Арнольд Цвейг. Возвращение в Дамаск

Михаил Кречмар
Некий образец колониального романа, но про евреев.

Колониальный он потому что главный герой - офицер тайной британской полиции в Палестине времён Мандата; и пытается управлять всем творящимся там обезьянником, с арабами, евреями, христианами всех толков, друзами и ещё чёрт-те кем. В этой части он похож на аналогичные романы Грина, Моэма и Оруэлла.

Про евреев он потому что написан евреем, и касается, главным образом, еврейских внутренних разборок между сионистами, ортодоксами, коммунистами и кем-то непонятно мне ещё, которые надо читать лишь довольно глубоко погружённым в тему людям. В этой части я не понимал и половины. Такое замечалось у некоторых романов Фейхтвангера - фокус в определённых частях настолько сведён к национально-религиозным аспектам, что людям за их пределами они тупо непонятны.

Но он и про литературу, и про коренное противоречие, которое может испытывать творческий человек (тут надо б написать "истинно", но творческий человек не может быть "истинно" и "не истинно", как осетрина не бывает второй свежести), так вот, противоречие, которое может испытывать творческий человек со своими родными религиозными мотивами. И ещё одна очень важная вещь трогается там - если умный писатель не скажет своему народу правды - то кто тогда скажет?

Ну, ещё он о любви между людьми, арабах и арабском погроме евреев в Израиле, когда он ещё не был Израилем. Да, очень хорошо описан сам Израиль - в ландшафтном и географическом плане - выпукло и красиво - больше ни у кого так не встречал.

Прочитал с интересом, но очень громоздкий язык. Вряд ли больше возьмусь за этого Цвейга. Хотя он кажется мне посерьёзнее Стефана.