Сын и Ангел. Образ и подобие

Игорь Устичев
      Как слуга отличается от сына, так Ангел отличается от человека. В Ангелах не заложено стремление к подобию Божьему, потому что они уже сотворены подобными Богу. В силу этого они не имеют борьбы, не подвержены искушениям, значит и не получают венцы. Стремление уподобиться Богу  заложено только  в человеке. Борьба усыновляет его Богу, как возвращение блудного сына вновь делает его сыном отца. Когда Бог вдохнул в человека, то «стал человек душою живою», т.е. душа приобрела все качества и свойства живого человека. Кроме того, «живая душа» значит бессмертная, живущая всегда. Этим она отличается от души животных, которая есть «мертвая душа», т.е. умирающая вместе с телом. Образ Божий, который есть ум, слово, свобода и совесть заложены в человеке при его создании, равно как и  стремление к подобию Божьему, и это есть частица Бога в человеке. Любой человек – это образ Божий, но редко кто имеет в себе Его подобие. Подобие Божие можно уподобить семени, брошенному в землю. Одно прорастает и дает плод стократный, а другое так и умирает в земле, ничего не дав сеятелю и погубив труды его. Все зависит от произволения живущего. Поэтому, спасает не образ, а стремление к подобию.