Принципы социальной справедливости Н. Н. Алексеева

Аникеев Александр Борисович
      Николай Николаевич Алексеев (1879—1964), русский философ и правовед, родился 1 (13) мая 1879 года в Москве в семье профессионального юриста, служившего помощником правителя канцелярии Правления 4-го округа путей сообщения. Окончив 3-ю московскую гимназию Коля поступил на юридический факультет Московского университета. В феврале 1902 года  он был исключён из числа студентов за революционную деятельность и приговорён к шести месяцам тюремного заключения. После освобождения уехал в Германию, где продолжил образование в Дрезденском политехникуме.
   
      В 1903 году Николай Алексеев возвратился в Москву, был восстановлен в университете и в 1906 году успешно окончил юридический факультет с дипломом 1-й степени. За отличные успехи в учёбе он был оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии права. После сдачи экзамена на степень магистра государственного права в звании приват-доцента стал читать лекции на кафедре философии Московского университета.

      Во время подготовки магистерской диссертации в Берлине,  Гейдельберге,  Марбурге и Париже, большое влияние на него  оказало  неокантианство  Марбургской и Баденской школ. Затем наступило увлечение феноменологией Э. Гуссерля.

      После возвращения из-за границы в мае 1912 года Николай Алексеев защитил магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» и получил степень магистра государственного права. В январе 1917 года был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета, однако вследствие революционных событий февраля 1917 года утверждение Алексеева было отложено до осени (утверждения в высшей инстанции не состоялось). В 1917 году Алексеев активно сотрудничал с Временным правительством, участвовал как специалист в подготовке Учредительного собрания.

     Октябрьскую пролетарскую революцию он не принял и летом 1918 года уехал за пределы границы России. В октябре 1918 года через Киев прибыл в Крым, а в конце 1918 года в Симферополе был избран профессором вновь созданного Таврического университета.

     В начале 1919 года принимал участие в составе Добровольческой армии в Белом движении, был редактором газеты «Великая Россия», заведовал литературной частью отдела пропаганды Добровольческой армии. В марте 1919 года был эвакуирован в Константинополь, затем через Софию перебрался в Белград.

     В 1920 году вернулся в Крым в качестве начальника информационного отдела при штабе Русской армии генерала П. Н. Врангеля. В октябре 1920 года в ходе Крымской эвакуации Н. Н. Алексеев окончательно эмигрировал из России.

     В 1921—1922 годах работал инспектором русской школы в Константинополе. В 1922 году Алексеев по приглашению П. И. Новгородцева занял должность учёного секретаря юридического факультета Русского народного университета в Праге. Здесь произошло сближение Н. Н. Алексеева с евразийцами.

     После того, как в 1931 году юридический факультет в Праге прекратил своё существование, а в Германии к власти пришли нацисты, Алексеев переехал в Страсбург, стал преподавать на Русских юридических курсах Сорбонны. В 1940 году Н. Н. Алексеев переехал в Белград, где принял участие в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны.

     В 1945 году ему удалось получить советское гражданство, но из-за ухудшения отношений между СССР и Югославией он был вынужден уехать в Швейцарию и с 1948 года он жил в Женеве, где продолжал заниматься правом и философией.

     Николай Николаевич Алексеев принадлежит к плеяде правоведов, которые на рубеже XIX—XX веков развивали идеи естественного направления в праве. Создаваемые ими концепции права тесно связаны с морально-нравственными идеалами того времени. Для них характерен живой интерес к судьбе России, её культуре, роли личности в истории и государстве, проблемам построения государства и права на принципиально новой основе.

     Как пишет Александр Аркадьевич Корольков (род. 22 марта 1941 года,— советский и российский философ и писатель, специалист по философии медицины, философской антропологии, философии культуры и русской философии, доктор философских наук, профессор, академик РАО (1992), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2002) и лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, «Русская философия подарила миру много загадок, одна из таких загадок — склонность именно юристов к философичности в русском понимании этого слова, так как очень многие русские мыслители по своему университетскому образованию были юристы (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Б. П. Вышеславцев и др.)».

     Имея диплом юриста и осмысливая роль философии права, Н. Н. Алексеев писал в 1918 году, что умозрительная задача оправдания права и государства издавна составляет признание славной и ныне забытой науки — истории права. Показательно, что вопрос о месте и роли права в обществе волнует Н. Н. Алексеева в тот момент истории, когда Россия переживает потрясения и ломку, когда рушатся старые ценности, а новые ещё не устоялись, когда мир потерял свою стабильность.

     Но для появления у H.H. Алексеева новой идеи социальной справедливости ему необходимо было знать все социально-правовые теории рубежа XIX - XX веков, когда рассматривался этот вопрос с позиций феноменологии, позитивизма, неокантианства, марксизма, философско-правового идеализма и ряда других течений, ибо для создания каких-то новых теорий и учений просто необходимо знать теории и учения своих предшественников.

     Евразийские идеи в целом и социальная философия H.H. Алексеева, объединившего в своей сбалансированной концепции консерватизм и либерализм, русское и европейское понимание социальной справедливости, которое сформировалось на пересечении влияния прогрессивных  идей русских мыслителей и ряда западных философов традиционалистской ориентации по развитию социальной справедливости.

     Социальная справедливость как основная аксиологическая категория социальной философии H.H. Алексеева, взросла на его анализе процессов постижения социально-правовых идей прошлого и современности, а важнейшие признаки категории социальной справедливости обосновываются из понимания им этой категории как ключевой во всех теоретических построениях философа.

     Именно социальная справедливость в философии H.H. Алексеева является не абстракцией, а главной правовой ценностью и духовным императивом человеческой деятельности, поэтому её воплощение в обществе вполне реально. Концепция мыслителя строится на морально-нравственной мировоззренческой установке, согласно которой общество должно, в идеале, на основе общинного опыта духовного познания действительной жизни, построить «систему учреждений» для реализации ценностей в соответствии с идеей развития социальной иерархии и порядка на принципиально новой основе.

     Важными опорными пунктами рассуждений H.H. Алексеева являются несколько выделенных им срезов справедливости. Философ рассматривает социальную справедливость, во-первых, как некоторый порядок отношений, в котором «каждому члену общества принадлежит свое место в жизни общества и каждому причитается то, что он заслуживает»; во-вторых, с его точки зрения, каждый является потенциальным носителем справедливости как «личной ценности» и, в-третьих, это должно быть в качестве основы для формулировки производных понятий, вытекающих из идеи развития социальной справедливости и других связанных с ней идей.

     Актуальность темы данной статьи обусловлена причиной необходимости развития теории и методологии социально-практического свойства для развития социальной справедливости в российском обществе. Современный период развития российской государственности обострил некоторый интерес населения России к философским концепциям развития социальной справедливости, в том числе, к версиям развития социальной справедливости в некоторых государствах Северной Европы и Северной Америки на интернациональной основе.

     Отношение к общей теории социальной справедливости имеет особую специфику,  которая предопределена религиозно-нравственными и общинными традициями в развитии менталитета всего сплава народов, населяющих Россию. Эта специфика наиболее концентрированно выражена в евразийских концепциях, среди которых своей оригинальностью, и в то же время адекватностью русской системе ценностей, выделяется концепция справедливости Hиколая Николаевича Алексеева.

     Стремление обосновать необходимость построения справедливого государства, сбалансированно сочетающего в себе русские и западноевропейские цивилизационные основания, отражено во всем творчестве этого философа. Принцип социальной справедливости определяет направление всех теоретических изысканий Hиколая Николаевича, нацеленных на разработку проекта евразийского идеократического государства.

     С социально-практических позиций, обращение к творчеству одного из крупнейших евразийских теоретиков Hиколая Николаевича Алексеева сегодня не только оправдано, но и необходимо. Без учета его принципов развития социальной справедливости просто неэффективны как законотворчество, так и современные проекты модернизации социального государства. Применение этого принципа, вкупе с отказом от неоправданно тотального экстраполирования западных аксиологических стандартов на социальные процессы в России, будет способствовать адекватной корректировке российских реформ с возвращением к отечественным общинным ценностям.

     Интерес социальных мыслителей к теме социальной справедливости сохраняется на протяжении всей истории развития человечества. Философы разных эпох, от Платона и Аристотеля до Маркса и Лафарга обосновывали свое понимание этой проблемы.

     Отношение H.H. Алексеева и других теоретиков классического евразийского наследия по этой теме к проблеме социальной справедливости изучено меньше.    Современный подход к постижению евразийских идей и, в частности, теоретического наследия H.H. Алексеева, предполагает синтетическое, комплексное исследование его концепции справедливости, а также философских, идеологических, аксиологических, политических, социально-экономических, культурных, антропологических и других аспектов евразийства, требует диалектического понимания социального прогресса, раскрытия прогностического потенциала евразийского проекта.

      В них разработаны методология, система подходов к проблеме, ряд понятий, способствующих теоретически корректному изучению объектов. Но нерешенными остаются еще многие важные вопросы. В частности, большой научный интерес представляет специальный социально-философский анализ концепции справедливости в евразийском учении H.H. Алексеева.

     Рабочей гипотезой исследования является тезис о том, что в социальной философии H.H. Алексеева социальная справедливость представляет собой основную аксиологическую категорию, определяющую иерархический порядок распределения всех возможных производимых в обществе ценностей. Принцип социальной справедливости лежит в основании всех теоретических построений H.H. Алексеева, и особенно явно обнаруживается в его конкретных аксиологических, идеологических, политических и экономических разработках проекта евразийского идеократического государства.

     А что же такое идеократическое государство.

     Идеократия — (от гр. idea — идея, kratos — власть) — политический строй в государстве, когда правящий класс или правящая группа руководствуются при формировании и управлении обществом не столько экономическими или иными мотивами, сколько реальным или воображаемым идеалом, идеологической доктриной, например, какой-либо религиозной,  политической или социально-экономической идеологией.

     Осмыслению H.H. Алексеевым идеи развития социальной справедливости способствовали социально-правовые теории рубежа XIX - XX вв., рассматривающие вопрос с позиций феноменологии, марксизма, позитивизма, неокантианства, философско-правового идеализма и ряда других течений. Именно поэтому здесь предметом исследования является евразийский принцип социальной справедливости как базовая основа всех философских построений H.H. Алексеева, но всё по порядку.

     Социальная справедливость, в силу ее духовно-аксиологической и нормативной сущности, является истинной мерой относительного достоинства ценностей самого человека в обществе. Справедливый социально-экономический порядок отношений должен выражаться в иерархически правильном соотношении степеней ценностных достоинств от заслуг человека перед обществом. Этот порядок идеален, как идеально целое, образуемое правильно соотносящимися ценностями, поэтому к нему применимо и определение «реальных целокупностей», как, например, общественного целого материального и общественного целого в денежной, финансовой форме.

      Нет сомнений, что «реальные целокупности» материальных и денежных ценностей носят различный характер в понимании достижения социальной справедливости, ибо достижение материальной удовлетворённости часто могут ограничиваться в силу простых физиологических и естественных условий потребления материальных благ, а что касается ценностей в денежной форме, то сытости в деньгах не бывает ни у бедных, ни у богатых, ни у умных, ни у глупых, и в то же время денежная масса общества тоже имеет свои границы и эта масса должна соответствовать массе продаваемых товаров!

      В то же время несоответствие между товарной и денежной массами есть одна из  излюбленных экономистами причин возникновения социально-экономических кризисов при капитализме.  А ещё именно деньги и их власть формируют основу влияния на человека после физического и морально-духовного влияния!

      Однако денежные ценности становятся благом только тогда, когда на них приобретают какие-либо блага, в том числе и духовные блага, а идеальное отношение ценностей («hierarchia divina») управляют миром человеческой справедливости («hierarchia humana») при условии, что каждый получил по заслугам перед обществом.  Но когда всё приобретается за деньги, то именно тогда и возникают проблема социальной справедливости в обществе!

      То есть именно власть денег, если нет законных гарантий на определённые нормы базовых благ от их общего производимого народом количества необходимого для социально благополучой жизни по труду на благо общества, и лишает людей возможности правильно соотносить условия жизни между заслугами и получаемыми благами, между трудом и вознаграждением за труд.

      А так как в социально справедливом обществе все должны трудиться на благо общества в узаконенное равное для всех рабочее время, то это значит, что по Алексееву каждый,  затрачивая узаконенное равное количество труда по времени за честно и справедливо нормированный труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее по своей профессии и квалификации, должен иметь и право на свою узаконенную норму базовых, необходимых каждому средств для жизни от общего количества производимых народом благ в виде добротного жилья, качественной продукции для полноценного питания и для изготовления одежды!

      Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия и для дальнейшего развития принципов социальной справедливости в обществе.   

      Чтобы дети в таком обществе имели право на всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии!

     Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо гражданам социально справедливого общества не наплевать на будущее своих внуков и правнуков!  И чтобы старики и другие нетрудоспособные имели самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость или законное пособие как нетрудоспособные!

     А когда с развитием экономики и людей общества не только базовые социально-бытовые блага, но и все средства коммуникаций будут доступны всем по этому принципу, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, для творческой и созидательной жизни, для полноценного отдыха каждого честного и добросовестного человека после трудового дня и для дальнейшего развития общества, ибо предела совершенству не существует!

     И тогда вполне возможно, что для производства необходимых средств для жизни и развития человечества вполне будет достаточно четыре часа рабочего времени, а остальное время люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!

     А сказочку про коммунизм, где в основном будут работать роботы, а люди будут трудиться на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям независимо от результатов общественно необходимого труда пора забыть!

     Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

     История показывает, что большинство государств строится не по утопическим проектам философствующих теоретиков, а на основе противоположностей позитивного и негативного жизненного опыта в обществе.

     Очень важно знать позитивный опыт и уметь его использовать, избегая негативный опыт и это несомненно должно быть одной из основных забот любого государства при развитии общества и особенно при развитии системы образования подрастающего поколения.

     Под образованием необходимо понимать единство по приобретению знаний, трудовых навыков и морально-нравственное воспитание в соответствии с целями по развитию общества самых мудрых представителей человечества.

     Учитывая, конечно, что мудрость это ум с добром, а ум без добра это хитрость  подлых и безнравственных людей, для которых весь труд часто заключается в стремлении жить обирая и эксплуатируя других людей.