Шпага вместо шампура и шампур вместо шпаги

Вадим Жмудь
В каких-то мемуарах того времени, не помню уже точно в каких, был описан эпизод, в котором некто изгнал оскорбителя из кухни, воспользовавшись шампуром вместо шпаги.
Разумеется, этот эпизод был знаком таким, например, авторам, как Александр Дюма – отец.

В главе 24 в «Трёх мушкетёрах» мы можем найти упоминание о вертеле, на который нанизана куропатка.
«Портос лежал в постели и играл в ландскнехт с Мушкетоном, чтобы набить руку, между тем как вертел с нанизанной на него куропаткой кружился над очагом, а в обоих углах большого камина кипели на двух жаровнях две кастрюли, откуда доносился смешанный запах фрикасе из кроликов и рыбы под винным соусом, приятно ласкавший обоняние. Вся конторка и вся мраморная доска комода были заставлены пустыми бутылками».
Но мы не встретим у него упоминание того, что шпагу можно употребить словно вертел.
Однако во многих экранизациях мы находим нечто подобное. Кинематографисты позволяют себе показывать, что мушкетёры или гусары используют шпагу или саблю в качестве вертела.
Следовало бы им понимать, что холодное оружие, такое, как шпага, сабля, меч, рапира и так далее, делается из особой стали. Если такую сталь нагреть, после чего дать ей охладиться естественным путём, её качество сильно ухудшится. Собственно, это уже будет не оружие, а, действительно, вертел.
В те времена, конечно, не было нержавеющей стали, но всё-таки вспомните о таких понятиях как булат, дамасская сталь. Солдаты и офицеры просто обязаны были разбираться в качестве стали для клинков, поскольку от этого качества зависела их жизнь напрямую.
Гусар, который жарит мясо, нанизав его на саблю, или мушкетёр, использующий шпагу в качестве вертела – это нонсенс!
Скорее уж я поверил бы, что солдат использует пистолет в качестве молотка для того, чтобы колоть орехи. Хотя и такое было бы странным.
Господа кинематографисты, вспомните, что в штате сотрудников, занимающихся съёмками художественных фильмов, предусмотрена такая штатная единица, как научный консультант.

Впрочем, я подумал о том, что отступающие в 1812 году французы, вероятно, в случае необходимости зажарить то, что удалось раздобыть - отнятую у крестьян птицу, или пойманную ворону, или же кусок конины - могли бы использовать шпагу в качестве жернова, поскольку во время их отступления еда была важней оружия, и своевременно качественно приготовленная еда могла спасти жизнь, тогда как боёв на шпагах во время этого отступления, по-видимому, уже не предвиделось.
Но в эти времена основным оружием были уже не сабли и шпаги, а ружья, а к ружью придаётся шомпол для чистки ствола.
Вот пожарить на шомполе, быть может, не такое уж глупое действие, поскольку от шомпола не требуется каких-либо особых качеств стали.
Но это лишь предположения.

Всем счастья!