Плач о грехах и невроз

Михаил Пушкарский
На фоне духовных потребностей личности, обретения веры и высшего смысла жизни, идеалов, ценностей, увеличивается разрыв между сознанием “духовным” и “душевно-плотским”, и вместе с тем,  нравственно выше становится совесть.
Совесть ответственного, устремлённого, искреннего, с тонкой душой, чуткого христианина, будет, также, более чуткой и строгой в хорошем смысле. Это нормально.
В зависимости от содеянного проступка, греха, обличения совести могут быть различны, от сожаления до состояния суицида, как это случилось с Иудой, предавшего Господа Иисуса.
При недостатке духовного опыта, в искушениях и обличении со стороны совести, внутренний конфликт может застрять на душевном уровне и перейти в невроз. Такой невроз возможен и у святых.

Из Житие свт. Тихона Задонского (Николай Васильевич Елагин):
"Тихон не оставлял ни в какое время и ни в каких обстоятельствах, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению благих его намерений, расстроили здоровье его. Частая бессонница и тревоги начали беспокоить его и останавливать дела. Расстройство это поразило душу боголюбивого пастыря скорбью о том, что он не может уже с прежней деятельностью трудиться на пользу церкви Божией. Он ужасался, что с его болезнью необходимо связаны упущения по делам звания, что его немощь может быть причиной погибели душ христианских, что его самого может постигнуть то горе, которым он угрожал пастырям, если он не оставит своего служения".
И среди множества юродивых святых, наверное, не столь много случаев, когда юродство суть творческое воплощение Святого Духа или осознанное отвлечение внимания от себя.

Рассмотрим переживание богооставленности.
Что это значит, если в реальности Бог не может оставить верующего? Он может не давать откровений и переживания благодати, чтобы христианин учился жить по вере и прилагал собственное усилие.
Но если христианин страдает от богооставленности, значит, видит повод для этого. А повод здесь может быть один - грех. Из-за этого сформировалось стойкое убеждение, что Бог оставил из-за греха.
У кого-то это одно, заставившее страдать, согрешение, у другого - со временем переполненная чаша грехов. Но во всех случаях причиной страдания является  страх и убеждение полного оставления Богом.
Это стрессовое или уже невротическое состояние. Здесь христианин знает о покаянии, исповеди, прощении грехов, но ему кажется, что это не для него, ибо он особый грешник, и он не верит в своё исправление.
Такое убеждение сильно подпитывается упавшей самооценкой, которая фиксируется в подсознании и остаётся жить в мироощущении.
Конечно, не все настолько чувствительны, но можно легко запутаться в рассуждениях, быть более подверженным внутренней тьме, и уже в этом можно попасть в стресс, и с него погрузиться во тьму.
Часто, вместо того, чтобы уповать на Божью благодать и быть в смирении,  сильнее оказывается беспокойство. Беспокойство в “необходимости очищаться” и “обретать благодать”, “прилагая к этому усилие”, обостряет внимание ко греху и показывает личную немощь на пути. Не даром в православии бытует утверждение: как только человек подвизается жить по заповедям, то сразу сталкивается с тем, что это трудновыполнимая задача. Такое есть.
Но с другой стороны, где тогда плоды покаяния, которые даже без благодати, но с переменой сознания должны двигать человека вперёд?
Св. Иоанн Златоуст: "Покаяние имеет великую силу; оно может человека, сильно погрузившегося во грехи, если он захочет, освободить от бремени грехов … хотя бы он достиг самой глубины зла. Это можно видеть из многих мест (Писания). … только мы должны приступить к покаянию”.

“Пробуксовка” появляется от концентрации внимания на волевом усилии, ожидании благодати и беспокойстве.
Почему это так, если говорим о необходимых вещах?
Потому, что одно дело - признавать, что устремление и аскеза необходимы на пути к Богу. И это со временем станет рутиной.
Другое дело - проникнуться духовным нравом и осознать низменность душевности и жизни по плоти, ясно увидеть, осознать, потребность спасения себя из греховного состояния. “Начало мудрости - страх Господень”.

Но страх Господень, по идее, приходит с верой - это признание существования Бога. И следовательно, вместе с этим имеется представление, каков Бог.
Всемогущество, всеведение, справедливость, милосердие...
Но Священное Писание говорит: “Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум” (Притчи 9:10).
То есть, Бог свят, и кто это понимает или дошёл до такого понимания, тот имеет разум. Так говорит Священное Писание.
Из этого можно видеть, что страх Господень - это не только признание могущественного и справедливого Бога, но и милосердного, и святого Бога.

В страхе Господнем, в откровении, что Бог есть, обретается вдохновение и надежда. Но Благой Вести - прощения общечеловеческой греховности и личных грехов, возможности рождения от Духа Святого и обетования вечной жизни, здесь ещё нет. Христос - своей личностью, делами и словом, явился Благой Вестью миру.
Кроме того, через веру во Христа, верующие получают рождение от Божьего Святого Духа и преображаются в Нём.
Однако, что больше волнует подвижника, личность Христа или “плачь о своих грехах и греховности”?
Ожидаемый ответ большинства - и то, и другое.
Но это так кажется. Когда приоритет Христос, то происходит метанойя (перемена сознания) меняется нрав и обретаются внутренние резервы в борьбе со грехом, происходят реальные перемены.
Св. Николай Сербский: “Сказал Господь: «покайтесь, и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14). Настоящее покаяние это не просто сожаление о совершенных грехах, но полное обращение своей души от тьмы к свету, от земли к небу, от себя к Богу”.
Иными словами, Господь нас озаряет светом Своим, то есть, даёт многое понять о смысле жизни, о самой жизни, даёт возможность стать выше в сознании. И в этом свете многое греховное и суетное сразу отпадает, и бывает, что на какое-то время будучи увлечённым Богом,  можно полностью пребывать чисто в духовной жизни.
Но потом вера охладевает, и какие-то из прошлых грехов восстают. Здесь снова необходимо делать упор на размышление о Господе, о Его делах, промысле, обетованиях. Это питает веру, а вера помогает преодолевать искушения.

В крайнем случае, необходимо всегда помнить о Боге. Если посмотреть на небо, то как не согласиться со словами псалма: “Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь”? Господь, как-будто говорит тебе: “Чадо, доверься Мне и веруй, и всё у тебя будет лучшим образом. Многие неприятности и страдания отведу от тебя, а что суждено пережить, то буду всегда с тобою, как и ты со Мною”.
Но главный вопрос - спасение. Здесь трезвое сознание, и бодрствующий дух делает христианина собранным, производит внутреннее очищение, уводит ум от праздного, преходящего, суетного, и обращает ум к Богу. Этот дух есть страх Господень. Страх Господень изгоняет обычный страх, потому-что, его забота не об этой земной жизни, а о божественной жизни вечной, и для него главное - своевременное глубокое покаяние. Его, также, можно называть покаянным духом.
Это умный безмолвный смиренный покаянный дух, а не эмоциональное сокрушение или плач о грехах своих.
Если рассудить, для чего нам нужна память о своих грехах? Для того, чтобы не поддаваться страстям, которыми мы реагируем на чужой грех (осуждая) и грех по отношению к себе (обижаясь или гневаясь). А душе необходим мир, чтобы созерцать Божественное.

Впрочем,  от эмоционального сокрушения сокрушается гордыня, но осознанное (умное) сокрушение приводит уже к высокому осознанному, и в глубине духа, покаянию. И осознанное смирение становится духовным нравом и состоянием духа.

Другие виды сокрушения и плача над своими грехами, могут быть лицемерием или застреванием на болезненных переживаниях, на чувстве вины, а это ведёт к неврозу.
Здесь две причины. Первая - из-за своего “я”, завуалированного тщеславия и чувственности, расшатывается психика, и однажды, истощив нервную систему, приходит  сильный стресс или паническая атака, и после этого  ищущий Бога полностью погружается в пессимизм, разочарование, во тьму и невроз.
Другая причина - попав однажды в сильный стресс, связанный с угрызением совести, человек не смог найти выход.

Стоит сказать, что в нормальном состоянии легко помнить и понимать, что с пришествием Христа, верующие обрели возможность исповедать грех и идти дальше в исправлении и надежде на помощь Божьей благодати. Но когда верующий попал в невроз, он уже не видит возможности быть прощённым и зацикливается на чувстве вины.

В общем, если натура чувствительная и беспокойная, сосредоточенная на спасении через дела, пост, молитвы, а внутренность чаши не очищается, в итоге, можно угодить в невроз. И далее, найдётся очень много поводов, и в себе, и в Священном Писании (не говоря о душевных страшилках, присутствующих в предании) для того, чтобы почувствовать себя “великим грешником”, застрять в чувстве вины, в плаче о грехах своих и переживать богооставленность.

Например, если испытывать (искушать) себя в крестном подвиге мученической смерти, в чём не каждый имеет уверенность, то при душевном равновесии, исповедуется сомнение, собственная немощь, но будет упование на Божью благодать, вдохновение верою, трезвость в страхе Господнем. Если же психика надломлена, новая волна страдания о своей греховности, несостоятельности, обречённости и отчаяния, обеспечена.
По свидетельствам и по логике, невроз чаще имеет место, когда человек жил верою, а потом отошёл от Бога и очутился более во грехах, чем был. Тоже-самое, долго “сидел на двух стульях”, пока не погряз во грехе и отошёл совсем от Бога.
Здесь, конечно, можно сказать, что после падения Господь попускает страдания в виде “плача” о своих грехах и чувство богооставленности, для лучшего вразумления и смирения. Но это индивидуальный промысел Его для каждого, и переживания Святого Духа в этих мучительных чувствах нет. Но и греховных побуждений здесь уже тоже нет, и когда очередная волна страданий стихает, приходит смирение.

В общем, грех побеждается Божественным светом. Вера - это запас Божественного света в сердце.
Так называемая “внимательная молитва”, тоже, не бывает без Божественного света, сколько бы раз не повторять молитвенные слова.
Божественный свет можно созерцать через творение и природу. Но высший Божественный свет явлен во Христе Иисусе - в Его Божественной Личности (уме, сердце), в Его слове, Его делах.