Поэт Алексей Фатьянов

Александр Щербаков 5
Я уже не раз писал, что люблю пересматривать старые советские кинофильмы, добрые,  с интересным сюжетом и в которых играют знаменитые актеры. Немалую роль в этих фильмах играет музыка и песни.  Например, в тех же фильмах «Небесный тихоход», «Свадьба с приданным», «Весна на Заречной улице».  А так как я, не обладая музыкальным слухом, больше внимания обращал на тексты звучащих в этих кинофильмах песен», то еще с тех давних пор запомнил автора стихов – Алексей Фатьянов.

Запомнил и то, что вскоре после кинофильма «Иван Бровкин на целине», где звучали песни на стихи Фатьянова, он как-то внезапно исчез. Но я не обратил на это внимание, красивых песен на советской эстраде звучало немало.  Но когда в очередной раз прослушал куплеты Курочкина из спектакля, а потом из кинофильма «Свадьба с приданным», решил поинтересоваться, куда исчез так полюбившийся мне поэт-песенник. И с удивлением узнал, что судьба отпустила ему совсем мало времени – всего 40 лет.

Но даже спустя более чем полвека, его песни не потеряли своей актуальности и до сих пор на слуху у любителей музыки, хотя уже давно нет страны, в которой их знали и пели практически все.

Фатьянов пользовался народной любовью, вёл богемный образ жизни и был очень востребован. И если всё в его жизни было хорошо, то что же могло пойти не так? И сегодня будем разбираться, что стало причиной скоропостижного ухода из жизни талантливого автора и исполнителя.

Дед Алексея Фатьянова по отцовской линии был владельцем иконописных мастерских, а дед по материнской линии был мастером обработки льна на фабрике Демидова. Так что родился будущий знаменитый поэт в весьма зажиточной семье.
Во время Октябрьской революции у Фатьяновых отобрали всё имущество, потом возвратили и вновь отобрали. Но это не помешало предприимчивым родителям воспитать сына и привить Алексею любовь к литературе, театру и музыке. В дальнейшем семья Фатьяновых переехала в Московскую область, где в 1935 году Алексей поступил на курсы при театре ВЦСПС, а после как актер вошел в труппу Центрального театра Красной Армии.

Алексей проявлял любовь к стихам и музыке, у него был поставлен голос, и он прекрасно играл на баяне. В 1940 году Фатьянов был призван на военную службу в железнодорожные войска, затем продолжил свою службу в Окружном ансамбле Орловского военного округа.

Когда началась Великая Отечественная война, он вместе с ансамблем выступал вблизи линии фронта и хотел попасть на передовую. Интересно, что он попал на фронт, но при достаточно скандальных обстоятельствах. Дело было в 1943 году, когда Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым. Их сотрудничество вылилось в первый всесоюзный хит Фатьянова "Тальянка".

Именно Соловьёв-Седой поспособствовал тому, чтобы Алексея зачислили в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски, которым руководил Александр Александров. Но сотрудничества у Александрова и Фатьянова, к сожалению, не получилось.

По одной из версий, Александров приревновал статного Алексея к своей жене, и каким-то образом добился того, чтобы конкурента отправили в ряды действующей армии прямиком на фронт. Позже Алексей Фатьянов вспоминал: "Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее — к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз".

После окончания войны Фатьянов написал свои лучшие песни, среди которых были “Соловьи”, “Потому, потому, что мы пилоты…”, “Из-за вас моя черешня…” и конечно же “Где же вы теперь, друзья-однополчане?”, прозвучавшая впервые осенью 1946 года и имевшая огромный успех. В 1947 году Фатьянов был принят в Союз писателей СССР, и из-за того, что он много зарабатывал как поэт-песенник, на него ополчилась группа писателей, которые позавидовали таланту и успеху Алексея.

И незамедлительно в центральной прессе появились критические заметки с броскими заголовками, вроде таких: “Дешевая музыка на пустые слова” или “Поэт кабацкой меланхолии”. Фатьянова стали обвинять в “творческой несостоятельности”, и результатом этой травли стал тот факт, что за песни на стихи Алексея Фатьянова многих композиторов награждали Сталинскими премиями, но сам автор не получал никаких наград. Тем не менее, к талантливому поэту продолжали приходить с новыми заказами именитые композиторы и известные режиссёры.

Очередной удар поэт получил от товарища Сталина, который был недоволен второй серией фильма “Большая жизнь”, где прозвучала ныне знаменитая песня на стихи Фатьянова “Три года ты мне снилась…” Все эти крупные и мелкие неприятности не способствовали оптимизму, но Алексей продолжал сочинять песни, потому что за них он получал приличные гонорары, которые тут же весело прогуливал.

Поэт гулял на широкую ногу. Михаил Светлов однажды рассказал, что Фатьянов мог выпивать до двух литров водки. Однажды в родных Вязниках Фатьянов напоил весь ресторан, а затем поругался с сотрудниками милиции. После целой серии подобных инцидентов его исключили из Союза писателей на три месяца, в воспитательных целях.

Фатьянов ещё любил нарушать гостиничный режим, а тогда с этим было строго. Выпивая с друзьями, он порой не замечал, что уже много времени, и когда администрация начинала выпроваживать посторонних, то Фатьянов мог легко представиться депутатом Верховного совета. Только чтобы его оставили в покое.

Но и на трезвого Фатьянова часто писали кляузы. На творческих вечерах Алексей исполнял популярные песни на свои стихи, потому что у него был приятный певческий голос, и в конце выступления он отказывался спеть несколько песен на “бис”, потому что опаздывал на самолет. В результате на Фатьянова летели жалобы в Союз писателей, в которых его назвали строптивым и возгордившимся талантом.

Но дальше было ещё хуже. На заседании редколлегии у Фатьянова “зарубили” песню “Когда весна придет, не знаю”, которая спустя несколько лет прозвучала в культовом фильме “Весна на Заречной улице”, и которую запела вся наша огромная страна и поёт до сих пор. После такой несправедливости у Алексея Фатьянова сдали нервы, он расплакался и вышел, хлопнув дверью.

А затем поэт опять засиделся с друзьями в гостиничном номере, и милиционеры, которые устали с ним нянчиться, посадили его в камеру на 15 суток. Через три дня Фатьянов был освобождён из-за плохого самочувствия, с обязательным условием, что он будет лечиться от алкоголизма, а затем досидит оставшийся ему срок.

Фатьянова на полгода исключили из Союза писателей, сняли с очереди на квартиру и отправили к наркологу. В кабинете доктора, доведённый до отчаяния Алексей едва не устроил драку, благо его вовремя успокоила жена. А спустя несколько часов у поэта прихватило сердце.

Фатьянов попытался бросить пить, но было уже поздно. В последние дни Алексей Фатьянов писал оду под названием “Хлеб”, полагая, что это новый этап творчества, а не бесславный конец. Но 13 ноября 1959 года Алексея Ивановича Фатьянова не стало. Ему было всего 40 лет.

После ухода из жизни поэта рукопись “Хлеба” таинственным образом исчезла. Но остались потрясающие песни, которые будет петь ещё долго.
Алексей Фатьянов – советский поэт, чьи произведения легли в основу знаменитых композиций, ставших истинными шедеврами. Большая часть его песен создана в сотрудничестве с композитором Василием Соловьевым-Седым.

Поэт Алексей Фатьянов считается наследником творчества Сергея Есенина. Его стихи также мелодичны и проникновенны, в них никогда не упоминается тема смерти, даже если эти произведения о страшных годах войны.

К сожалению, автор прожил очень короткую жизнь. Кто знает, сколько еще прекрасных стихов он смог бы написать, и сколько бы на них создали песен. Тем не менее, Фатьянов оставил потомкам огромное наследие из произведений, строки которых звучат в популярных эстрадных композициях и кинофильмах по сей день.

Вот несколько дополнительных фактов о жизни и творчестве Алексея Фатьянова, которые я нашел, когда материал о нем был уже готов.

Поэт-песенник родился 5 марта 1919 года в небольшом городке Вязники под Владимиром. Он был младшим ребенком в старообрядческой семье, где помимо него воспитывались сестры Наталья и Зинаида, а также брат Николай. Через три года после рождения Алеши Коля скончался, поэтому всю любовь и заботу близкие обратили на младшенького члена семьи.

С малых лет ребенок проявлял интерес к литературе, и даже сочинят собственные стихи. Когда мальчик научился читать, отец стал выписывать ему книги. Семья в роскоши не купалась, но была довольно состоятельной по тем временам, поэтому подписку на литературу могла себе позволить.

Фатьяновы жили в самом красивом и просторном доме Вязников. Впоследствии поэт шутил, что его рост такой высокий из-за пятиметровых потолков в родном доме. До революции родители Алексея занимались торговлей: продавали одежду, обувь, иконы и пиво. С приходом новой власти финансовое положение Фатьяновых пошатнулось, но ситуация вновь стабилизировалась с введением НЭП.

По завершению Новой экономической политики старообрядцы смекнули, что надо перебираться поближе к столице. Поселившись на окраине Москвы, они отдали Алешу в общеобразовательную, а параллельно и в музыкальную школу. Юноша с удовольствием посещал всевозможные выставки и театры, а в 16-летнем возрасте стал слушателем театральной студии Алексея Дикого. Столичная жизнь нравилась Фатьянову, но в душу нередко закрадывалась тоска по родной Владимирской земле.

Вскоре талантливый молодой человек поступил в Литературный институт и присоединился к труппе Театра Красной армии. Гастролировать приходилось часто, поэтому учеба давалась  нелегко. В начале 1940-х достигшего призывного юношу вызвали в военкомат на сборы. Через несколько месяцев после начала службы Алексея назначили руководителем ансамбля Орловского военного округа.

Сейчас Алексей Фатьянов больше известен, как поэт-песенник. Однако помимо сочинительского, у него была еще масса талантов: он отлично пел, виртуозно играл на фортепиано и аккордеоне, мог за пару часов написать интереснейший сценарий для постановки.

Когда началась война, поэт всеми силами пытался попасть на фронт. На передовой он оказывался в качестве военного корреспондента и даже штрафника – после конфликта с офицером. Однако военное руководство старалось держать Фатьянова подальше от зоны боевых действий, считая, что его вдохновенные стихи нужны бойцам намного больше, нежели его непосредственное нахождение в окопах. По этой причине поэт часто находился в тылу, сочиняя произведения для повышения боевого духа товарищей.

1942 год стал судьбоносным для творческой биографии Алексея. Находясь в Оренбурге, поэт познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, который был эвакуирован в этот город. Фатьянов показал мэтру свои стихи, и они так затронули его душу, что вскоре появились композиции «Ничего не говорила» и «На солнечной поляночке». Василий Павлович стал первым и главным партнером Алексея Ивановича. В этом творческом тандеме родились такие замечательные песни, как «Давно мы дома не были», «Мы, друзья, перелетные птицы».

В 1945 году по ходатайству Соловьева-Седого Алексея перевели в Таллин, в Краснознаменный ансамбль песни и пляски Балтийского флота. В составе ансамбля молодой человек выступал перед солдатами второго Прибалтийского фронта, находившегося тогда на территории Восточной Пруссии. Руководство ценило поэта за его несомненный литературный талант и поразительную работоспособность. Фатьянов декламировал стихи, принимал участие в инсценировках, режиссировал постановки. К концу войны популярность автора возросла настолько, что песни на его стихи транслировали по радио ежедневно, а иногда целыми блоками.

Современники поэта в один голос утверждали, что Фатьянов был весьма привлекательным мужчиной: его черты лица были правильными, а телосложение – богатырским. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней фотокарточки. Выходит, не зря Александров приревновал свою жену к Фатьянову. Несмотря на это, Алексей никогда не слыл ловеласом и многочисленных романов не заводил. В молодости автор был одержим творчеством, а потом пришла война – тут уж не до любовных страстей.

После долгожданной победы стихотворец встретил свою судьбу – Галину, которая была падчерицей генерал-лейтенанта Михаила Калашникова. Галя родила автору дочь Алену и сына Никиту.

Творческие люди нередко становятся заложниками пагубных привычек. Подобно своему кумиру Сергею Есенину, Фатьянов частенько прикладывался к бутылке. С той же частотой, что «соловьи» и «гармони» в произведениях поэта появлялись строки о горячительных напитках. Находясь под градусом, Алексей Иванович совершил немало необдуманных поступков, за что его три раза исключали из Союза писателей СССР.

Автор строк «Когда проходит молодость, еще сильнее любится» скончался 13 ноября 1959 года. Талантливейшему поэту-песеннику было всего сорок лет.

Известно, что Фатьянов страдал гипертонической болезнью, которую усугубили алкоголь и неправильно назначенное лечение. Медики ошибочно назначили поэту нитроглицерин, который категорически противопоказан для людей с увеличенным размером сердца. В заключении о смерти причиной указан разрыв аорты.

На тот момент Алексей Иванович был в очередной раз исключен из Союза писателей, поэтому чиновники до последнего не хотели брать на себя организацию прощания. Только после того, как Соловьев-Седой заявил, что похоронами займется Союз композиторов, коллеги поэта одумались. По аллее Ваганьковского кладбища гроб с литератором пронесли почитатели его творчества.

В родном городе поэта Вязники проводится ежегодный фестиваль песен, созданных Фатьяновым. Произведения автора, его биография и личная жизнь дважды становились темой программы «Романтика романса» на федеральном канале «Культура». В 2014-м ведущими выпуска стали Святослав Бэлза и Мария Максакова, а в 2019-м программу вели уже молодые ведущие. Во втором выпуске гостей студии стала внучка Алексея Ивановича Анна.

Интересные факты
Поэт обладал даром на лету «схватывать» мысли собеседника и переносить их на стихи. Так появилась совместная с Соловьевым-Седым композиция «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

Название гениального произведения «Соловьи» возникло неслучайно – оно перекликается с фамилией основного соавтора Фатьянова.

Соловьев-Седой был старше своего товарища всего на несколько лет, но относился к нему по-отечески. Когда Алексею Ивановичу удавался особенно хороший текст, Василий Павлович приговаривал: «Леха-Леха, ты написал неплохо!»

После войны Фатьянов начал сотрудничать и с другими известными композиторами – Борисом Мокроусовым, Матвеем Блантером, Никитой Богословским. Нередко соавторами поэта становились необычные личности: однажды он написал стихи к произведению Рейнгольда Глиэра «Гимн великому городу».

В сокровищнице советского кинематографа есть ряд фильмов, которые невозможно представить без песен на стихи Алексея Фатьянова. Они прозвучали в картинах «Весна на Заречной улице», «Небесный тихоход», «Большая жизнь», «Дом, в котором я живу».

Алексей Иванович не нравилось, что его называют поэтом-песенником. Однако большинство его произведений стали именно песнями, доведя до совершенства труд композиторов. Именно музыка сделала его стихи бессмертными и дала возможность узнать о его чудесных стихах широкому слушателю.