77. Крот истории. О Русско -Японской войне

Муратов Витольд
На фотографии изображены европеизированные японцы начала ХХ века.

Муратов Витольд    Впервые опубликовано

Человечество входило в новое столетие с оптимистической уверенностью в дальнейшем продолжении прогресса во всех областях своей деятельности.
 
Молодой русский император Николай Второй совместно с королевой Бельгии Вильгельминой впервые в мировой практике предложил провести международный плебисцит по поводу сокращения вооружений.

 Правда, на юге Африки шла англо-бурская война (1899-1902),  в которой уже появились концлагери и бронепоезда, но,  всё же,  война велась только в рабочие дни, а на воскресенье устанавливалось перемирие.

 К этому времени наиболее  значительные события произошли на Дальнем Востоке, где неожиданно для большинства европейцев возникла  хорошо вооружённая и достаточно промышленно развитая имперская Япония. Крайне бедная природными ресурсами и потому жизненно заинтересованная в приобретении колоний.

После восстания 1637 года Япония полностью изолировала себя от европейского влияния.Эта политика «закрытых дверей» носила название «сакоку», в соответствии с которой жителям Японии под страхом смерти запрещалось покидать страну.

Попытки начать с Японией деловые отношения интенсифицировались в конце 18 в. Так, купец из Якутска Павел Лебедев-Ласточкин  в 1778 году тщетно пытался начать торговлю на Хоккайдо
 
В 1825 году в Японии был издан приказ морской страже убивать на месте иностранцев, высаживающихся на берег. Основой такого решения был эдикт императора, требующего «не думать дважды».

Но 31 марта 1854 году в бухте города Эдо (Токио)  бросила якорь эскадра вооружённых артиллерией американских «чёрных кораблей» под командованием коммодора Мэтью Перри.
 
Он просто,  без лишних слов продемонстрировал японцам  в действии корабельные орудия Пексана, ставшие первыми морскими бомбическими орудиями, стрелявшими разрывным бомбами и  производившими катастрофический эффект на деревянных кораблях японцев.

По сути это было одним из первых  случаев широко известного ныне американского паблисити, основанного на немногословной демонстрации своих товаров, после которой покупатель сам решал, брать ли этот товар, или нет.

К чести японцев следует отнести то, что они после этого не ввязались в бессмысленную и героическую войну со своими деревянными пушками, но  подписали договор, открывший им в результате доступ к новейшим технологиям.   Поскольку сопротивление было совершенно бессмысленным, власти приняли решение всемерно овладеть достижениями Европы и Северной Америки, чтобы иметь возможность в будущем проводить собственную независимую политику.

И оказались правы, став со временем серьёзным оппонентом США.
С 1860 по 1867 из Японии в Европу и США были направлены по образцу Петровской России начала XVIII века семь «Дипломатических посольств, а также для обучения».

3 февраля 1867 года престол занял о 15-летний сын императора Муцухито  (Мэйдзи), став 122-м императором  (микадо) Японии. Столица была перенесена из Киото в Токио, а император был поставлен во главе государства.

В  эпоху Императора Мэйдзи  введённая конституция привела к созданию двухпалатного парламента по английскому образцу. Началось образование нового высшего класса. А по  образцу законодательства Германии был составлен свод гражданских законов, соединивший гарантирование положений существовавших ранее правил управления фамильной собственностью с новыми положениями права на частную собственность в условиях рынка.

Были введены: обязательное всеобщее школьное обучение и всеобщая воинская обязанность. Григорианский календарь и основаны газеты (уже в 1868 году их было 16), а также свобода совести.

Проводя модернизацию, японцы использовали исторический опыт России времён Петра Великого, который им хорошо был известен.

Одновременно росла и укреплялась национальная промышленность с помощью иностранного капитала и иностранных специалистов. Так, Англия способствовала началу судостроения (первый военный корабль был заложен на японской верфи в 1905 году).
Индустриализация началась в Японии с создания предприятий по выпуску шёлка, затем, к 1880-м годам, последовала текстильная промышленность, а с 1890-х — тяжёлая промышленность.
Быстро росло народонаселение: в 1873 г. ; 35 миллионов, а к 1918 году стало 55.
  При этом японцы сумели, воспользовавшись опытом «бледнолицых варваров», сохранить свои традиции и древнюю культуру.

Одной из причин конфликта Японии с Россией стало явное продвижение России в сторону Китая, строительство железной дороги в Маньчжурии (КВЖД), заселение Харбина, а также концессии по лесоразработкам на пограничной с Кореей реке Ялуцзян.

В 1904 году император Николай II ( так до конца своего правления  не осознавший полностью, что является царём) по сугубо личным причинам недопустимо долго задерживается с ответом на ноту Японии, в которой она предлагала разделить Дальний Восток на зоны влияния: Корею -Японии и Манчжурию –России.

7 февраля 1904 г. японская эскадра, без предварительного объявления войны, напала на Порт-Артур и нанесла повреждение стоявшим на внешнем рейде русским военным кораблям.
Одновременно японская эскадра адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, где в то время стояли  стационар крейсер «Варяг» ( заложенный  в 1898 году и построенный  в Филадельфии (США) на верфях William Cramp and Sons). При нём присутствовала  канонерская лодка «Кореец».
 
Адмирал в ультимативной форме потребовал от командира соединения Руднева капитуляции, в противном случае он обещал уничтожить суда прямо на рейде.

Руднев принял решение принять бой и вышел навстречу противнику. Оркестры на иностранных кораблях исполняли русский гимн.
Официальные источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь с их стороны (Историческая комиссия, 1912, с. 171—172.)

Бой был коротким, крейсер был сильно повреждён. Затем канонерская лодка была взорвана, а крейсер затоплен на  мелководьи.

В знак уважения Уриу отказался брать оставшихся в живых  моряков  в  плен и разрешил им возвращение на родину, взяв с них обещание: не принимать участие в военных действиях с Японией.

По  свежим впечатлениям австрийский поэт Рудольф Грейнц написал песню про  крейсер, переведённую на русский язык Е.М.Студенской, на музыку А.С.Турищева,  хорошо известную и часто исполняемую и сейчас в русском переводе.

Японцы же подняли крейсер и под названием «Сойя» он стал учебным кораблём японского флота. В назидание курсантам они оставили на корме под кормовым флагом корабля его первоначальное название «Варягъ».

Но командовавшему японской армией генералу Ноги, понёсшему большие потери,  не удалось с ходу взять город Порт Артур. Генерал посчитал себя опозоренным и решил  подвергнуть себя обряду сепукку, то есть сделать харакири. Но микадо запретил это, сказав, что никогда при своей жизни не допустит  этого. Генерал выждал время и, после смерти императора, всё же выполнил задуманное. Вместе с ним самоубийство совершила и его жена.

Как учит теория восточных единоборств,  победа в поединке обеспечивается  ещё до его начала достижением морального превосходства над противником. И Цусима является тому убедительным примером.
 
Уже на прощальном обеде перед отплытием 2-й эскадры командир головного в бою броненосца, потопленного японцами первым- «Ослябя» в своём тосте отметил, что они идут на смерть.
Сам переход эскадры к месту гибели был сопряжён с огромной физической и моральной нагрузкой для экипажей. И,  по мнению специалистов, сам факт того, что Рожественский сумел довести корабли в полном составе,  беспримерен.

Невозможно , также, переоценить его работу, проделанную при подготовке эскадры к выходу в море. Когда пришлось преодолевать не только косность бюрократического аппарата, но и последствия откровенного традиционного русского казнокрадства.
Материал этот взят из: (Frank Thiess.Tsushima. Im Bertelsmann Lesering.1977.)
А единственный уцелевший в бою броненосец "Орёл" даже был в достроечном доке утоплен благодаря диверсии.

Немалую роль в снижении боевого духа эскадры перед сражением сыграла большевистская пропаганда, приведшая в стоянке у Мадагаскара к волнениям на одном из кораблей.
 
Встал вопрос о расстреле зачинщиков по законам военного времени.
Но Рожественский отменил приказ, заявив, что «не имеет морального права расстреливать людей, которых ведёт на  смерть».

Полная неготовность эскадры к бою была ясна ещё до её отхода, когда были проведены пробные стрельбы в традициях  русской  показухи по щитам, падавшим даже в случае, если снаряд пролетал мимо.

Порт Артур пал, когда эскадра  долгое время стояла у Мадагаскара. Поэтому смысла продолжать поход не было,  и следовало просто отозвать её обратно.
 
Но тут сработало известное русское правило  «Авось пронесёт» вкупе с национальными амбициями и абсолютным пренебрежениям к ценности человеческой  жизни. А также неискоренимая  неспособность к стратегическому мышлению.

А в это время Того многократно выводил свою эскадру в море на стрельбы и износил свои орудия настолько, что перед Цусимой ему пришлось их заменить на новые.

Как пишет Бунич, японский флот в этом бою намного превосходил русский в темпе стрельбы. Это по его словам достигалось тем, что Того рискнул разрешить своим комендорам использовать старинный, опирающийся на особый вид медитации, приём психический самоподготовки «цакуга-дзэн».

 По технике безопасности артиллерийское орудие раздельного заряжания  после выстрела должно быть возвращено в исходное положение и  прочищено, чтобы удалить горящие остатки заряда. Иначе при повторном заряжании  произойдёт взрыв, уничтожающий башню, а может и весь корабль. И этим приёмом пренебрегли.
 
« Что-то страшное, жуткое и непонятное  произошло на японских броненосцах, о чём впоследствии никто не мог рассказать….Залпы следовали один за другим   из орудий, остававшихся в положении «на борт». Как будто это были не  12-ти дюймовые орудия с раздельным заряжанием и продольной перезарядкой, а митральезы »
Американский наблюдатель, ставший очевидцем,  пишет в воспоминаниях, что он поминутно ожидал, что эскадра взлетит на воздух. Но пронесло.

На русских кораблях бушевали пожары.Горели деревянные шлюпки и аты. И японские моряки только удивлялись тому, что они долго не тонут.

Конец известен. Лишь нескольким крейсерам, включая «Аврору» (Командир которой Егорьев был убит в бою) под командованием адмирала Энквиста, удалось бежать на Филиппины, где они были встречены группой американских кораблей, вышедших, чтобы защитить их от возможного преследования японцами. Затем они были интернированы.

Интересно вспомнить, что сын  командира «Авроры» ,  служивший тогда на флотилии Владивостокских крейсеров,  позже в чине контр-адмирала преподавал  нам – студентам ЛИТМО морскую практику.

Многочисленные победы японской армии в этой, а затем и во Второй мировой войнах,  подтвердили высокие личные качества японца, как воина. В отечественной  литературе это называется фанатизмом.
 
И это не странно. Неспособность к признанию у  противника   каких-бы то ни было положительных качеств  является отличительной чертой российской официальной военной истории. (Да и не только истории, но и одной из  черт  российской ксенофобии – (главной, по-видимому ,  черты национального характера).

Но , если её называть своим именем,  это тот вид доброкачественного  патриотизма, который естественным образом возникает как следствие ответа па коллективную опасность в годы войны. И свойственен всем странам.

Невозможно обойти стороной огромное значение для самосознания японского народа одержанной адмиралом Того победы. Впервые в своей истории молодое азиатское государство Япония одержало убедительную победу над «белыми варварами» в лице самого большого государства в мире.

Известный дипломат и знаток Японии Овчинников назвал японцев «Русскими Азии». Спорить с человеком, долго жившим и работавшим в стране бессмысленно.
 
Хорошо известно мнение, в соответствии с которым как и японцы, так и русские в массе своей  скорее интерпретаторы, но не творцы.

Не являясь, в противоположность представителям Западного мира, генераторами прорывных идей, они обладают способностью быстро их схватывать и развивать.

 Чем объясняется это принципиально различие - особенностями ли менталитета нации, или же общественной атмосферой (тоже в значительной степени с ним связанной) - говорить трудно. В особенности потому, что правильный  ответ, безусловно, затрагивает самолюбие и далеко не всегда будет приемлем для немалого количества представителей той или другой нации.

 Но с проявлением упомянутой выше национальной особенности мне пришлось  встретиться в действительности, когда я начинал карьеру в головном в отрасли научно-исследовательском  институте в начале 60-х.
 
Тогда пришло сообщение об изобретении американцами Шавловым и Таунсом принципиально нового оптического  прибора- твёрдотельного лазера с излучением в видимой области спектра. 
Испытывавшее в то время кризис жанра моё руководство принялось уговаривать меня возглавить в отрасли это новое направление в оптике. Но я категорически отказался, поскольку главным для меня тогда была  защита диссертации. И не жалею об этом. Однако,  всё же придумал для себя занятие в виде научно-исследовательской работы по использованию лазера в качестве прожектора.
 
Всё сказанное здесь я излагаю здесь ради того, что , когда я обратился к научному руководителю института с просьбой об открытии темы и её финансировании, первое, что он спросил , было «А в Америке этим занимаются?».  И получил заранее подготовленный мною положительный ответ.

И уж раз зашёл разговор о лазерах, интересно отметить, что  Эйнштейн получил Нобелевскую премию не за Теорию Относительности. А за формулировку законов излучения

Итак: в основе действия лазера лежит то, что получивший порцию энергии и перешедший в возбуждённое состояние атом может излучить порцию  излучения (квант света) через некоторое время сам по себе и придти в исходное состояние. Это называется спонтанным излучением.
 
Но, как показал и математически описал Эйнштейн,  имеется вероятность, что уже возбуждённый атом, получивший квант света, излучит его  «в тот же момент и в том же направлении».
Так вот в физике Западного мира такое излучение называется «стимулированным излучением», а в отечественной физике –«вынужденным излучением»!!!....
 
После этого трудно не согласиться с тем, что образ жизни и, следовательно, менталитет,  прошедши  в идеологию, непроизвольно проникает даже  в такие разделы знания, как точную науку.

Психологический портрет японца с большим искусством  обрисован  Всеволодом Овчинниковым в своей книге (Овчинников В. Ветка Сакуры.1970 )
В своей книге автор обращает внимание на  особое внимание, которым японцы окружают своих детей, главным образом воспитывая в них чувство собственного достоинства: "Над тобой все будут смеяться" – самое страшное унижение для японского воина, смыть позор которого  можно только прибегнув к исполнению обряда сепукку.
В истории страны были времена, когда почти каждый пятый японец принадлежал к сословию самураев-воинов. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, и развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными: верность слову  и честь.
Книги Овчинникова являются  продолжением традиции доброкачественной отечественной журналистики, начало которой было положено в том числе и «Одноэтажной Америкой» Ильфа и Петрова (И.Ильф, Е.Петров.Одноэтажная Америка.1937).- наиболее  умной и потому объективной книгой об этой великой стране , в трудное время всегда, но  далеко не бескорыстно  выручавшей  Россию, когда она создавала себе очерёдную трудность (например - восстановление фирмой Альберта Кана разрушенной  гражданской войной промышленности и создание советского Военно-промышленного комплекса).
 
И  для  истории России  события русско-японской войны имеют принципиальное значение, Они свидетельствуют,  что в этой истории был период, в котором с ней считались не только за размеры территории и многочисленность армии, но и за высокие моральные качества её армии и флота , соответствовавшие принятым в обществе того времени стандартам.

В  имперский период,  длившийся не более двух с половиной сотен лет,  и была создана русская  культура, признанная мировым сообществом как  оригинальный и весьма значительный вклад  в мировую культуру.
Было бы неверно считать, что  эта культура имела сословный, то есть  исключительно дворянский характер. Но, она опиралась на нравственные нормы, которые использовались сословием дворян .
Если уж совсем упрощать вопрос, то можно сказать, что русская культура  расцветала ,  пока  вопросы чести решались на дуэлях. А не на доносах.

Здесь самое время уделить внимание проблеме Чести, Долга и Собственного достоинства – качеств, которые к концу XIX  века начали забываться по мере  ослабления роли дворянства, для которого они были важны для самоидентификации.

Это происходило и по причине разбавления офицерского корпуса разночинным элементом.  Дело дошло до того, что военный министр Ванновский  Пётр Семёнович (1822 – 1904) был вынужден разрешить дуэли в 1894 г. с целью укрепления корпоративного духа в русской армии, и издал соответствующие правила,  которые делали дуэли в некоторых случаях даже обязательными.

При анализе международных событий эти выше упомянутые факторы обычно игнорируют по причине  невозможности их количественной оценки, обращая всё внимание на экономические и военно-политическую стороны вопроса. Но войны с Японией  говорят об ошибочности их  недооценки .

Начать с того, что большие потери в русской пехоте были связаны с её обмундированием в гимнастёрки белого цвета, а полевые орудия не имели щитов. И то, и другое было пережитком старого времени, когда одним из средств воздействия на противника была демонстрация ему своей многочисленности и презрения к смерти. Так установка тех  же щитов на пушках считалась проявлением трусости перед огнём противника.
Вот и знаменитый адмирал Макаров, желая поднять боевой дух флота,  вскоре после своего появления   в Порт-Артуре,  лихо и безграмотно с военной точки зрения вылетел на своём броненосце «Петропавловск» в море, но, увидев японскую эскадру, повернул обратно, не позаботившись об  абсолютно необходимом тралении  фарватера. И бессмысленно погиб на мине со всем экипажем и художником Верещагиным в придачу.

Имеет смысл задаться вопросом о том, почему в современном мире Япония, сохраняя свой суверенитет, нашла своё  место в содружестве  адекватно проводящих  внешнюю  политику и ведущих  между собой соревнование по согласованным правилам государств. 
А при всём при  этом четверть века тому назад  порвавшая с марксистской фантазией Россия, выражаясь фигурально,  по-прежнему мыкается  между Западным берегом проруби и берегом Третьего мира.  Не находя пристанища, но  в надежде при стагнирующей экономике и сокращающемся численно и деградирующем интеллектуально населении стать некоей третьей  самостоятельной силой. Не имея при этом  никакой привлекательной долгосрочной положительной программы, ну, хотя бы такой, как провалившийся недавно в небытие и позабытый марксизм.

 Ответ на этот вопрос требует серьёзного рассмотрения и здесь было бы наивно привести ответ на него полностью .
Но есть соображения, которые кажутся  полезными и на ранних стадиях в поисках ответа. Возможно, важная  роль заключается в способности японцев к эмпатии, то есть  сопереживанию и умении входить в положение другого,  даже иностранца.

К тому же разительная разница между условиями жизни японцев и русских  состоит  в различии в плотности населения,  принуждающая первых к гораздо  более частым взаимным контактам, которые требуют взаимного учёта интересов и способности  гасить межличностные конфликты. Пресловутая вежливость японцев,   наверняка,  вызвана именно этим. Не последнюю роль играет общая для всех опасность землетрясений и коллективных мер по устранению их последствий. Тоже являющаяся  фактором сплочения нации.

Пример Японии является чрезвычайно убедительной иллюстрацией благотворного влияния Западной цивилизации на прежде сонное, существующее в рамках вековых традиций  азиатское государство.  И лишний раз напоминает о влиянии Соединённых Штатов Америки, как государства, стимулятора  и распространителя прогресса во всех областях  деятельности человека.
 
Но только в отношении тех стран, которые  привержены идее прогресса, выражающегося в  создании новых потребностей человека и способов удовлетворения этих потребностей. И, в первую очередь,  потребности в умножении знания с целью познании мира и себя в нём.

С экономической и морально-этической точки зрения Западная цивилизация по сравнению с имеющимися в наличии, только одна обеспечивает Прогресс общества,  выражающийся в одобрении и сознательным содействии перманентной самоактуализации  его членов. То есть обеспечивает  воспроизведение того качества, которое выделяет человека из всего живого мира.
 
И, если явление жизни есть закономерный этап эволюции Вселенной, то именно Западная цивилизация является естественным и закономерным выражением этого процесса в обществе людей.