Истории об истории

Пётр Славин
 Я с детства любил историю! Но, в школе , выше четвёрки по истории не получал. Да, и не мудрено, -  вспомните как нам преподавали эту интереснейшую науку. В лучшем случае - зубрили даты, да цитаты. Сильно хромала эта наука по всей стране, как  впрочем,и идеология социалистическая хромала. Вот и дохромала, что не социализма, не  идеологии не стало.
 Не знаю, как сейчас преподают историю, но если судить по тому как учились мои дети, - то не очень. Неинтересно,не умеют они рассказывать что-ли,или не хотят?
 А я б, - рассказал! Да и рассказывал... детям, пока слушали. Спать укладываю и вместо сказок, какую нибудь байку историческую рассказываю, - пока кто нибудь не заснет - когда дети, когда я.
А кто мне привил интерес к истории, - не знаю, но не школа - точно. В семье, конечно, вспоминали разные истории из жизни, из ранешнего времени и они оседали где-то в глубинах мозга, но это не то.
 Толчком, отправной точкой в погружении в прошлое, стало прочтение знаменитой Цусимы Новикова-Прибоя. Я думаю, что многие советские мальчишки прочитав эту книгу захотели стать моряками, либо заинтересовались Отечественной историей. Хотя, в наше время, писателем владетелем душ молодёжи, да и не только молодёжи, был Пикуль.
Историческая ценность и достоверность его книг, конечно, весьма сомнительна, но вклад его в популяризацию военно-морского флота России трудно переоценить.
После Цусимы стал интересоваться этой темой: прочитал Порт-Артур Степанова, потом пошли журналы Моделист-конструктор, с их знаменитой Морской коллекцией.
И когда пришло время задуматься кем стать, сомнений не было - моряком, конечно! Помню, ехали в поезде, откуда то с Юга. В купе с нами оказались два друга курсанта: один из Московского общевойскового училища, - Кремлёвские курсанты; другой моряк. Я смотрел на них влюблёнными глазами, а они на перебой рассказывали про свою службу и зазывали: давай к нам! Но, красавец-моряк был, конечно, вне конкуренции.
 Однако, судьба распорядилась по-другому: моряком я не стал, да и военным был всего ничего. Закончив военное училище, послужил два года и уволился. И не то, что бы служба не пошла, не из меркантильных каких-то соображений, а по причине революционной ситуации в Союзе Советских. Учавствовать в грядущей революции я считал делом естественным, само собой разумеющимся. Служить же во внутренних войсках и участвовать в революции было неприемлемо.
 Революция, между тем, в России сдулась, победила контрреволюция, а главное обывательское болото. Горящее сердце Данко быстренько затоптали и пингвины-обыватели отрастили зады крепкие как умывальники, и принялись обустраивать уютные спаленки. Одной из причин этого было и отсутствие нормальной исторической науки. В своё время, германский канцлер Бисмарк говорил, что франко-прусскую войну выиграл германский школьный учитель.Советский учитель,прежде всего учитель истории, свою страну проиграл. Конечно, история наука максимально политизированная и советские идеологи выворачивали всё в свою пользу. Но, тем не менее - это была наука, со своими законами общественного развития которые так же обязательны как и законы физики. Нынешняя же история представляет из себя кучу фактов и фактиков,версий и предположений, правды и вымысла, из которой горе-историки пытаются надергать артефактов и создать нужные им теории, написать самые сумасшедшие истории и срубить бабки конечно. Учителю истории всегда было тяжелее всех, ведь каждый новый правитель хотел иметь свою красивую и правильную историю. Естественно историкам приходилось подстраиваться. Может быть поэтому историю преподносили скучно и формально, без искорки и задора. Часто историками были директора школ, что придавало весомости, но не делало предмет интересней. У нас директриса была литератором, - Лехтман Валентина Фёдоровна. И хотя у меня нет оснований её любить - были определённые т;рки - но скажу честно: учитель она была сильный, литературу знала и любила, и нас учила крепко.
В 1997 году друзья - алкоголики)) подбили меня поучаствовать в выборах в областное Заксобрание и я с удивлением увидел одним из своих конкурентов Валентину Фёдоровну. Вот, выучила на свою голову, - шутили мы с ней. Надо сказать, что хотя я и не прошёл, но директрису обошёл на много. Больше я с ней не встречался. Говорят, что уехала в Израиль. Странно, - я всегда считал что она немка.
 А вот историчку свою встречал, относительно недавно. Ей должно быть уже под сто лет! Но, как зовут её так и не вспомнил.
 А что же в современной школе? Я не в восторге от теперешней системы обучения, от уровня знаний нынешних учеников. Да и не я один. Это, как бы, общественное мнение, жертвами ЕГЭ в шутку называют современных выпускников. И наверное, основания для этого есть. И, вот ведь, странно получается: с одной стороны, огромный поток информации, море информации без ограничений и цензуры; с другой - отсутствие научных, систематезированных знаний. Вот и получается - всё знают и ничего не понимают. И если дважды два как было так и осталось четыре, то Ленин из гениев превратился в злодея. Где правда - узнаем при следующем правителе. Если доживем...
 А пока - имеем то, что имеем. А имеем вот что. Лет десять тому назад, ещё до известных событий, отдыхал я в Крыму, тогда ещё украинском. Когда вышел после отпуска на работу, коллега спросил меня: - где отдыхал?
Услышав ответ, он переспросил меня:
- А это где? Ответом было моё недоуменное молчание. Ну, в самом деле - что я мог сказать ему: на Украине? На Черном море? И это могло быть для него не знакомо.
 Сейчас то, все знают что такое Крым, и даже Мариуполь и Запорожье. Хотя, впрочем показать на карте  и не каждый сможет.
 Так что же это получается: за последние лет сто как минимум раз шесть переписывали историю. Сначала большевики после революции. Я думаю, та истори была самая точная, самая правдивая. Затем, в середине тридцатых, товарищ Сталин на свой вкус стал историю переписывать. Вкус у товарища Сталина оказался неплохой, имперский, державный вкус.
После Сталина его главный оппонент Никита Хрущёв стал беспощадно выкорчевывать сталинское наследие и переписывать историю. Новая история оказалась как и Никита, - болтливой, нечестной и деструктивной. Посеяла гнилые семена сомнения и предательства, в души людей. Леонид  Брежнев лишь немного историю подкорректировал, при нём она одела серое сусловское пальто и невзрачные галоши. Так и шл;пала до прихода Горбачёва. Горби перекраивал, ускорял и перестраивал всё что можно и нельзя, в том числе и историю. Перестраивал на свой комбайнерский вкус (ничего не имею против людей этой благородной профессии) и вольно или невольно, запустил новую историю идущую к своему концу.
 И вот наконец, на наших глазах, строят историю новейшую, беспощадно вырубая ту, которая ещё вчера казалась единственно возможной. Действуют при этом всеми возможными средствами, не столько мастерком строителя, сколько огнём и мечом. Что из этого выйдет? - поживем увидим.