Дядя Пава в гостях у родственников

Владимир Варнек
Настоящая публикация является  продолжением миниатюры «Об одном захоронении в Александро-Невской лавре» от 03.08.2023, в которой рассказано о совместном захоронении художника-портретиста  Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843) и его самого младшего сына Павла Александровича (09.04.1841 – 1929?).  Именно он и запечатлен выше на двух старинных фотографиях, приложенных к миниатюре, в окружении  близких родственников. Родственники  звали своего гостя дядей Павой, и о них будет сказано ниже. 

Сам же дядя Пава запечатлен на обеих фотографиях крайним справа, причем на первой из них он сидит, подбоченившись,  и с хитринкой во взгляде смотрит на фотографа. На второй фотографии взгляд его полон озорства, и, думается, что ему, не имевшему собственных детей, нравилось быть озорником при общении с детьми своих близких родственников.

К предыдущей миниатюре была приложена портретная фотография Павла Александровича, а если учесть два фото, приложенных к настоящей миниатюре,  то это  все, что сохранилось в петербургской семье Матюшкиных с давних времен до настоящего времени. Благодаря этим фотографиям более чем столетней давности мы и можем представить, каким был при жизни самый младший сын художника-портретиста  А.Г. Варнека, покоящийся ныне вместе с отцом в Александро-Невской лавре. 

И хотя при жизни он был простым петербургским чиновником, мне захотелось отыскать подробности его жизни, и это удалось сделать, благодаря тому, что с годами в результате общения  с потомками художника и с некоторыми источниками информации, о которых сообщу ниже, кое-какие сведения о герое публикации у меня появились. 

Так, еще в 2007 году известный российский искусствовед  Банников Анатолий  Павлович (26.07.1938 – 27.05.2011), с которым мы тогда начали переписываться, подарил мне свою книгу с краткими биографиями  российских  коллекционеров [1]. И в ней в числе  2110 коллекционеров был назван Павел Александрович Варнек – петербургский коллекционер рубежа XIX – XX вв,  о котором говорится: «Внук  художника Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843).  Имел собрание работ своего деда и мастеров  его времени».

Сожалею сейчас, что в то время не догадался поинтересоваться у автора книги, из какого  первоисточника  позаимствована информация о Варнеке-коллекционере и о том, что он был внуком художника – портретиста. т.к. и сейчас в одних случаях его называют сыном А.Г. Варнека, а в других - внуком. 

Так  на новом генеалогическом сайте Familio, содержащем важные сведения о службе Павла Александровича, он назван внуком А.Г. Варнека и сыном  первого сына художника -  Александра (1815 - ?). И это не согласуется  как с информацией  В.С. Турчина [1], так  и с представленной на сайте Александро-Невской лавры, а также на сайте Geni, где Павел назван сыном А.Г. Варнека, причем датой его смерти указан 1929 год.

Но вначале коснусь вопроса о том, был ли  Павел Александрович коллекционером? Полагаю, что им он  был, причем несколько находившихся у него картин впоследствии оказались у нашего с братом Александром деда Александра Николаевича Варнека (07.12.1892 – 19.06.1972), школьного учителя математики одной из ленинградских школ.

Наш дед был последним представителем семейства  Варнеков в городе, и его выслали из Ленинграда в удаленный район Башкирии в 1935 году, как высылали тогда в связи с убийством Кирова многих других представителей интеллигенции. Замечу, что отбыл он в ссылку не один, а с большой семьей, в составе которой были его жена Анна Николаевна (1906–1980), три дочери – Елизавета (1926–2008), Елена (1928–1993) и Инна (1933–2006), а также мать Елизавета Петровна Григорьева (1868–1940), урожденная Москальская (в первом браке–Варнек).

Абсурдной сейчас видится формулировка в личном деле деда, на основании которой он был выслан из города: «осужден 20.03.1935 г. как социально опасный преступник за дворянство».               

Нужно сказать, что покидая навсегда Ленинград, Александр Николаевич успел через доверенное лицо (Суздальскую Елизавету Ефимовну, проживавшую по ул. Достоевского 12), передать в Русский музей несколько произведений своего прадеда, которые хранились в семье, в том числе автопортрет художника и портрет его жены , а также пять акварелей [2].

Отбыла семья из Ленинграда в те времена, когда Павла Александровича,  родного брата   деда  Александра Николаевича (Варнека Григория Александровича), уже шесть лет как не было в живых. И скорее всего, в последние годы жизни коллекционера  многие картины из его коллекции были просто распроданы.

Но вернемся теперь к генеалогии Павла Александровича, который коллекционированием занимался в «свободное от работы время» и до ухода на пенсию  был гражданским служащим. Нужно сказать, что о нем на родословных сайтах  Geni и Familio появилось довольно много новых сведений,  которые представлены ниже.

Так на сайте Geni сообщается, что самый младший сын художника, Павел Александрович Варнек, надворный советник,  родился  9 апреля 1941 года, а  умер в 1929 году в возрасте 87-88 лет. Ближайшими его родственниками помимо отца, матери и жены  названы братья  Александр Александрович (05.12.1815 – до 1856), Иван Александрович (20.08.1819 – 03.11.1877) , Николай Александрович (30.08.1824 – 09.11.1897),  Константин Александрович (10.10.1827 – 10.09.1882) и Григорий Александрович (28.01.1835 -07.02.1892), а также две сестры – Елена Александровна Эльсон, урожденная Варнек (1832 -?) и Екатерина Александровна Варнек (1834 - ?). 

Здесь же со ссылкой на «Сборник метрических записей архивов Санкт-Петербурга» говорится, что 10 ноября 1893 года Павел Александрович (в возрасте 52 лет) вступил в брак с Анной Борисовной Володиной Кунтышевой, дочерью почетного потомственного дворянина. Жил он в конце 1860-х в доме № 103, кв. 47 по Фонтанке, а в последующие годы с женой – в доме № 4 на Ярославской улице, где был приют для вдов и сирот заслуженных гражданских чиновников.

Местом работы Павла Александровича была Канцелярия Петербургского таможенного округа департамента таможенных сборов МФ. Указано также время его работы  в названной канцелярии – с 1880 по 1897 гг.

На сайте Familio приведена также обширная информация о семье художника-портретиста. Однако здесь Варнек Павел Александрович представлен не как сын А.Г. Варнека, а как его внук, тогда как отцом его назван старший сын художника,  Варнек Александр Александрович (1815 - ?). Имя матери, при этом не указано. Не буду говорить об этой сомнительной версии, а обращу внимание лишь на биографические данные Павла Александровича.  На данном сайте указано, что родился он ок. 1843 г., а умер после 1889 г., что плохо сочетается с данными, приведенным на сайте Geni, причем не в пользу сайта Familio. 

В то же время, на сайте  Familio  приводятся довольно подробные сведения о службе П.А. Варнека, извлеченные из папки «Личные дела чиновников" с количеством листов 34. Так сообщается, что П.А. Варнек  с 21.02.1862 (в возрасте 21 года)  был принят в службу канцелярии служителем СПб таможни, а с 20.05.1863 стал занимать должность писца в Таможенном отделении Варшавской железной дороги. Затем за выслугу лет 10.10.1866  он был переведен в коллежские регистраторы. Далее  был губернским секретарем (18.06.1873), титулярным советником (01.121.1875),  коллежским асессором (01.02.1878), а  20.10.1878  был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. 

Завершается документ словами: «25.05.1881 переведен на ту же должность в Ревельскую таможню; смерть после 1889». Строго говоря, дата эта является малоинформативной, т.к. после нее «дядя Пава» жил еще довольно долго - 40 лет, если он действительно дожил до 1929 года, как указано на сайте Geni.

Поговорим теперь о фотографиях, приложенных к миниатюре, на которых зафиксированы эпизоды встреч Павла Александровича с близкими родственниками на природе.

Отцом  семейства, запечатленного  на фотографиях,  был   известный в Петербурге доктор  Обуховской больницы  Антонин Федорович Эккерт  (27.01.1864 - 1934), который изображен только на первой фотографии  сидящим в дачном домике. Молодая женщина в центре – Екатерина Николаевна Эккерт, урожденная Кобылина - жена доктора. Две девочки, старшая Зина и младшая Нина - их дети.

Разъясню теперь читателю природу родственной связи Павла Александровича с семьей доктора Эккерта. Можно сказать просто, что Екатерина Николаевна – правнучка художника А.Г. Варнека и внучка его второго сына, архитектора Варнека Ивана Александровича, который был родным братом Павла Александровича.

На второй  фотографии доктора Эккерта  нет, но присутствует его теща Мария Ивановна Кобылина, урожденная Варнек, внучка портретиста и дочь архитектора, которая стоит рядом с Павлом Александровичем Варнеком, своим дядей. Она же – мама запечатленной на этой же фотографии  Екатерины Николаевны Эккерт и бабушка трех девочек – Зины, Нины, и Веры, родившихся в 1895, 1899 и 1902 гг.

Первая из представленных фотографий была выполнена примерно в 1903, когда Вере исполнился только один год, а вторая – в 1909 гг., причем оценка эта была сделана на основании «прикидки» возраста девочек на представленных фотографиях. Нужно сказать, что даты рождения детей на фотографиях являются важными характеристиками при оценке дат их исполнения, поскольку для детей, особенно  маленьких, возраст этот с достаточной точностью может быть оценен. 

Рассматривая фотографии, ощущаешь добрую атмосферу семейного отдыха и гостеприимства. Видно, что семья доктора Эккерта рада гостю, посетившего близких родственников, и у него самого хорошее настроение от предстоящего общения  с ними. Думаю, что особенно он рад был детям, т.к. своих детей у него не было.

У меня же при рассмотрении фотографий возникает  чувство грусти.  Одним из оснований этому является знание особенностей того периода времени нашей истории, когда были выполнены эти фотографии.  Завершился 19-й век, и в новый 20-й век «перекочевал» лишь один из 12-ти членов семьи художника А.Г. Варнека - долгожитель «дядя Пава», перезахороненный в 1936 году в Александро-Невской лавре (см. предыдущую миниатюру).

Но как много предстоит еще пережить в начале 20-го века тем людям, которые изображены на фотографиях. Впереди их ждут революция и гражданская война, а затем непростые 1920-е и, особенно, 1930-е годы.   

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российских коллекционеров от Петра I до Николая II.1700 – 1918 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 607 с.
2. В.А. Варнек. Дома наших предков. История Петербурга. 2010. №6. С. 12-15.