Поездка в Никольск

Марина Белавина -Николашвили
Если бы мне было 10 лет,  и я училась в школе, то села бы писать сочинение: «Как я провела лето?», а сейчас пишу не сочинение, а  – отчет самой себе: «Чем полезным я обогатила свой  жизненный опыт?».

Поездка на родину в вологодскую глухомань, на тихую мою родину, которая находится аж за 400 километров от Вологды. Читала впечатления писателей о таких местах, малых родинах поэтов и писателей, часто – «деревенщиков», видела, что в яшинских местах советуют побывать! Я же за 40 лет после окончания школы приехала 5 раз!

От Москвы до Вологды для меня сейчас самый удобный транспорт – автобус. Раньше был – самолёт, но сейчас они до Никольска не летают. Есть рейсы до Великого Устюга, Вологды или Череповца, но суета: добраться до аэропорта и обратно, меня уже напрягает. Автобусов из Москвы ходит много, да и пункты отправления разные. В этом году впервые уезжала из международного (ходят автобусы в Беларусь) автовокзала «Северные ворота»: конец зеленой, замоскворецкой ветки – выход из метро «Ховрино». Автобус комфортабельный, да ещё народу было немного, видимо, в конце июля все ехали в Москву, а я – из.

В Вологде пересадка на другой автотранспорт –  маршрутку. С несколькими остановками поесть-попить, с обзором из окна разнотравья, лесов и полей я ехала 6 часов по новой дороге. Почему написала  «новая»? Асфальт  положили новый, а дорога, конечно же, старая. Когда-то это была дорога,  по которой по колёса в грязи двигались в сторону восточных районов грузовики. На моей памяти есть факт, что перегон  «москвичёнка» из Вологды занимал 3 дня.

В дороге мне  нравится прислушиваться к родному «оканью». Убаюкивает особая интонация и рассуждения встретившихся на бытовые темы. Рассуждают пассажиры о наследстве. Я и не знала, что много мороки, когда делят дом, который принадлежал прапрадеду.  В советское время особо  не заморачивались: жили да жили, а тут – должно быть по закону, а он плохо работает, когда нет документов. Или тема: кого брали на ВОВ? Вот и услышала, что призывали в конце войны ребят, родившихся в 1924-25гг, 2 года они служили-воевали. Ещё услышала, что путаница с датами рождения была от того, что если шёл записывать ребёнка в сельсовет отец, то регистрировали днём, когда он приходил. Об этом я уже слышала, но не знала, что это было что-то типа обычая.
 
Но и современные темы тоже обсуждаются – кредиты, берут, а потом рассчитываются молодые да и не очень молодые; все «минусы» и «плюсы» этого, с примерами из своей и соседской истории.

В Никольске отмечали 110-летие со дня рождения Александра Яковлевича Яшина (Попова). Как и раньше, в советские времена, приезжала солидная делегация писателей из Москвы и Вологды. Вот я и оказалась из любопытства на презентации сборника / книги для семейного чтения «Сладкий остров». Библиотека сейчас другая, хотя здание прежнее – дореволюционное: конференц-зал со всеми современными возможностями. Выступали  никольчане, гости, а потом – фотография на память, публикация в электронной газете. Геннадий Иванов и Виктор Кирюшин подписали мне книгу своих стихов «Нашим». Впечатлений от  этого мероприятия много, главное: и я была там!

Никольск для меня –  это очень чистый воздух, который пахнет по-разному. Я его ощущаю слоистым – как французские духи – его можно глотать (глоток свободы, глоток родины). Наверное, именно он пища для поэзии и прозы, поэтому там так много пишущих людей.

И, конечно же, люди! Мои родственники, мои (маленькие когда-то) подруги. Гуляли по городу, ездили на могилы, а я окунулась в воздух и попала в детство. Старости нужна подпитка, иначе она будет хрустеть и ломать всё что возможно.

Дорога в Москву лежала через Череповец. В череповецком журнале «Северная окраина» я печатаюсь под псевдонимом Марина Белавина, хотя это моя детская история. Так интересно посмотреть на писателей и поэтов, которых видела только  в ВК. Получила свои экземпляры журнала, сфотографировалась с интереснейшим череповецким поэтом Николаем Бушуневым, получила от него массу приятных слов о своих стихах. На память получила книжечку стихов Николая Кузнецова «Настанет день, и ты поймёшь…», редактора журнала, с дарственной надписью.

Неделя пролетела быстро, я получила заряд энергии и ощущение того, что когда-нибудь  вернусь.

4 августа 2023