Дела давно минувших дней Гл. 17 Загадка Мстиславы

Ефим Шейнис
Глава 17
Первая загадка Мстиславы

– Тетя Малуша, давай съездим в Предславино, – попросил в один из дней Светозар, – кто там сейчас живет?
– А ты и не знаешь? Там живет Рогнеда – жена князя Владимира и его две дочки Предслава, и Мстислава. Значит, тебе понравилась моя протеже?
– Понравилась. А кто такая Предслава?
– Она твоего возраста, хороша собой, много знает, говорит и пишет по-гречески и на латыни, очень музыкальна. Но на нее уже положил глаз и сватается Болеслав, князь Польский. Ты, наверное, знаешь, что Владимир склонен к династическим бракам и, конечно, хотел бы породниться с могущественным соседом. Но Предслава не согласна. Болеслав не молод, очень толстый, даже передвигается с трудом, а залезть в седло ему помогают слуги. Так что Владимир жалеет дочку и пока согласия не дает. Но обстановка может измениться. А Мстислава и по возрасту тебе лучше подходит, умненькая и не такая притязательная.
Предславино оказалось небольшим сельцом на окраине Киева. Скромный княжеский дом говорил о прохладном отношении Владимира к Рогнеде, в свое время она ему тоже отказала, и он захватил ее силой. Малушу внучки встретили радостными криками и объятьями. На Светозара обе посмотрели с интересом, и конечно, догадались о цели его приезда.
После угощения и обмена новостями Малуша сказала:
– Мстислава, Светозар в Предславино первый раз. Не покажешь ли ты ему ваш замечательный парк и речку? Сегодня очень тепло, вы сможете даже искупаться, захватите купальные костюмы.
Мстислава засмеялась и внимательно посмотрела на Светозара.
– Ты хочешь увидеть наш парк и речку? Умеешь плавать?
– Лучше тебя, я ведь вырос на Днепре.
– А ты, оказывается, хвастун. Надеюсь, это единственный твой недостаток?
– Я еще люблю вкусно поесть. И, когда работаю, не терплю, чтобы мне мешали.
–  А что у тебя за работа?
¬– Это долгий разговор. Как говорил мой дед, много будешь знать, скоро состаришься.
Они собрались и вышли из дома.
¬– Рогнеда, – обратилась к невестке Малуша, когда они остались наедине, – как тебе нравится мой племянник Светозар? Что, если я сосватаю за него Мстиславу? Он – внук князя Мала, молод, хорошо образован, владеет имением в городе Малине. Как ты думаешь, согласится Владимир? Ты поддержишь мое сватовство?
– Моего мнения Владимир не спрашивает. Он – твой сын. Может и согласится, если у него нет другого плана.
Когда Светозар с Мстислава вышел в парк, он не знал с чего начать разговор, но она начала первой
– Я слышала, ты пишешь историю Руси. Это тебе интересно?
– Да.
– Тогда расскажи что-нибудь.
– Ты знаешь, кто основал Киев?
– Да. Три брата: Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь.
– Ты знаешь, как погиб Вещий Олег?
– Знаю. Предсказатель сообщил, что смерть князя ждет от его любимого боевого коня. Чтобы пророчество не сбылось, Олег велит кормить любимца, но больше к нему не подходит. Через годы лет конь умер и князь, придя проститься с ним, посмеялся над пророчеством. Но, увы, предсказатель был прав – из черепа коня выползла ядовитая змея, укусила Олега, и он умер.
– Мстислава, ты очень много знаешь. Выходи за меня замуж. Мне нужна такая помощница.
– Тебе нужна жена или помощница?
– Извини, я неудачно выразился. Ты веришь в любовь с первого взгляда?
– Только такая любовь настоящая.
– Так ты пойдешь за меня?
– Бабушка Малуша сказала, что ты очень умный. Тогда отгадай загадку. Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним либо волк, либо коза, либо капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Светозар знал эту загадку, но сделал вид что думает. Через несколько минут сказал:
– Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин перевозит козу, возвращается и берет волка. Перевозит на другой берег, где его оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно. Тетя Малуша сказала, что ты тоже очень умная.
Теперь я тебе загадаю загадку.
– Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежавших ему лошадей так, чтобы старший взял половину всех лошадей, средний треть и младший девятую часть. Старик умер и оставил 17 лошадей. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится, ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним и разделил лошадей точно по завещанию. Как он это сделал?
– Эта загадка не решается.
– Решается. Мудрец присоединил к стаду свою лошадь, и их стало 18. Теперь это число делится и на 2, и на 3, и на 9.
– Какое же это решение? Мудрец лишился лошади!
– Не лишился. Первый сын получил 9 лошадей, второй – 6, а третий 2. Всего 17. Свою лошадь мудрец получил обратно.
– Какой ты умный, – Мстислава наклонилась к нему и поцеловала его в щеку, – ты мне нравишься. Пойдем купаться.
Вода оказалась неожиданно холодной и после купания оба, мокрые и дрожащие закутались и уснули под одним одеялом.
Когда они красные и смеющиеся вернулись, Малуша их обняла и сказала, что будет просить у Владимира разрешение на их брак.