595 ДМБовский фотоальбом ч. 1 13-14 октября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

595. ДМБовский фотоальбом. Часть 1. 13-14 октября 1973 года.

Понятие «флотская служба» означает военную службу на флоте, на Военно-Морском Флоте, а понятие «боевая служба» (БС) – службу на корабле или в боевой части в условиях максимально приближенных к боевым, то есть с выполнением приказов и задач, связанных с применением соответствующего вооружения. Применительно к боевым кораблям (надводным и подводным) понятие БС (боевая служба) означает автономное (одиночное) или групповое пребывание кораблей или корабельных ударных групп (КУГ) в полной боевой готовности в дальней морской зоне ТВД (театра военных действий).

Для военных моряков ВМФ СССР и России понятие БС, боевая служба или «автономка» всегда означало и означает самое главное, самое желанное и самое значимое событие в их флотской службе и судьбе. БС (боевая служба) – это итог огромной и тяжкой боевой и политической учёбы и подготовки, тренировок и испытаний; это цель и экзамен военной службы на флоте. Только успешно прошедший БС (боевую службу) вправе считаться настоящим военным моряком – военмором.

БС (боевая служба) кораблей – это обязательно выход в открытое море, в районы ведения настоящих боевых действий и взаимоотношений с кораблями и средствами поражения противника (вероятного противника); это обязательное противодействие капризам погоды на море, которые могут быть жёсткими, жестокими и даже смертельно опасными.

БС (боевая служба) – это всегда противодействие различным ЧП (чрезвычайным происшествиям), авариям, поломкам, травмам, болезням; это экзамен на индивидуальный и коллективный профессионализм, готовность к бою, мужество, терпение, выдержку и находчивость.

БС (боевая служба) – это всегда испытание человека (моряка) на «вшивость», то есть на стойкость или слабину характера, физических, духовных и душевных качеств личности моряка и человека; после успешного прохождения БС моряк (человек) обязательно становится значимой, уважаемой и самоуважаемой личностью.

Все, кто успешно прошёл БС (боевую службу), понимают её значение и святость без слов, им достаточно только взглянуть на внешний облик военного моряка, увидеть его знаки классности и знак-жетон «За Дальний поход», услышать его слова и манеру речи, почувствовать его уверенную манеру поведения; всем другим, кроме перечисленного, требуются какие-либо иные подтверждения статуса личности военного моряка.

В официальных кругах (администрации, органы власти, работодатели) такими подтверждениями являются документы моряка, его дипломы, приказы о награждении, почётные грамоты и т.д. В среде сослуживцев, военных моряков и флотских братишек, достаточно просто соответствующего поведения и элементов военной формы моряков: берет, бескозырка, тельняшка. Среди родных, близких и родственников, кроме перечисленных знаковых элементов флотской службы огромную значимость и роль имеют фотографии, на которых зафиксированы моменты флотской службы или БС (боевой службы).

Можно, как угодно броско, пышно и красиво выглядеть бравым военным моряком в парадной военной форме; можно как угодно настойчиво и навязчиво красоваться всякими украшательствами военной формы и вести себя, якобы, как «бывалый моряк-годок», но без документального (фотографического) подтверждения своего фактического бытия на БС (боевой службе) не завоевать «на гражданке» должного авторитета настоящего военного моряка. Вот почему одна из главных забот ДМБовских годков – это составление и оформление ДМБовского фотоальбома.

Обычные гражданские люди тоже поражены этой традиционной страстью – запечатлеть себя в разных местах, чтобы потом, показывая или, глядя на свои фотографии, с гордостью говорить, утверждать и подтверждать: «Я там был!». Ещё великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил, описывая события поэмы-сказки «Руслан и Людмила»:
 
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

На фотографиях в ДМБовских фотоальбомах обычно мало чего интересного: как правило, строгие лица моряков на редких студийных фото или улыбчивые лица и головы с бескозырками на затылках. Иногда фото моряков со спасательными кругами на плечах или на фоне орудийных стволов, или с «машками» (швабрами) в руках. Иногда, правда редко, бывают фотографии моряков на боевых постах на фоне приборов, экранов, вентилей и т.д. Также редко бывают фотографии моряков на фоне кораблей, корабельного оборудования (как правило, на баке или на юте).

Фотографирование на боевых кораблях в 70-е годы XX века было категорически запрещено из-за необходимости сохранения государственной и военной тайны. Разрешалось фотографирование только военным корреспондентам, а также для официальных разрешенных мероприятий: собраний членов экипажей, политзанятий, строевых смотров, спортивных состязаний и т.д. Также иногда официально фотографировали членов экипажей для оформления стендов наглядной агитации, личных дел моряков, стенгазет и т.д. Отдельно фотографирование военных моряков использовалось для их поощрения за хорошую и отличную службу.

Однако военные моряки как-то ухитрялись фотографироваться и фотографировать, и тогда в их фотоальбомах появлялись редкие жанровые, репортажные, портретные и пейзажные, а порой и редчайшие документально-исторические снимки. Малочисленность фотоснимков со службы часто компенсировалось в ДМБовских альбомах рисунками, картинками, вырезками из газет и журналов. В любом случае каждый уважающий себя ДМБовский годок сам или с помощью подчиненных ему подгодков, молодых матросов и салаг старался как можно красочнее и богаче оформить свой ДМБовский фотоальбом.

Обязательными элементами ДМБовских фотоальбомов были: накладные наименования флотов и кораблей, на которых служили ДМБовские годки, студийные фотографии разных годов флотской службы, жанровые и репортажные фотографии, рисунки кораблей или парусников, поздравительные открытки, картинки и вырезки из газет и журналов, итоговый рисунок прибытия военного моряка домой и встреча с любимой девушкой, в коротенькой юбочке с обнажённой в порыве страсти попкой и долгим и жарким совместным поцелуем…

Если ДМБовский годок участвовал в дальнем походе боевого корабля и был на БС (боевой службе), то, как правило, в ДМБовском альбоме обязательно должны быть: хоть одна-две фотографии с боевой службы; фото на фоне моря, на фоне других боевых кораблей (своих и чужих); фото вместе с жителями тех мест и портов, куда заходили с визитом и т.д. Эти фотографии особенно ценились и использовались для документального подтверждения в рассказах типа «мы там были» или «плавали, знаем!».

Из-за господствующего в советское время на венной службе режима тотальной секретности датировать или как-то иначе подписывать и комментировать фотографии в ДМБовских фотоальбомах было не принято, поэтому в них пояснительные надписи были редкими. Как правило, писали только название флота и корабля, на котором служили.

Наклеивая фотографии друзей, как правило, не писали фамилий, надеясь на память и желание «не забыть никогда флотскую дружбу». Жанровые фотоснимки на фоне судов, кораблей или каких-либо мест (островов, портов и т.д.) вообще не комментировали, чтобы случайно не выдать военную тайну и избежать претензий командиров и «особистов» (представителей КГБ). Однако и такие «немые» фотографии обладали несомненной фактологической и исторической ценностью.

Приблизительную датировки фотоснимков можно было осуществить по предполагаемому (наиболее реальному) возрасту тех, кто был на этих снимках или по соответствующему событию, изображённому на снимке. Приблизительную датировку снимка можно было сделать по запечатленным на них растениям, предметам, афишам, аксессуарам.

Гораздо труднее было восстановить ФИО персонажей на фотоснимках. Для этого бывшие ДМБовские годки часто собирались или встречались друг с другом, показывали свои ДМБовские фотоальбомы, спорили, вспоминали, рассказывали, сочиняли свои мифы и легенды о флотской службе…

Наибольшую ценность имели «датированные фотоснимки», на которых либо видны были даты съёмки (как правило, только год, иногда месяц фотосъёмки), либо даты были написаны на обороте фотоснимка. Такие «датированные» фотоснимки уже являлись «историческими», документальными, ценными для историков, аналитиков, специалистов и разведчиков, так как дают массу информации о типичных реалиях отображенной на фотоснимках исторической действительности.

Фотоснимки в ДМБовских фотоальбомах, прежде всего, фиксируют внешний облик и возраст персонажей, их фактический или предполагаемый возраст, форму одежды (моду) определённого времени или периода военной службы, обувь, головные уборы, прически, аксессуары, награды, знаки и значки, даже манеру поз и поведения героев фотоснимков (персонажей).

Сюжеты фотографий в ДМБовских фотоальбомах, особенно позы персонажей снимков, их жесты, их расстановка или посадка в кадре, выражение их лиц и глаз, улыбки и мимика отражают не только характер и нрав личностей, но и содержат в себе фабулу события (событий), несут в себе характерный дух или «печать» конкретного события или исторического времени. Именно такие фотографии являются либо подтверждением фактических событий, либо источником для бывальщин, легенд или мифов о военной (флотской) службе.

Дополнительную или главную ценность фотоснимкам в ДМБовских фотоальбомах придают специально или случайно попавшие в кадр события, обстановка, флора и фауна, ландшафты и пейзажи, улицы и дома, здания и сооружения, транспорт, оборудование, оружие, техника, приборы, посуда и т.д., и т.п. Живая или жанровая фотография – это самое ценное в ДМБовских фотоальбомах. Недостаток этих фотографий компенсируется вырезками из газет и журналов, открытками, картинками или рисунками.

Главным достоянием и главной ценностью любых ДМБовских фотоальбомов является человек, герой или персонаж (персонажи), потому что в них, как в капле воды, отражается время, эпоха, история как конкретного человека, так и конкретного корабля (воинской части), флота, страны, государства. Отсюда важность и ценность годковских ДМБовских альбомов, которые желательно сохранять в семьях как реликвии, как исторические данные, как народный архив Отечества.

Кроме всего прочего ДМБовские фотоальбомы считаются отражением и проявлением флотской культуры, морально-политических принципов и ценностей военных моряков, флотского и годковского духа, правил и норм неписаного традиционного «годковского закона». Таким образом, ДМБовский фотоальбом для военного моряка является его фактологическим отражением и выражением на всю оставшуюся после флотской службы жизнь.

Традиция изготавливать и оформлять ДМБовские фотоальбомы возникла в русской армии и на флоте очень давно, вероятно, с момента возникновения техники и технологии фотографирования в 80-е годы XIX века, но сильнее всего с момента изобретения в 1911 году Оскаром Барнаком малогабаритной фотокамеры «Лейка» немецкой фирмы «Лейтц». Тогда же была изобретена лампа-вспышка, которая позволила делать фотоснимки при неудовлетворительном освещении.

Солдаты и матросы времён Первой мировой войны 1914-1917 гг. уже имели на внутренних поверхностях крышек своих небольших фанерных чемоданчиков: портретные и жанровые, фотографии, открытки, вырезки из газет и журналов, рисунки и иные украшений, которыми «хвалились» у себя дома или перед знакомыми и близкими людьми. С 1917 года фотографии становятся массовым увлечением практически всех, потому что бурные исторические события властно требовали их документальной фиксации.

С 1925 года практически во всех советских семьях, даже в самых отдалённых и глухих деревнях и районах страны, появляются на стенах домов, на специальных фанерных стендах с рамками, наборы фотографий, картинок, вырезок из газет и журналов, рисунков, а также пакеты или уже фотоальбомы с фотографиями, расположенными в них либо хаотично, либо в хронологическом порядке. При этом ДМБовских фотоальбомов практически ещё нет, вместо них увольняющиеся в запас военнослужащие имеют пачки своих фотографий.

Начиная с 1932 года, становятся общедоступными малоформатные дальномерные фотоаппараты типа «Лейка» и фотографией начали увлекаться все: и гражданские, и военные. С этого времени начали выпуск разнообразных фотоальбомов с прорезями для стандартных фотоснимков, с клейкими «уголками» или с чистыми картонными листами для наклейки на них фотоснимков.

Жёсткие условия боевой военной службы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, угроза безвременной гибели в бою, подвигали воинов к фотографированию себя и своих друзей-сослуживцев. Множество фотоснимков военных фотокорреспондентов печаталось в многочисленных советских газетах и журналах. В это время возникла необходимость и традиция фотодокументального подтверждения военнослужащими своих званий, должностей, наградных регалий, пребывания их на фронте, в боях, в местах пребывания.

Указанные традиции закрепились в послевоенные 40-е и 50-е годы, превратились в общегражданскую народную моду составления семейных фотоальбомов. В 60-е годы XX века традиция ДМБовских фотоальбомов была еще не развита и фотографии ДМБовских годков с флотской службы просто дополняли семейные фотоальбомы.

С 1961 года «Генеральным штабом ВС была проведена целая серия оперативно-стратегических, фронтовых, оперативных, командно-штабных, войсковых учений с участием соединений и частей РВСН, двухстепенных военных игр и учений на картах, в том числе при взаимодействии с армиями стран Варшавского Договора. Смысл этих учений был в срыве внезапного нападения противника, расположенного на одном из континентальных ТВД путём нанесения по его объектам массированных ракетно-ядерных ударов». Подобные учения проводились и на ВМФ СССР, на всех флотах. Ясно-понятно, что такие учения и боевая подготовка экипажей боевых надводных и подводных кораблей проводились при строгом соблюдении всех требований военной и государственной тайны. Поэтому наиболее массово ДМБовские фотоальбомы начали создаваться только в самом начале 70-х годов XX века.

Самым мощным и масштабным оперативно-тактическим учением ВМФ СССР стали первые океанские манёвры «Океан», посвящённые столетию со дня рождения В.И. Ленина, состоявшиеся с 14 апреля по 5 мая 1970 года под руководством Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза заместителя министра обороны СССР Сергея Георгиевича Горшкова (1910-1988). В учении «Океан» приняли участие военно-морские силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни надводных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, десятки вспомогательных судов, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО. Впервые в истории советского флота к участию в манёврах было привлечено большое количество атомных ПЛ, вооружённых баллистическими и крылатыми ракетами и самонаводящимися торпедами. Вот тогда-то и появилась флотская мода на первые ДМБовские фотоальбомы. При этом возникли и первые «стандарты» в оформлении ДМБовских фотоальбомов.

Фотографироваться и собирать любительские фотографии с флотской службы годки начинали с начала периода «100 дней до Приказа» (о ДМБ). При этом, как правило, командование организовывало студийную фотосъёмку моряков в дни принятия воинской присяги и в даты годовщины службы на флоте. Групповые и массовые снимки годков и ДМБовских годков с командирами кораблей, замполитами и командирами боевых частей делались, как правило, перед их убытием с кораблей или из воинских частей. Непосредственное составление и оформления ДМБовских фотоальбомов, начиналось, как правило, за две-три недели до предполагаемой даты ДМБ.

Перво-наперво оформлялась обложка ДМБовского фотоальбома, которая должна быть торжественной, яркой, броской, достойной. Для этого на обложку купленного в магазине фотоальбома наклеивались вырезанные из тонкого листового мельхиора или латуни буквы наименования флота: ДКБФ, ЧФ, СФ, ТОФ, КФ, контур и названия корабля, а также годы службы на флоте. Например: ДКБФ 1971-1974 БПК «Свирепый» - автор.

На обратной стороне обложки, как правило, наклеивалась или рисовалась карта с маршрутами боевых походов корабля с указанием годов или дат этих походов, а также мест заходов в иностранные порты. При этом карта обязательно должна быть схематичной, не подробной и без географических координат (это военная тайна).

На первой титульной странице ДМБовского фотоальбома начинались фотографии: либо основная тематическая фотография ДМБовского годка (фотопортрет), либо фото ДМБовского годка с такими же, как он годками, либо фото годка на фоне корабля и т.д. На последующих страницах ДМБовского фотоальбома размещались другие фотографии, рисунки, открытки, картинки, вырезки из газет и другое.

В ДМБовском фотоальбоме обязательно должны быть листы тонкой полупрозрачной кальки, которая предохраняла фотографии на листах. На этих листах кальки обязательно фломастерами или цветными карандашами рисовались парусные корабли, юмористические рисунки из флотской жизни, просто красивые картинки. На листах кальки моряки писали друг другу свои адреса и пожелания.

Недостаток фотографий в ДМБовских фотоальбомах компенсировался надписями и картинками, вырезками из газет и журналов. Часто в альбомах крупно писались и красочно оформлялись тексты стихов, песен и самодельных афоризмов. К этим стихам, как правило, добавлялись рисунки, картинки или части красочных открыток (в том числе открыток с фотографиями киноактрис).

Не … моряк, наступит ДМБ,
Пройдут на флоте годы как вода,
И на гражданке в дату ДМБ
Мы загуляем, братцы, до утра!

Открою ДМБовский свой альбом.
Здесь вся моя морская служба.
Здесь в каждом фото, в имени любом,
И честь, и доблесть, и морская дружба.

(в место, обозначенное многоточием, как правило, помещались слова-понятия, обозначавшие физиологические проявления грусти, печали или отчаяния военнослужащих, например «не плачь моряк»  – автор).

В ДМБовских альбомах наиболее чувствительных моряков обязательно были стихи и песни о море, о военно-морской службе, о девушках, которые ждут моряков на берегу. Особенно часто в ДМБовские фотоальбомы помещали традиционные красочные рисунки или картинки, на которых были красивые девушки из журналов. Очень редко в альбомы ДМБовские годки помещали эротические фото или картинки (их хранили и имели отдельно). Зато часто в этих альбомах были рисунки или картинки разных кораблей и самолётов ВМФ СССР, США и НАТО.

На последних страницах ДМБовских фотоальбомов, как правило, размещали красочно оформленные приказы СО СССР о ДМБ и рисунки, изображающие прибытие ДМБовского годка домой и встречу с любимой девушкой. Девушка обязательно должна быть в коротком домашнем халатике, в страстном порыве-поцелуе и с обнажённой попкой…

Командиры и замполиты кораблей и воинских частей, командиры боевых частей, дежурные офицеры и мичманы, конечно знали, что старшины и рядовые матросы, особенно годки и ДМБовские годки активно фотографируются, печатают украдкой фотографии, готовят и оформляют свои ДМБовские фотоальбомы. Это дело не поощрялось, но и не запрещалось. Только во время схода с корабля ДМБовских годков выборочно командиры, замполит и дежурные офицеры проверяли содержимое ДМБовских фотоальбомов, ноя, например, не знаю ни одного случая изъятия этих альбомов у ДМБовских годков БПК «Свирепый». Военную тайну на нашем корабле хранили строго и свято. При этом чаще всего годки и ДМБовские годки отправляли свои фотоальбомы домой по почте за несколько дней до ДМБ.

Также поступил и я, отправив по почте домой первые два больших фотоальбома о первых двух годах флотской службы. Мне было гораздо легче это сделать, потому что я, кроме всех остальных моих обязанностей, был ещё корабельным почтальоном, то есть доверенным лицом, имеющим право принимать и отправлять на почте в ВМБ Балтийск и в городе Балтийск письма, телеграммы, почтовые извещения, посылки, бандероли и т.д. Для этого я регулярно (практически ежедневно) посещал здания почты в базе и в городе.

Другие моряки-свиреповцы отправляли свои почтовые отправления во время краткосрочных увольнительных в город. Дело в том, что я не соглашался это делать за других, в том числе и за моих друзей-годков, чтобы избежать путаницы, ошибок, недоразумений , а тои противоправных деяний. Мне было строго-настрого командиром корабля капитаном 3 ранга Е.П. Назаровым и замполитом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным приказано не брать ни у кого деньги, документы и фотографии для пересылки по почте кому-либо и куда-либо. Мне было приказано отправлять только запечатанные и правильно оформленные (с почтовым индексом и адресами) конверты, бандероли и посылки весом до 5 кг.

Такая служебная и принципиальная моя позиция корабельного почтальона не всем нравилась в экипаже БПК «Свирепый», но я физически не мог тащить огромные сетки-авоськи с тяжёлыми посылками, бандеролями и сумку с письмами и телеграммами, чтобы в течение одного-двух часов отправить всё это на почте адресатам (на большее время мне увольнительную с корабля не давали). Зато я на общекорабельном комсомольском собрании организовал принятие решения о том, чтобы командиры боевых частей или офицеры боевых частей проводили коллективные или индивидуальные увольнения матросов и старшин для отправки домой по почте важных писем (справок, документов), телеграмм, посылок и бандеролей (в том числе фотоальбомов и ДМБовских альбомов).

Фотоиллюстрация из сети Интернет. 1973 год. ВМФ СССР. Пример оформления обложек ДМБовских фотоальбомов разных лет и флотов.