Сборник пейзажной лирики

Александр Гронский
Неугомонное светило
Чуть опалило небосвод.
Над полем зарево застыло,
Как на губах соленый пот.
Утихли в небе птичьи стаи,
Вдруг вспомнил ветер про покой.
И, бледным серебром блистая,
Луна застыла над рекой.
Веду с природой диалоги,
Прижавшись памятью к земле.
О вечности, любви и Боге,
Ну и немного о себе.
--------------------------

                Воображение

Мне ветви тихо машут на прощание,
Туман укрыл мой неуклюжий след.
Я не люблю в природе увядания,
В нём ничего восторженного нет.
Гораздо ближе мне пора цветения,
Когда благоухает сад весной.
Тогда летит моё воображение
На крыльях ветра над Землей.
---------------------------

Взгрустнув о лете, поневоле
Замерзли травы в чистом поле.
И, задыхаясь от тоски,
Склонили шеи колоски.
--------------------------

         Березка и ветер

Берёзка в поле тихо плачет,
Ещё не выросла пока,
А на кобыле ветер скачет,
Девицу щиплет за бока.
То нагло гнёт к земле берёзку,
Что аж трещит у бедной ствол,
То портит модную причёску,
Рвёт на красавице подол.
- А ну, давай, не упирайся, -
Ей ветер грозно приказал.
- Не трепещи, а раздевайся,
И не таких, как ты, ломал!
- Пусть я погибну, может статься,
Но не хочу тебе достаться, -
Так гордо молвила сквозь слёзки
В ответ упрямая берёзка.
-------------------------

                Волга

Плывут по небу облака,
Дождями дышат волгло.
И, обнимая берега,
Течёт сквозь сердце Волга.
---------------------------

            Сердце сосны

По стволу сосны устало,
Словно кровь, смола стекала
И блистала, как заря,
Желтым цветом янтаря.
Сердце ныло у сосны,
Ей ночами снились сны.
И была мечта у ней –
Мачтой стать у кораблей.
---------------------

           Яблонька

Хоть и безымянная,
Уж который год
От весны, как пьяная,
Яблонька цветёт.
Утопает яблонька
В кружевах гипюра,
Платье сшито ладненько
И на вид не дура.
Так смутилась отчего
Среди бела дня?
Что стоишь застенчиво,
Смотришь на меня...
--------------------

         Рисует девочка цветок

Проснулся в поле ветерок,
Ожил пейзаж в окошке.
Рисует девочка цветок
С карандашом в ладошке.
Уж день, как птица, пролетел,
Уж солнце в тучу село,
Ее рисунок неумел,
Но разве в этом дело?
Пусть он наивен, угловат
И смел в своей трактовке,
Но мне дороже во сто крат
Шедевров в Третьяковке.
---------------------------

             Монисты

Грустит березка у окна.
Её листочки как монисты,
А грудь почти обнажена
От кисти импрессиониста.
Дождь, краски осени мешая,
Течёт по тонкому стеклу.
И листья, тихо опадая,
Кружатся, словно на балу.
-------------------------
 
                Волны

Волны восхитительны в разбеге,
И стихия шторма - их удел.
Отрицают силы в человеке,
Чтобы вызов бросить не посмел.
Волны разбиваются о скалы,
К берегу душой стремясь в тоске.
И однажды всем девятым валом
Пеной остаются на песке.
---------------------------------

                Цветочек полевой

Средь пира обаянья,
Когда я пьян тобой,
Мне мил необычайно
Цветочек полевой.
Он душу скромно греет
Надеждой по весне
И высказать не смеет,
Как будет верен мне.
Среди цветов пьянящих
Моих оранжерей,
Он будет настоящим
До завершенья дней.
Как ангел белокрылый
Над яркою строкой,
Вдруг расцветет мой милый,
Цветочек полевой.
-----------------------------

             Сирота безродная

Ветви опустив устало,
В поле яблонька стояла.
Щедрая, радушная,
Никому не нужная.
Тяжело вздыхала,
Яблоки роняла.
Людям неугодная,
Сирота безродная.
-------------------

                Акварель

Нарисуй мне поле,
Обречённый лес,
Солнце на восходе,
Безымянный крест,
Луковки-макушки,
Силуэт церквей,
Да лицо старушки,
Матери моей.
Нарисуй Россию
Честно, без прикрас,
Светлый лик мессии
С грустью ясных глаз.
Нарисуй мне Веру
До скончанья дней.
И любовь без меры
К Родине моей.
----------------------------

                Калина красная

Метель пуховою периной
Укрыла травы на лугу.
Пылают гроздья у калины,
Как капли крови на снегу.
Стою – здоров, но взор туманен,
В груди предчувствую дыру.
Как будто я смертельно ранен
И на снегу сейчас умру.
------------------------

               Сердце

Ночь беспросветна и черна,
Как не бывало сроду.
И оглушает тишина
Безмолвием природы.
Застыли капельки росы,
Ничто не шелохнётся.
И только слышно, как часы,
Под кожей сердце бьётся.

09.10. 17. А.Г.
------------------------
                Осень золотая

Когда тебя в стихах рисую,
Черновики нещадно жгу.
Смотрю на осень золотую
И наглядеться не могу.
Прощальной красотой блистая,
Сгорит к исходу октября.
И смотрит осень золотая
С печалью светлой на меня.
------------------------------

               Клен

Октябрь уж наступил,
День неуклонно тает.
Клён осень полюбил
И золотом блистает.
Романтик и поэт
С весёлою натурой -
Он машет ей вослед
Кудрявой шевелюрой.
------------------------

                Сказки о вечном

Стоял осеннею порой
В разгаре октября
Клён с шевелюрой золотой
И молод был, как я.
Лучами солнца опалён,
Клён с золотой прической
Был до беспамятства влюблён
В изящную березку.
Не отвести глаз от неё –
На ней прозрачное бельё!
Так хороша, что не уснуть,
А через ветви светит грудь.
Прошёл октябрь, зима настала
Листва кудрявая опала,
И вдруг предстал клён перед ней
Без обольстительных кудрей.
Ну что поделать? Так сложилось –
Берёзка тоже обнажилась.
Хоть клёну вовсе не жена,
Стоит совсем обнажена.
Я видел это точно, сам,
Как ветви тянутся к ветвям,
Когда мороз и воет вьюга,
Стоит, прижавшись к сердцу друга,
Берёзка в платье подвенечном
И сказки слушает о вечном.
-----------------------------------

                Багрец

Однажды выбившись из сил
Природа осени уступит –
Багрец ещё не наступил,
Но обязательно наступит.
В парче из золота девица,
Все смотрят жадно ей вослед.
И будет осень молодиться,
Накрасив губы в жаркий цвет.
---------------------------------
За окном дождь со снегом идёт.
На столе – крепкий чай, хлеб и мёд.
Запах дыма от печки струится
Да скрипят под ногой половицы.
Притаились в углу образа,
Смотрит пёс мне с тоскою в глаза.
И на этом безрадостном фоне
Воет ветер на старом тромбоне.

----------------------
         
Лето скрылось спешно,
Холода маячат.
Осень безутешно
В подворотне плачет.
--------------------

Осень в зиму катится,
Утирая слёзки.
Потеряла платьице
Белая берёзка.
И ей вовсе невдомек
Длинными ночами,
Что смущает тополек
Голыми плечами.
----------------------------------

Старуха осень ночью бредит,
Деревья мокнут под дождём.
Кленовый лист в окно мне светит,
Как будто солнце скрыто в нём.
--------------------------------

                Тоска

Какая грустная картина -
В тоску вгоняет дождь меня.
В окне замерзла паутина,
И нет ни искры, ни огня.
Грязь непролазная в деревне,
Всё серо, мрачно, как в тюрьме.
И оголенные деревья
Листвой не шепчут песни мне.
Стоят, согнувшись, как скелеты,
Скрипят, качаются, храпят.
И ждут, когда вернётся лето
И птицы снова прилетят.
------------------------------------

Снег необъятною периной
Запорошил и лес, и дом.
И в завершение картины
Укрыл берёзку под окном.
Метель ей в ушко песни пела,
Не зная отдыха и сна.
Давно красавица созрела,
Уж стала матерью она.
Под силой тяжести не гнётся,
Собою быть – тяжелый труд!
Стоит открыто и смеётся,
Хотя ветра на части рвут.
Все раны времечко залечит,
Дорожки вьюга заметёт.
И мёрзнут у березки плечи,
Пока весна вновь не придёт.
Тогда березка шаль откинет,
Всему в природе есть свой срок,
По телу жар волною хлынет
И побежит по жилам сок.
--------------------------------------

                Капризы зимы

Укроет скоро русла рек
Невыносимо белый снег.
Прозрачной сталью закуёт
Дороги свежий гололёд.
Замрут, как много раз бывало,
Леса под снежным покрывалом.
И станет лютая зима
Сводить капризами с ума.
--------------------------------------

Берёзку чуть прикрыла ветка,
Дрожит серебряная нить.
Зима, как старая кокетка,
Сама не хочет уходить.
То загрустит, то засмеётся,
Сам черт ее не разберёт.
И хоть она все замуж рвётся,
Никто старуху не берёт.
Ещё вчера была красоткой -
Свежа, горда и холодна.
Но у красоток век короткий
И вот состарилась она.
Откуролесили метели,
Давно растаяли снега,
Но дни стрелою пролетели
И стали пылью жемчуга.
--------------------------------------

Под ногами снег хрустит,
Возбуждает аппетит.
Я иду собой довольный,
Как огурчик малосольный.
Надо мной метель колдует,
В морду красную целует,
Просто так, из баловства -
Накануне Рождества.
------------------------------

                Невеста

Словно нежный творожок,
C неба вьюжится снежок.
Крыши заметает,
На ладонях тает.
И куда ни кинешь взор -
Всюду праздничный узор
Ветерок рисует
Да в окошко дует.
В белом платье лес, поля -
Как невестушка Земля.
И фата ей снится,
Как простой девице.
Ждет «невеста» волшебства
Накануне Рождества.
-------------------------------

                Луна

Не верю в гороскопы.
Я не люблю их, но
Луна, как глаз циклопа
Следит за мной в окно.
То голой вдруг предстанет,
Нахально подмигнёт,
То за плечо заглянет
И черновик прочтёт.
То рожицу состроит,
Зовет в постель ко сну.
А где-то волки воют
Ночами на луну.
---------------------------

Как-то раз сюжет приснился:
Пахнет скошенной травой,
Над рябинушкой склонился
Клен с кудрявой головой.
Он красавицу смущает,
Набухают гроздья в ней -
Клен жениться обещает
Новой пассии своей.
Сердце у рябины рвётся.
Хоть скромна она на вид,
То ветвями вдруг прижмётся,
То внезапно загрустит.
Помнит время, как игрался
Клен с берёзкой молодой,
Обнимался и шептался
Под бесстыжею луной.
Клён в упор её не видел,
Без конца лишая сна.
Хоть красавицу обидел,
Не злопамятна она.
---------------------------------

К закату солнце клонится,
Того гляди растает.
Березка за околицей
О девичьем мечтает.
Вздыхает и печалится,
Бежит по жилам сок,
И раздувает платьице
Нахальный ветерок.
Колени мёрзнут голые.
Вдруг шепчет ей трава:
Пройдёт пора весёлая,
И срубят на дрова.
-------------------------------

                Зима

Как зиму-зимушку воспеть?
Зимою сплю я, как медведь.
И, как положено, храплю.
Хоть храп, признаюсь, не терплю.
Зима вогнать в тоску умеет -
Едва проснешься, уж темнеет.
Повсюду грязь, коварный лед –
Короче, враг к нам не пройдет.
И все ж, друзья, признаюсь вам,
Есть у зимы особый шарм,
Когда из бани прямо в снег
Сигает гордый человек.
Когда замерзли червячки,
Сидят у лунок рыбачки -
Водкой согреваются,
В общем, развлекаются.
Когда летит снег над землей,
Все укрывая простыней,
Чтоб стало хоть чуть-чуть теплей
Бескрайней Родине моей.
--------------------------------


                Зимний узор

Как ослепителен узор
Неуловимых линий.
Нам только кажется, что вздор
Малюет кистью иней.
Не веря ни добру, ни злу,
Презрев безумный город,
По обнаженному стеклу
Картины пишет холод.
Узоры оставляют след,
Как будто бы на коже.
И я, разгадывая бред,
Сойду с ума, быть может.
-----------------------------------

                Крест
               
Понуро крест стоит
И горбится в ненастье.
Я временем убит
И расчленен на части.
Но дух еще живой
И в горе безутешен.
С разбитой головой
Я за ноги повешен.
И, болью поражён,
Живым закопан в землю.
Я факелом сожжён,
Но смерти не приемлю.
------------------------------

Утром мысли ясные, как море,
И чиста холодная вода.
Не печалься, милый друг, что вскоре
Мы навек исчезнем без следа.
Пробуждаться Солнце не устанет
И Земля не обратится вспять.
И другой поэт однажды станет
На рассвете вирши сочинять.
----------------------------------

                Родина

Мне говорят, что ты глухая,
Слепая, грязная и злая,
Всё перетерпишь, промолчишь,
Любую дурь и кровь простишь.
Что ты привыкла унижаться,
Любого шороха бояться,
В бреду заманчивых идей
Народ не держишь за людей.
Что при богатстве обнищала,
Зато полмира застращала,
Не жить умеешь, а страдать,
Да целый век с колен вставать.
И, хоть умом всё понимаю,
Но для меня ты не такая,
И сердцем я живу в стране,
Где каждый камень дорог мне.

19.10.15. А.Г.


                Ручей

На краешке земли ничей
Неугомонный пел ручей.
Был сыном он лохматых туч –
Беспечен, ловок и живуч.
Стекал по капелькам с лугов,
Ещё не зная берегов.
По лесу весело струился,
С песками влагою делился,
Животным жажду утолял
И чистотою удивлял,
Пока журчал немало дней
Среди ущелий и камней.
По лесу как-то дева шла
И ручеёк в траве нашла.
Она предстала перед ним,
Как перед зеркальцем своим,
К воде ладони протянула,
На миг задумалась, вздохнула,
Затем в лицо ручья всмотрелась
И без стеснения разделась.
Ручей немало был польщён,
Хотя, конечно же, смущён.
Но красотой её пленился
И в деву юную влюбился.
О Боже мой, что было с ним -
Стал ручеёк неутомим,
Он ничего не замечал,
На ушко песенки журчал,
На отражение гляделся,
И между ног её вертелся,
И брызгами в лицо плескался,
Сразить и обольстить старался.
Вдруг понял он своё призванье
И поразился мирозданью
До глубины, необычайно,
Насколько всё в нём не случайно.
Он был рождён ей другом стать,
Себя до капельки отдать.
Любимой ноги целовать
И отраженье созерцать.
Любить без меры, ублажать,
За край земли за ней бежать.
Или погибнуть и усохнуть,
Как пёс в лесу бездомный сдохнуть,
Но до конца счастливых дней
Быть лишь с возлюбленной своей.
Увы, недолго счастье длилось,
Как будто всё ему приснилось.
Красотка знать того не знала,
Что вдруг предметом страсти стала
И обожателя нашла,
Она оделась и ушла.
Тогда отвергнутый ручей
Не пережил разлуки с ней.
В том месте, где он пел, отныне
Стоит безмолвная пустыня.
Нет ни животных, ни людей
И жар струится от камней.
-------------------------------------
   
                Апрель

За окном сушит сопли апрель,
Не уходит зима без скандала.
То залезет в чужую постель,
То захочет хозяйкой стать бала.
Видно, старой еще невдомёк,
Перепутала из-за склероза:
Уж склоняется к лету денёк,
А на улице снова морозы.
Есть в холодной зиме прелесть, но
Утомила притворством немало.
Ведь не каждому это дано –
Уходить из гостей без скандала.
-------------------------------------

                Капризы погоды

Капризничает матушка-природа,
Характер у старушки – хрен поймёшь.
Что может лучше быть плохой погоды,
Когда глинтвейн со старым другом пьёшь?
Промокли тротуары, крыши, стены.
То в жар бросает улицу, то в дрожь.
Но вдруг бежит тепло волной по венам,
И наплевать на холод, серость, дождь.
Мы говорим о странностях природы.
А нынче из людей не странен кто ж?
Что может лучше быть плохой погоды,
Когда себя в погоде узнаёшь?
------------------------------------------------
 
                Радуга

Свинцом накрыли тучи дом,
Блистает молния и гром
Гремит, как в битве канонада
И ливень с шумом водопада
По крыше беспардонно бьёт,
Того гляди её пробьёт.
Затем внезапно все стихает,
Озоном сад благоухает,
Промокшая листва свежа,
Стекают капельки дрожа.
С веселым видом мимо ног
Бежит куда-то ручеёк.
Цветы бутоны раскрывают,
Над ними бабочки порхают.
И в небе радугой дугой
Зажглась гирлянда надо мной.
----------------------------
      
           Солнце и соловей

Солнце на заре встаёт,
Соловей ему поёт.
Пташки удивляются,
Как он заливается:
- Ты зачем, дружок, поёшь?
Соблазнить кого-то хошь?
Девушки приличные
Любят за наличные.
Уж прости нас за цинизм,
Нынче ведь капитализм.

- Вы поверьте соловью,
Солнцу песни я пою!
И прошу меня простить,
Не хотел вас разбудить.

- Вы видали? Во дает!
Песни Солнцу он поет!!!
Вот бездельник, вот нахал!
Ты нас разочаровал.
Чушь какую-то изрёк,
На бездетность нас обрёк.
А нельзя ли, так сказать,
Пенье с сексом совмещать?
Кто же будет нас любить,
Каждый год птенцов дарить?
Мы не в силах удержаться
И желаем размножаться!
А ведь Солнце, жар даря,
Вряд ли слышит соловья…

Пел на зависть всем, как мог,
Но однажды он умолк -
Не сберег головушку
Бедный мой соловушка.
В миг один похолодало,
Туч мрачнее солнце стало.
И с тех пор не слышал я
Дивных трелей соловья.
---------------------

Собачий холод нынче в мае,
Дожди льют сутки напролёт.
Но всё изменится, я знаю,
И Солнце ясное взойдёт.
Согреет Землю и душевно
Всю зацелует допьяна,
Как будто спящую царевну,
Весну разбудит ото сна.

19.05.20.А.Г.
--------------------

               Земля

Гляжу в бескрайние просторы -
Холмы, долины и поля…
Как кистью, дивные узоры
Рисует красками Земля.
Теченье рек впадает в небо,
Дожди венчают облака.
И Солнце жарит зёрна хлеба,
И лес шумит у родника.
Здесь буйство красок поражает,
Вознаграждаются труды:
Земля, как женщина, рожает
И отдает свои плоды.
-----------------------

                Старомодность

Я, очевидно, старомоден,
Хотя по духу не старик,
Но к старине глубокой склонен,
Сдуваю пыль с забытых книг.
В деревне Пушкина читаю,
Гитару с грустью обнимаю,
Крапиву и траву кошу,
Да глупость всякую пишу.
Иду неведомой дорожкой,
Играет в поле ветерок.
А где-то светится окошко
И пес ласкается у ног.
Легко даю взаймы соседу,
Пью на веранде терпкий чай
И за душевною беседой
Считаю звезды невзначай.
Смотрю на старые портреты,
Где я гарцую на коне.
Махнет крылом прощальным лето
И осень улыбнется мне.
-----------------------

            Время

Какая серость, всё кругом,
Как будто из больничной ваты.
Прикрывшись фиговым листом,
Деревья смотрят виновато.
В тумане полная луна,
Как дева тягостно вздыхает.
Стоит старуха у окна
И слёзы молча утирает.
Она блистала красотой,
Но время птицею промчалось.
Уж ждёт её земной покой,
А жизнь ещё не начиналась.
--------------------------

           Она ни в чём не виновата

Ругают родину все напрасно,
Хоть в ней без перспектив живём,
Она божественно прекрасна
В воображении моём.
Она веками непонятна
И шириною необъятна.
Прошу, друзья мои, учесть -
В ней всё почти для счастья есть:
Леса, поля, моря, долины,
Над Волгой солнца ранний луч
И холод гордых горных круч -
Люблю в ней всё любовью сына.
Она корнями мне близка,
И буду с ней, живой пока.

---------------------------

Дымок над крышею парит,
Туман к траве прилёг.
Последней искрой догорит
В камине уголёк.
Луна дорожкой серебра
Над озером блеснёт,
И вся природа до утра,
Как старый пёс, заснёт.

27.09.15. А.Г.
---------------------------


         Отечество

Мучат мысли с младенчества:
И откуда же я?
Что такое Отечество
Для тебя и меня?
Шелест тихой дубравушки,
Где и нет никого,
Да родимая матушка
Мне дороже всего.
Для меня, брат, Отечество -
Все, что вижу окрест.
В общем, все человечество
И на холмике крест.

-------------------------

         Пейзаж

Предо мной такой пейзаж,
Что рехнуться можно аж:
Сквозь туман и лес густой
Луч пробился золотой,
Через поле устремился,
В мятых травах растворился,
И роса, как жемчугами,
Влажно блещет под ногами.

Всё в природе негой дышит,
Ветер листья не колышит,
Тишина пронзает слух -
Не слыхать ни птиц, ни мух.
Выдох делаю и вдох –
Неужели я оглох?
Или, может, я в раю
Босиком в траве стою?

24.08.22.


Едва лишь солнышко истлело
Среди полей, лугов, дубрав,
И за рекою в тучу село,
Туман спустился, как удав.
Бесшумно вылез на дорогу,
Угомонил сухую пыль,
Легко, скользя по водостоку,
Забрался на церковный шпиль.
Над чашей озера клубился,
Казался призраком впотьмах,
А утром в дымке растворился,
Росу оставив на цветах.

31.07.23.

--------------------------

На небе краски акварели
То растворялись, то густели.
И, с мрачным видом бросив тень,
Ревели тучи целый день.
Видать, дела совсем хреновы,
Понять их можно по-людски.
Рыдали тучи, словно вдовы,
От безнадёги и тоски.
Ручьи с земли грехи смывали,
Всю нечисть в реки унесло.
Гроза скончалась в хмурой дали
И снова солнышко взошло.

15.07.23.

-------------------------------

Как и положено поэтам,
Сентиментален я порой -
Люблю в часы перед рассветом
Дышать волшебной тишиной.
Когда всё зыбко, всё на грани,
Луч пробивается в тумане,
Бесшумно солнышко встаёт
И щедро свет в окошко льёт.
Нам солнцем новый день подарен
В безбожно краткий век земной.
Прости, дружище, пафос мой,
За всё я солнцу благодарен:
За свет добра в моём окне,
Что он даёт надежду мне.

21.03.24. А.Г.