Играем на деньги - Дунька

Олег Делёв
“Дунька” - это простая и может показаться безобидная игра, но на деньги.

В “Дуньку” мы обычно играли в школе, на переменах, перед тем как ждали учителя, который должен был открыть класс и запустить нас в него. Это уже шел 5-6 класс. Учеников в классе было 32 человека, да и в соседних кабинетах обычно ученики других классов ждали своих учителей. В длинных коридорах набиралось много детей. Без дела стоять у закрытых кабинетов было скучно, вот и развлекались кто чем может. Кто девчонок дразнил, кто пытался что-то учить или списывать. Другие играли в азартные игры.

Игра так называлась потому что на деньги (монеты) нужно было дуть, чтобы перевернуть 1, 2, 3 или больше монет с “орла” на “решку”. Перевернул, монеты твои. Не перевернул, очередь переходила к другому. Для начала выясняли у кого есть мелочь и кто будет играть. Обычно 3-4-5 человек из класса или из других классов, можно сказать хулиганствующие и с ними дружащие. Затем мы кучкой собирались у одного из подоконников в коридоре школы. Кто не играл, но были заинтересованы, поглядывали по сторонам - на “шухере” стояли.

Подоконники в школе  были широкие и удобные для такой игры, были выкрашены в белый цвет, не редко исчерченные ручкой - скучно же стоять просто так у окна, вот шаловливые руки у кого то и чесались. Или рисунок какой начертят, ругачку какую похабную, и очень часто признания в любви - “Саша + Маша = Любовь!” и сердечко, обязательно проткнутое стрелой.

Достав мелочь, игроки, зажав ее в кулаке или промеж ладоней, ставили, не открывая пока, на подоконник. Так начиналась игра. Открывали ладони и у кого было больше денег, копеек, тот и начинал дуть. Но сначала...

Сначала первый дуньщик расставлял на подоконнике монеты. Монеты были - 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 копеек и редко 50. Каждый расставлял как думал, что так лучше.

Сначала шли все белые монеты, потом медяки. Или сначала большого диаметра, а потом маленького, иногда растягивая время, что заслуживал толчки в бок или окрики играющих.

- Не тяни!

- Давай уже дуй, что ли!

- Чё тут возишься?

А растягивал, потому что хитрые глазки и пальчики искали выщерблину на поверхности, чтобы уложить монетку оставляя миллиметровый зазор куда может попасть воздух из легких, когда дуешь.

Расставив наконец-то мелочь на подоконнике, первый, набрав воздуха в легкие, быстрым выдохом “Пуф”, дует на ряды монет. Если удачно дунул, то монеты, подпрыгнув, переворачиваются и быстрая рука, под цепкими взглядами участников игры, собирает их и себе в карман. Далее он снова дует, пока не соберет все. А если промахнулся и монеты не перевернулись, то дует второй и так далее. Чтобы монеты не прилипали к подоконнику их можно было чуть потереть о поверхность.

Пуф и решка.

Пуф и ничего.

За 15 минут перемены можно было проиграть 15-20 копеек или столько же выиграть.

Я не часто выигрывал. Не умел я дуть, да и денег было жалко. Итак их мало было.

- Откуда деньги то? - естественно возникал вопрос.

Деньги - кому родители оставляли, как мне например, чтобы я в столовой после школы обедал, а иногда и ужинал, так как родители работали в смену и приготовить не всегда получалось.

Мама обычно 1 рубль оставляла. Этого хватало и на обед и на ужин, да еще копеек 12 оставалось. На игру как раз хватало. Но я в копилку дома эти копейки бросал, было обычно 5-10 копеек в кармане. Их хватало на пончик в буфете школьном или на сдобную булочку по 9 копеек, которую бегали покупать в любое время года в продовольственный магазин рядом со школой.

У нас с друзьями был и еще они способ добычи денег. Мы искали пустые бутылки и сдавали их в пунктах приема тары и пустых бутылок.

Сдал бутылку из под лимонада, получи 12 копеек, из под молока 15 копеек, водочная давала тоже 15 копеек и из под вина, 750 мл, уже давали 17 копеек.

2-3 бутылки сдал, вот тебе и маленькая мелочь - 30-50 копеек.


С такими деньгами можно было и в дуньку поиграть.