Поездка Арамиса в Тур и загнанные Портосом кони

Вадим Жмудь
Я уже описал своё недоумение в отношении того, как легко мушкетёры решают загнать своих коней.
Мы разбираем разговор Арамиса с Фуке в романе «Виконт де Бражелон или десять лет спустя».
Арамис говорит Фуке в главе 26, книга 3:
«– Вот видите! Я приехал на четыре часа скорее, чем он. А между тем Портос отличный наездник; он загнал восемь лошадей: я видел их трупы. Я проехал на почтовых пятьдесят лье, но у меня подагра, камни в почках, словом, я умираю от усталости. Мне пришлось в Туре отдохнуть; оттуда я ехал в карете полуживой. Мой экипаж едва не опрокинулся; иногда я лежал на его сиденье, иногда на стенке, а четверка лошадей шла карьером. Наконец я здесь, совершив путь на четыре часа быстрее, чем Портос. Но д’Артаньян не весит трехсот фунтов, как Портос; у него нет подагры и камней в почках, как у меня; это не наездник, а кентавр. Видите ли, он уехал в Бель-Иль, когда я отправился в Париж, и несмотря на то что я опередил его на десять часов, д’Артаньян приедет через два часа после меня».
Напомню, что я указал о том, что только плохие всадники могут загнать коней сознательно или бессознательно.
Я приводил цитату из источника, которому доверяю.
Обратимся к этому источнику:
«Сколько можно проскакать на лошади за день»
 «Проскакать в среднем лошадь может 30-40 километров в день, но показатель этот относительный. ... Перед тем как пустить лошадь в галоп, нужно разогреть её шагом, иначе можно повредить связки и быстрее загнать животное. Сбавлять скорость или останавливаться тоже необходимо постепенно. Переменным аллюром тренированная лошадь может идти около 20 часов без перерыва со скоростью 10-20 км/ч. Чем выше темп бега, тем быстрее лошадь устаёт. На максимальной для себя скорости, а это от 50 до 60 км/ч, лошадь может скакать не больше 1-2 минут. Без остановки или смены аллюра велика вероятность загнать лошадь».
А теперь обратимся к поездке сначала Портоса, затем Арамиса, а затем и д’Артаньяна из Ванна в Сен-Манде или в Париж. Эти места расположены поблизости, так что разница не существенна. Первые двое ехали в Сен-Манде, а д’Артаньян, очевидно, в Париж. Следует ещё учесть и то, что для того, чтобы Фуке мог воспользоваться советом Арамиса, ему следовало бы отправиться из Сен-Манде в Париж к Королю, а это как-никак требует времени. Даже если это в пределах одного города, на карете через город не проедешь мгновенно, как минимум, полчаса-час это займёт.
Это будем иметь в виду. Так что даже если бы Арамис прибыл к Фуке одновременно с д’Артаньяном, это следовало бы назвать опозданием. Ему следовало прибыть заранее, настолько раньше, чтобы Фуке имел время осознать сделанное ему предложение, согласиться с ним, доехать от Сен-Манде в Лувр и сообщить это решение Королю. Это – девять километров по лучшей дороге, но даже если ехать через площадь Бастилии, будет 8,5 километров, разница не велика!  Если даже взять скорость легчайшей повозки по асфальтовому шоссе, можно предположить 30 километров в час, будет около 18 минут, плюс сборы и прочее – надо класть час. А по мостовым Парижа едва ли можно разогнаться больше, чем 15 километров в час, так что Фуке требовался час для того, чтобы добраться до Лувра – это в самом лучшем случае!
Итак, Арамис утверждает, что до Тура он ехал на почтовых 50 миль (200 километров). А дальше, по-видимому, из Тура до Сен-Манде в карете герцогини де Шеврёз.
Но такой путь через Тур составляет, знаете ли, иное расстояние!
Из Ванна до Тура - 320 километров! В полтора раза больше, чем сообщает Дюма!
А от Тура до Сен-Манде 240 километров!
Итого Арамис должен был проехать 560 километров вместо того, чтобы ехать через Ле-Ман, где путь был всего лишь 462 километра.
Девяносто восемь километров Арамис проделал только для того, чтобы заехать к своей дорогой герцогине де Шеврёз и там «немного отдохнуть»? И пересесть из почтовой кареты в карету герцогини?
Мне кажется, читатели уже догадались, как именно отдыхал Арамис, что может объяснить его крюк в сто километров, но никак не объясняет того, что Арамис якобы спешил уведомить Фуке о грозящей ему опасности и спасти его.
Свою карету он не использовал, и своих коней тоже – пожалел!
А вот карету герцогини что же жалеть? И коней её можно и загнать в крайнем случае. Так получается. Хотя четвёрка коней всё же не могли обеспечить требуемой скорости, об этом я уже писал.
Но вот ещё любопытнейший факт. Ведь Арамис видел по дороге павших под Портосом «восемь лошадей», которых Портос загнал. Следовательно, и Портос тоже ехал по той же самой дороге, то есть через Тур.
А почему же Портос давал такой крюк, длинней на целых сто километров?
Ему-то не предлагалось отдыха, ему не надо было заезжать к герцогине де Шеврёз!
А теперь обратим внимание на первую строку главы 27.
«Часов через тридцать – тридцать пять после описанных нами событий Фуке, по обыкновению приказав никого не принимать, сидел у себя в кабинете в знакомом уже нам доме в Сен-Манде и работал. Внезапно во двор влетела карета, запряженная четверкой взмыленных лошадей. Очевидно, ее ожидали, потому что четверо лакеев бросились к дверцам экипажа и открыли их.
Фуке поднялся из-за письменного стола и быстро подошел к окну, в то время как из кареты выходил прибывший гость, который с трудом сошел с подножки в три ступеньки, опираясь на плечи лакеев. Когда он назвал свое имя, один из слуг побежал к подъезду и исчез в передней. Слуга торопился сообщить о приезде гостя своему господину, но ему не пришлось стучаться в двери кабинета.
Фуке уже стоял на пороге.
– Его преосвященство ваннский епископ, – доложил лакей».
После каких же событий? Оказывается, что после того, как д’Артаньян прочитал записку от Арамиса. Следовательно, речь идёт о том моменте, когда он поедет в Париж.
Следовательно, Арамис прибыл к Фуке приблизительно через тридцать – тридцать пять часов после того, как д’Артаньян получил его письмо, и именно после прочтения этого письма д’Артаньян должен немедленно отправиться в Париж. Разве не так?   
Получается, что Арамис прибыл через 30-35 часов после того, как д’Артаньян был в Ванне. Арамис сам сообщает, что он выехал на 10 часов раньше, чем выедет д’Артаньян. Следовательно, Арамис потратил на этот путь 40-45 часов. А д’Артаньян потратит на этот или на более короткий путь на 8 часов меньше, то есть 32 – 37 часов.
А Портос потратил на это путь на два часа больше, чем Арамис, то есть он потратил 42 – 47 часов. Напомню, что весь путь составлял 560 километров.
Если Портос доскакал за 47 часов, он ехал со скоростью 11,9 километров в час. Если за 42 часа, то его скорость была 13,33 километров в час. Оба этих значения не таковы, чтобы загонять восемь лошадей! Да он просто прогуливался на своём коне! Зачем же он загнал восемь лошадей, злодей этакий?
Быть может, он сам отдыхал? Если он отдыхал несколько часов, тогда почему он свалился без сил?  А если он не слезал с коня, то есть с коней, то не лучше ли было попросту менять их своевременно? Ведь для одного коня езда 42-47 часов подряд невозможна, а для восьми коней это просто прогулка!
Арамис же проделал это же путь в карете. Если он ехал с максимальной скоростью, за минимальное время, равное 40 часов, его скорость в карете составляла 14 километров в час, а если с минимальной, за время 45 часов, его скорость составляла 12,44 километра в час. Это вполне приемлемый расчёт.
Если д’Артаньян ехал также по наиболее длинной дороге, тогда он доскакал за 37 часов, он ехал со скоростью 15,56 километров в час. Если за 32 часа, то его скорость была 17,5 километров в час. А если он избрал короткий путь в 462 километра, то если доскакал за 37 часов, его скорость была 12,48 километров в час, а если доехал за 32 часа, тогда его скорость составляла 14,43 километра в час.
В этом случае мы делаем следующие выводы:
Д’Артаньян умён, он отличный наездник, и предпочёл поберечь коней. Понятно, что он не загнал ни одного коня.
Арамис имел отличных коней, и это удивительно, если учесть, что ехал на почтовых лошадях половину пути в почтовой же карете. Впрочем, на четвёрке коней в карете вполне можно было делать эти самые 12,5 километров в час. Задержка в пути на небольшое время несущественно изменит эти подсчёты.
Портос – не такой уж и «отличный наездник», как его характеризует Арамис. Проделывая в среднем дюжину километров в час, или в лучшем случае, 13,33 километра в час, он умудрился загнать восемь лошадей, и почему-то упал обессиленный.
ЗАГОНЯТЬ КОНЕЙ НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ.
И ещё один вывод. Арамис вовсе не торопился спасать Фуке. Он заехал к герцогине де Шеврёз, весело провёл с ней время. Или не так? К этому мы вернёмся в конце этой заметки.
И вот ещё о чём давайте задумаемся.
Первое.  Почему Арамис отправил вперёд себя Портоса? Почему он выехал на восемь часов позже?
Он решал какие-то свои собственные задачи? Сжигал компрометирующие документы? Надо ли для этого восемь часов?
И если он ехал быстрей Портоса в карете, не проще ли было ему выехать тотчас же, или, допустим, через час после принятия этого решения? Ведь тогда он мог бы прибыть не рано утром, а поздно вечером накануне, то есть намного раньше! Но у него были более важные дела, чем спасение Фуке? Разумеется! Для него Фуке – был игрушка в его собственной игре, на это указывает хотя бы то, что он предпочёл выбрать более длинный путь и погостить у герцогини де Шеврёз!
Получается, что Арамис не хотел прибыть вечером к Фуке, он хотел прибыть к нему именно рано утром.
Но вот каким образом господин д’Эрбле, он же Арамис, умудрился на почтовой карете, а затем на карете, которую он взял в Туре, преодолеть это же расстояние на четыре часа быстрей, чем спешащий и загоняющий восемь лошадей Портос?
А ведь, обратите внимание, он ещё говорит вот что: «Мне пришлось в Туре отдохнуть». Сколько? Двадцать минут? Полчаса?
Мы могли бы предположить, что Арамис заехал «повидаться» с герцогиней де Шеврёз, которая в прошлом была его любовницей.
Об этом читайте следующую заметку: «К кому и зачем заезжал Арамис в Тур»