Порок и грех. Охота на слова

Александр Ерошкин
Порок и грех – слова-синонимы.
Порок – это выраженный в определенном поведении личности духовный, нравственный недостаток, моральное качество человека отрицательного характера. По своей сути порок ничем не отличается от греха, просто грех – это понятие религиозное, а порок – понятие более атеистическое и социальное. Порок поражает психику личности, поэтому она становится склонной к отягощающему её собственную жизнь и жизнь окружающих её людей поведению.

Поэт Александр Блок  8 апреля 1902 года  чётко высказался о своей боязни стать двуличным, взять грех на душу.

ЛЮБЛЮ ВЫСОКИЕ СОБОРЫ…

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа.
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
И тихо, с измененным ликом,
В мерцаньи мертвенном свечей,
Бужу я память о Двуликом
В сердцах молящихся людей.
Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
В смятеньи бросились бежать.
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

Википедия даёт несколько кратких определений ПОРОКА.
• Порок, в этике — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
• Порок — персонаж средневековых и ренессансных пьес, аллегория невоздержания.
• Порок — общее название метательных машин на Руси в Х—XVI веках.
• «Порок» — триллер 2001 года.

Порок как этический термин  обозначает  укоренённость в грехе и недолжном поведении.

Впервые понятие ПОРОК осмысливает Аристотель в своем трактате «Никомахова этика», где это слово является антонимом добродетели. Термин используется и в средневековой этике (Пьер Абеляр) и обычно сопоставлялся с грехом. Если грех воспринимался как поступок и результат выбора, то порок (лат. vitium) трактовался как аморальная склонность, которая превращается в пагубную привычку.

В настоящее время пороком может называться привычка совершать мелкие проступки (опаздывать на работу, пьянствовать, мусорить, ругаться, справлять нужду в неподходящем месте). По материалам Википедии

Теперь о слове ГРЕХ.

В русском языке слово «грех» (ст. слав. гр;хъ) изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность, огрех»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;, означающим «промах, погрешность, провинность, непопадание в цель», либо синонимичным ему словом ;;;;;;;;;[4]; а иудеи — словом ивр. ;;;;;;;; [хэт] «непреднамеренный грех, промах».Википедия

ГРЕХ м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом.
Наследный грех.
Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны.
|| Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки.
За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи. На грех мастера нет.
|| Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая: за грехи наши.
От греха не уйдешь.
Чья беда, того и грех, убыток. Это мой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою. Грех да беда на кого не живет?
Не бойся кнута, а бойся греха.
Грех попутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грех пополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали!
Грех денежный, беда, от которой можно отделаться деньгами.
|| В тесном знач. распутство. Молод бывал — и со грехом живал. Он (она) еще и греха не знает.
Муж согрешит, так в людях грех; а жена согрешит, домой принесет. Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет.
|| Это грех делать, нареч., грешно, греховно.
Благословясь не грех, сказал убийца.
Смех сказать, грех утаить, смешно, грешно. Не по грехам нашим Господь милостив! Все на свете по грехам нашим деется.
Чья душа во грехе, та и в ответе. Кто во грехе (в деле), тот и в ответе.
Много ума — много греха, а на дурне не взыщут. Грехов много, да и денег вволю. Нет греха хуже бедности. Бедность не грех, а до греха доводит.
Богатство пред Богом великий грех, а бедность перед людьми. Денег много — великий грех; денег мало (намале) грешней того. Быть так, приму грех на душу, а уж сделаю то и то. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. С людьми мирись, а с грехами бранись. Свои грехи за собой, чужие перед собой. Наш грех больше всех. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). За наши грехи и Терехи дьяки.
Живы, своими грехами, вашими молитвами! отв. на привет.
Живи, поколе Господь грехам терпит!
Богу на грех, добрым людям на смех.
Стыдно сказать, а грех утаить. Без греха согрешишь.
В чем смех, в том и грех, и наоборот. Грех не беда, да слава нехороша. Беда не беда, лишь бы не было греха.
Молчи, глухая, меньше греха! Большой грех прощается скорее малого, потому что человек покается, раскольн.
Согрешили попы (или дьяки) за наши грехи, Бог нас карает ими. Ни греха, ни спасенья.
Грех (грешно) куском макать в солоницу, намек на Иуду.
 Грех дуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того, раскольн.
Греховный, подверженный, причастный греху.
Греховность ж. сост. греховного, греху подпавшего.
 Грешить, впадать в грех, нарушать закон Божий.
|| Проступаться, ошибаться.
Грешить на кого, клеветать, взводить напраслину.
Умей грешить, умей и каяться.
По-давидски грешим (согрешаем), не по-давидски каемся.
Есть кому грешить, было бы кому миловать. По грехам и житье. Грешиться, стар. ошибиться, дать промах, пропустить. || Ино грешится неволей, безличн. погрешается, грешим. Грешение ср. действие грешащего, грешба ниж.
Грешный, в различном смысле, к греху, вине относящийся. Грешный человек, пью.
Грешно, грешно, а (да) миновать нельзя! Кто Богу не грешен, царю не виноват.
Я его, грешным делом, побил за это. Я его грешными руками, да за святые волоса. Что стыдно да грешно, то в моду (в обык) вошло.
Сказать - смешно, утаить — грешно.
Грешный Иона берет из поклона: правый придет, без поклона берет.
 Грешный честен, грешный плут — в мире все грехом живут!
Грешному путь в начале широк, да после тесен (или: а там крут и тесен). Ни праведный без порока, ни грешный без покаяния. Приходили праведники к грешникам талану просить.
Плоть грешна, да душа хороша. Быть на свадьбе, да не быть пьяну, грешно. Грешно оставлять яства в чашке недоеденными, раскольн. перекрещенцы.
Мандрагоровы яблоки (раск. картофель) есть грешно.
Правда свята, а мы люди грешные.
Грешная бумажка, фальшивая, поддельная.
Грешно или грех нареч. противно закону Божию; неправо, неправдиво, несправедливо.
Грешность ж. греховность, причастность греху; виновность, преступность; непозволительность, противность закону Божию.
Грешновато тебе делать это, грешным-грешнехонько.
Грешитель м. грешительница ж. (более с предлогами: пре, со) грешник, грешница ж. кто грешит, кто преступает закон Божий.
|| Преступник, особ. ссыльный, которых народ зовет грешниками перм. или несчастными.
Грешников, грешницын, ему, ей прнадлежщ. Грешничий, грешникам свойственный. Греховище, поприще греха, место, где грех совершается.
Греховничать, жить в грехе, беспутно, предаваясь греху.
Греховник, греховница, грешник, ведущий беспутную жизнь.
Греховодить или греховодничать, соблазнять, совращать, вводить других в грех. Греховодничанье ср. действие это, соблазнительные поступки, греховодство ср. Греховоднический или греховодный, к греховодству относящийся, соблазнительный.
Греховодник, греховодница, греховод, греховодка, кто греховодит. Грехолюб, грехолюбец м. грехолюбица или грехолюбка ж. сильно приверженный к греху, постоянно предающийся греху, грешной жизни; грехолюбивый человек. Грехомыга об. человек грешного жития. Грехопадение ср. впадение в грех, совращение с пути истины, прегрешение. Грехопадением называют первый грех, падение Адама. Грехопадкий, склонный к грехопадению.
Грехотворничать, грехотворить, творить или делать грешное, грешить.
Творить или создавать грех, проступок, преступление, где его в сущности нет, напр. неуместными распоряжениями, неисполнимыми постановлениями и пр. Грехотворничанье, грехотворство, действие это; согрешение; || введение в грех других, неуместными законами, запретами, порядками. Грехотворный, о человеке: согрешаюший; || о распорядке, законе: вводящий в грех.
Грехотвор, грехотворец или грехотворник м. грехотворка, грехотворица, грехотворница ж. кто грехотворит, в обоих значениях.
Грехоспасительный, грехоочистительный, спасающий, очищающий от греха. Толковый словарь живого великорусского языка
Грех — действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм и традиций, установившихся в обществе.
Противоположностью греху служит добродетель или, в другом рассмотрении, вера. Из Википедии

Как видим, в прошлые времена оба понятия ПОРОК и ГРЕХ были часто употребляемыми в речи, а ныне даже самые тяжкие грехи и пороки не поддаются осуждению и искоренению. Идёт эпоха глобальной лжи.



Вспомним сказки об Италии Максима Горького. Есть там сказка о матери, чей сын предал свой город, свой народ и возглавил войско врагов, окруживших город.  Небольшой отрывок из этой сказки.

 Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей.

Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.
Мать изменника спросила:
— Муж?
— Нет.
— Брат?
— Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.
И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала:
— Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее!
— За что? — спросила первая, а та ответила ей:
— Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!..

Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:
— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему...


Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили:
— По чести — мы НЕ МОЖЕМ УБИТЬ ТЕБЯ ЗА ГРЕХ СЫНА, мы знаем, что ТЫ НЕ МОГЛА ВНУШИТЬ ЕМУ ЭТОТ СТРАШНЫЙ ГРЕХ, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

— Да! — сказала она. — Это — страшнее.

Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.

Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нес со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.

Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.

Подошли и спросили — кто она, куда идет?

— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усумнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!

И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

— Мать! — говорил он, целуя ее руки. — Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
— В котором ты родился, — напомнила она.

Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!
— Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком, — сказала она.
— Камни — немы, если человек не заставит их говорить, — пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу!
— Но — люди? — спросила она.
— О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои!

Она сказала:
— Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...
— Нет! — возразил он. — Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри — мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но — точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город.
— Который пережил все имена, — напомнила мать.

Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова.

Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни.

Мать — всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, — ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце.

И он не знал, что Мать — зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет.
Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать.

Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды.

Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города.

С  черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти.
— Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он, рассматривая свой меч.

Мать сказала ему:
— Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя...

Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря:
— Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.
— А женщины? — спросила она, наклонясь над ним.
— Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.

Она спросила его в последний раз:
— И ты не хочешь иметь детей?
— Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.
— Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув.
Он ответил, улыбаясь:
— Да, как молния...

И задремал на груди матери, как ребенок.

Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
— Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.
1911.