружат.
     - Вот туда и упал твой метеорит.
     -Прямо в озеро угодил? Экая точность.
      - А ты пораскинь мозгами. Может наоборот.  Озеро-то всего пятьдесят  на пятьдесят метров и образовалось оно  от чего-то снаружи. Чуешь?   Что тебе научный сотрудник баил?  Все провалы известкового происхождения и сухие. Вода в них уходит, как в губку, а тут целое озеро, и болотца даже вокруг нет. Значит это просто дождевая вода стоит в каменной чаше или в металлической, как озера в Соль-Илецке и , кстати, почему-то солоноватая. Не доводилось пробовать ее на вкус?
    - Да там жижа какая-то. Упаси Господь.
   -  А мне приходилось однажды.  Присядем-ка на скамейку, я тебе одну охотницкую историю поведаю. Не торопишься?
    Мы присели за маленький столик на детской площадке.
   -Дело было, в августе, а какого года не помню, хоть расстреляй меня тут. Ружья тогда продавали в обычных магазинах без лицензий и справок всем подряд. Так вот купил я тогда ТОЗ 106. В простонародье это ружье звали «Убей председателя». Вот и лазил я с ним по лесу в поисках  зверя, между заданиями партии и правительства. Тоже, как ты говоришь плутанул в Японских клетках. Вышел на озеро. Смотрю следочки свежие. Решил посидеть. покараулить просто до темноты. Козелок косули рявкнул, потом ближе, и к озеру вышел, посматривает на обстановку. Запах чужой чует, а меня не видит. Ну и ввалил я ему под лопатку. Он в кусты. Пошел смотреть. Кровь, еще кровь на траве , и пропала. Круг сделал, не могу найти.  Еще дальше лазию. Ничего.  Опять кружу. Наброды по траве, кровь есть, козла нет. Как сквозь землю. Темнеет уже. Пошел на место откуда стрелял. Обратил на озере точка черная. Пригляделся, ухо торчит. Ах вот ты мой родимый, как поплавок ногами в дно уперся, а ухо наружу. Пришлось мне его вытаскивать вплавь на берег. Вот тогда я и хлебанул той водицы. Соленая. То есть выхода из озера никакого, ни ручьем, ни под землю.
   -Жуткое место, ни слепней там, ни комаров.
    -Не то слово. Ты когда ни будь стоны там слышал?
    - Нет.
     -Ну и я не слышал, я их печенкой чуял, когда вытаскивал, козелка на берег, да когда разделывал прямо оттуда из омута этого. Скорее в рюкзак да домой ночью. Тогда я и понял, почему это озеро так называют. Ты знаешь почему делянки вокруг него Японскими клетками кличут.
    - Дак после войны японские пленные там лес готовили вручную.
     - И ни один из них домой не вернулся. Всех в общую могилу.
      - Знаю я одно место рядом с нашим городом, а на другое натыкался в самих клетках. Типа силосной ямы углубление бульдозером выкопано, а силос там точно ни кто ни когда не готовил.
     - И третье. Чуешь?
    -Прямо в Озеро?
    -Самых вшивых. Так его потом и прозвали.
    Мы потом долго молчали. Смотрели на ребятишек, да на мамаш на детской площадке, и каждый видел совсем иную картину.
    Я тогда лишь промолвил.- Ну почему? Вшивое по русски- никчемное, маленькое, не достойное памяти и внимания, презрительное, грязное…Собеседник мой ответил:
     -Не знаю. Может быть, да и кому это сейчас нужно. Ты Солженицына читал «Архипелаг ГУЛАГ».  Там у него в романе подробно о каждом ручейке, что питал лагеря. И блатные, и троцкисты, кулаки, и выселенцы и пленные немцы…А о японцах я не помню. Или не знал, или не посчитал нужным.
   - Точно, ненужная никому история. А что так и будем жить, приложив пальчик к губам, как на том агитационном плакате «Не болтай»?  Стыд, если он есть, лучше спрятать и никому не показывать?  Автор «Цусимы» Новиков-Прибой был пленным моряком в Японии, там женился, вернулся на родину и написал роман о сражении между Русской эскадрой и Японским флотом в 1904 году. А тут. В озеро.
     Григорий Васильевич поднялся, протянул руку. –Ну я пошел, Алексей. бывай здоров. Картошку нужно мотыжить пока солнце не поднялось.  И….Не болтай ты ни кому про этот метеорит. А то копнет кто железку эту и опять война. А? Заходи с пенсии. Я тебе чего еще расскажу, и пошел торопливой походкой. Больше мы не встречались , не сложилось. А через полгода его не стало.
    Сидит, наверное, сейчас на скамеечке в компании бабы Окси, да Орловских стариков, табачок нюхает. Придет мое время, я не против  если Господь определит меня к ним. Всех буду внимательно слушать, а потом сам расскажу свою историю про Вшивое озеро.
                Август 2023г.   Село Серпиевка.