Кибуцы Израиля-модель альтернативного социализма?

Аникеев Александр Борисович
     Во избежание всяких недоразумений хочется предупредить, что в настоящей статье речь пойдет не об израильском кибуце как о конкретной форме поселения, нас интересует скорее "модель кибуца", то есть его типология как для национальных, так и для интернациональных общественных структур.

     Таким структурам часто противопоставляется как другой полюс представление и опыт анонимного "общественного" стиля жизни в больших городах. Поскольку это противопоставление на многих уровнях и по многим проблемам  всплывает в политических и околополитических дискуссиях, прояснение связанных с этим вопросов становится одним из самых важных и интересных моментов жизни, с которыми сталкиваются силы "левой альтернативы".


     1. Обзор истории кибуцев.

     История кибуцев тесно связана с историей сионистского заселения Палестины, осуществлявшегося с 1882 г. несколькими переселенческими волнами - "алиями". Безработица и тяжелые условия жизни заставляли трудящихся объединяться для развития общественного труда на основе взаимовыручки и оказания взаимной помощи. Эти группы вместе выполняли подряды на работы, создавали свои предприятия, а соединение воедино результатов индивидуального труда и доходов обеспечивало каждому социально-экономические гарантии.

     На этой основе стали развиваться различные начала кооперативов, потребительских и производственных товариществ. В результате эксперимента по передаче такой группе для совместной обработки земли, купленной сионистским поселенческим обществом, в 1910 г. возникла Дгания – первого  кибуца ("маленькое сообщество"), которое считают сегодня первым кибуцем.

     Сельскохозяйственное производственное товарищество быстро доказало свое преимущество над другими поселениями, находившимися в состоянии застоя. В условиях Палестины оно стало наилучшим способом ведения хозяйства и наилучшей формой еврейского заселения. В этом создании "снизу", в прямой ориентации на необходимость и требования жизни можно увидеть одну из важнейших причин успеха и устойчивости модели кибуца.

     Коллективная форма труда и потребления казалась идеально связанной с целью сионистского движения - "национальным возрождением" и всеобъемлющим социальным преобразованием путем изменения не только общественных отношений, но и самого поведения человека. Основные идеи, которые в основном оказались верны до сих пор, исследовал в "Законе кибуца" в 20-е годы член Дгании О. Лебл:

1. Общая для всех обязанность трудиться;
2. Коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;
3. Равенство прав и свобод в сообществе и в хозяйстве;
4. Равные для всех условиях жизни в кибуце;
5. Общий выбор при утверждении организации труда, распределения благ и доходов;
6. Ответственность каждого и ответственность по отношению друг к другу;
7. Дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;
8. Свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т. д.;
9. Отказ от использования наемного труда в хозяйстве кибуца;
10. Общественное воспитание и питание детей до достижения ими трудоспособного возраста;
11. Обеспечение по старости и нетрудоспособности;
12. Открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;
13. Равная обязанность всех членов кибуца (мужчин и женщин) по работе в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т. д.);
14. Участие каждого в решении хозяйственных проблем (объема хозяйства, его отраслей, образования и повышения квалификации);
15. Постоянное стремление к расширению производства и прибыли общего хозяйства;
16. Расширение кибуца в рамках его хозяйственных возможностей;
17. Взаимопомощь как между членами кибуца, так и между кибуцами при их кооперации как продолжение самой идеи их развития.

     Члены кибуцев считали себя лидерами движения к равенству и социальной справедливости и одновременно пионерами национального поселенческого движения. Отождествление "еврейства" с социализмом было, конечно, примитивным, но пропагандистски действенным после провала буржуазного заселения Палестины сионистскими организациям не оставалось ничего другого, кроме как развивать кооперативные формы.

     Именно поэтому организации вроде "Еврейского колонизационного общества" и "Еврейского национального фонда" (Керен Каемет ле - Исраэль) покупали землю и передавали ее затем для обработки не имеющим средств товариществам. Несмотря на большие хозяйственные трудности и нестабильность первых кибуцев, движение росло, поселения становились крупнее, их хозяйственная база расширялась.

     Становилось все яснее, что развивать заселение может только такое движение. Но для того, чтобы содействовать массовой иммиграции и обеспечить еврейское большинство в Палестине, понадобилась жесткая организация израильского профсоюзного движения - Гистадрут, аппарат, которому вынуждены были подчиниться и кибуцы.

     Энтузиазм радикальных рабочих групп - Гдуд ха-авода (рабочих батальонов) систематически сдерживался, их анархо-синдикалистские представления переводились в русло национальных сионистских устремлений и подчинялись им. С ростом иммиграции и количества групп с другим социальным составом формы поселений в рамках движения кибуцев становились более разнообразными с точки зрения концепций и организации.

     Социальная структура кибуца отражала социалистический идеал иммигрантов. Ее сердцевиной был принцип абсолютного равенства членов, как в том, что касалось удовлетворения их социально-бытовых потребностей, так и в том, что касалось их участия в решениях относительно хозяйства и управления поселением.

     Не было ни частной собственности на средства производства, ни отчуждения результатов участников труда без согласования с государственными структурами. Члены кибуца стремилась к созданию оптимальных возможностей для развития каждого из его членов, но принципиально подчиняла индивидуальные интересы общим интересам, что предъявляло высокие требования к самодисциплине и самоотверженности каждого.

     Поскольку не все иммигранты были способны и готовы подчиниться такой дисциплине, уже в период четвертой алии (четвертой переселенческой волны 1924 - 1928 гг.) сложился более либеральный тип кооперативного поселения - мошавы. Этот тип поселений обрабатывал землю "Еврейского национального фонда", но делался упор на семью как на социальный элемент сообщества. Центр тяжести кооперации переносился на сферу закупки и выхода на общий рынок без ущемления интересов каждого в социально-бытовых потребностях. У каждого был свой счёт в банке, но распоряжаться своим счётом можно только по решению общего собрания.

     Вплоть до 1922 г. были основаны 46 коллективных поселений. Позднее движение кибуцев совместно с образованным в 1929 г. "Еврейским агентством", с "Еврейским фондом" и Гистадрутом занималось приемом и интеграцией массовой волны иммиграции, вызванной нацистскими преследованиями. Хотя в 1937 - 1948 гг. иммиграция была запрещена, число иммигрантов за 1937 - 1947 гг. возросло более чем в два раза - с 649 до 1747 тыс., а число членов кибуцев - с 47 до 84 тыс. Только за 1936 - 1939 гг. были основаны 55 новых коллективных поселений.

     После начала нападений со стороны арабов в 1936 г. кибуцы продемонстрировали свою боеспособность; они служили складами оружия и базами для отрядов. Наконец, как первые поселения они внесли существенный вклад в окончательное отделение израильского государства.

     В то же время они в большинстве своем выступали за мирное сосуществование и сотрудничество с палестинскими арабами, политически активно участвовали в движении "Мир - сейчас". После создания государства в 1949 г. кибуцы потеряли часть своих национальных задач, но кибуцное движение и сейчас еще входит в элиту общества. Большинство членов кибуцев принадлежало к самым острым критикам правительства Бегина, особенно его политики на оккупированных территориях и отношения к палестинцам.

     В Израиле существует около 270 - 280 кибуцев. Если к этому прибавить вышеупомянутые мошавы и другие свободные товарищества, то окажется, что подавляющее большинство сельского населения Израиля живет в подобных товариществах или непосредственно в кооперативных поселениях. При этом кибуцы и мошавы дают до 70 % сельскохозяйственной продукции страны.

     В кибуце в среднем живет около 200 членов, хотя это число может сильно колебаться от 100 до 2 тысяч. Это зависит прежде всего от возраста кибуца и числа живущих в нем поколений. Мошавы в основном меньше.

     Число и численность населения кибуцев за минувшие десятилетия постоянно росли, но их доля в общем населении страны за счет больших волн иммиграции после второй мировой войны упала с 6 % в конце 30-х годов до 3 - 4 %. С одной стороны, кибуцы приобретают новых членов (в том числе через браки), с другой, 40 - 50 % лиц, выросших в кибуце ("сабров"), став взрослыми, покидают его и переселяются в город.

      Является ли кибуц альтернативной моделью социализма?

Этот вопрос - решающий для тех задач, которые мы поставили, но на него нельзя ответить просто так, абстрактно. Кибуц можно рассматривать с различных углов зрения и различных интересов:

- как модель общественного труда и общественной жизни;
- как модель братской организации производства и потребления;
- как модель социальной интеграции и социальных гарантий;
- как модель децентрализованной организации;
- как модель демократического общества в своей организации жизни;
- как модель альтернативной индустриализации;
- как модель разумного, эффективного ведения общего хозяйства;
- как модель самоорганизации при развитии общества;
- и т. д.

     Все эти подходы в определенном отношении представляют определённый интерес. С другой стороны, само это перечисление не должно создавать впечатление идеализации кибуцев. В нем также есть свои внутренние, структурные проблемы и противоречия, а возможно и процессы, вызывающие проблемы - следствие или влияние структурных изменений, характеризуемых как "модернизация", "либерализация", "социализация" и прочее.

     Ниже рассмотрим с различных точек зрения реальную жизнь в кибуцах, как кажется, далеко не во всем однородную и "идеальную".

     Прямая демократия.

     Одна из главных ценностей кибуца - как можно более полное осуществление базисной демократии. Это демонстрируют прежде всего многочисленные политико-административные институты кибуца, которые призваны обеспечить высокий уровень участия каждого в принятии решений либо практически уже предопределяют таковое. Институты прямой демократии в кибуце выглядят следующим образом:

     Общее собрание выбирает: Исполнительную комиссию; Комиссию по управлению и Комиссия по труду.

     В Центральное управление входит: Секретарь; Координатор по управлению; Координатор по труду и Казначей

     Общее собрание проходит чаще всего еженедельно, - высший решающий орган и в известной мере последняя апелляционная инстанция по всем делам кибуца. Текущие функции по управлению и координации на уровне кибуца осуществляются секретариатом, а в отдельных сферах деятельности - различными комиссиями, которые собираются каждые 1 - 3 недели. В отличие от секретариата, члены комиссий должны выполнять эту работу в свободное от регулярной работы время. Это немаловажно в кибуце, где правилом является 48 - часовая рабочая неделя. В комиссиях работает около трети членов кибуца.

     Кроме того, имеются активные люди, которые берут на себя ответственность в ходе трудового процесса, они и политически активны в делах кибуца.  Но есть, так называемая, людская периферия - люди, которые почти не бывают на общих собраниях и не берут на себя ответственность за что-либо еще, это где-то 10 - 15 % .

    С другой стороны, гораздо чаще бывает, что те же, люди, которые активны в комиссиях, берут на себя ответственность в вопросах труда и ходят на собрания. В среднем, еженедельные общие собрания посещают только около 30%, но благодаря общей ротации (смене) постов (срок пребывания на посту 1 - 2 года), степень участия людей в принятии решений на протяжении большего периода времени значительно шире.

     Процесс "модернизации" кибуца не обошел и сферу его институтов. Имеются попытки частично заменить прямую демократию - один из самых "священных" принципов кибуца - представительным советом.  Дифференциация функций сказывается и по-другому. Комиссии становятся более многочисленными, к собственно управленческой работе прибавляется задача интеграции отдельных сфер управления.

     В той мере, в какой идет процесс дифференциации функций, растет и опасность складывания формальных и особенно неформальных иерархий. в кибуце пытаются бороться с этой проблемой различными способами: например, к эгалитарному распределению благ и ротации постов пытаются добавить "статусное несовпадение". "Существует аргумент, что индивиды, выполняя различные роли и функции, стремятся иметь во всех из них примерно равный статус .  Кибуц здесь, напротив, намеренно создал несоответствие. Тот, кто занимает высокое положение в сфере труда, не получает аналогично высокого поста в социальной сфере".

     Организационная структура.

     Если исходить из того, что центральной организационной структурой кибуца является сильно интегрированная сельская община, встают два вопроса, на которые могут быть даны ответы, вызывающие большие споры.

     Нельзя утверждать, будто в кибуце вообще нет никаких отклонений от принятых в нем норм. Тяжелые проступки, нарушающие общие законы, редки, но случается немало отклонений от неписанных законов и норм кибуца.  Если каждый знает другого и знает, что он делает, можно быть более справедливыми друг к другу.

     Это связано с другим принципом общественной организации, о котором говорил еще Маркс. Речь идет о социальной системе, в которой можно видеть происходящее, которая обозрима, не анонимна и не слишком сложна, так что ее можно понять.  Эта обозримость может вести к социальному давлению и побуждать к конформизму, но достаточно много элементов в кибуце этому противодействуют.

     Если сравнивать с этой точки зрения отношения в кибуце и во "внешнем мире", то можно обнаружить, что важнейший элемент социального конформизма вне кибуца состоит в том, что каждый человек с правом трудиться на благо общества при честном и справедливом нормировании своего труда имеет право не только иметь необходимые нормы благ для достойной человека жизни, но и денежный доход по количеству и квалификации своего труда, а не просто продаёт свою рабочую силу кому-либо!

     Это означает, что даже если этот "социальный контроль" может вести к конформизму, то это совсем не тот конформизм, о котором идет речь в обществе рыночного потребления.

     Иногда групповое давление на индивида воспринимается как слишком сильное, и человек предпочел бы работать вне кибуца. В подобных случаях люди работают в региональной индустрии или где-либо в другом месте с рыночной экономикой без социально-бытовых гарантий по труду. То есть люди совершенно не обязательно должны быть полностью интегрированы в кибуцную систему. Но именно эта интеграция - решающий элемент притягательной силы, излучаемой кибуцем.

     Таким образом, что сама формулировка вопроса «групповое давление» или «полностью солидарное сообщество» не соответствует действительности.

     Некоторые кибуцы объединены в большие союзы:

      - либеральное "Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим" близкое к социал-демократическому крылу Партии труда (партии Ш. Переса и И. Рабина). Основанное в 1951 году, это самое "молодое" из трех объединений. В 1971 г. в него входили 83 кибуца.

     - "Ха-киббуц ха-меухад" ("Объединенный кибуц"), образован в 1927 г., политически ориентируется на левое крыло Партии труда. В 1971 г. включал 58 кибуцев.

     - "Ха-киббуц ха-арци" ("Всеизраильский кибуц") - "наиболее лево" ориентирован, близок к социалистической Объединенной рабочей партии "Мапам". В 1971 г. включал 75 членов.

     Особую историческую заслугу движения составляли его выступления за сотрудничество с арабскими рабочими и за социальное равенство арабских и еврейских рабочих еще до образования государства. И после 1948 г. "Ха-киббуц ха-арци" остался важнейшим сторонником равенства арабов".э Наиболее часто цитируемые в данной работе члены или исследователи кибуцев почти все связаны с движением "Ха-киббуц ха-арци".

     Все три союза, в свою очередь, ассоциированы друг с другом в "Союз движения кибуцев" ("Брит ха-тнуа ха-киббуцит", осн. в 1962 г.). В рамках этой федерации созданы также различные совместные учреждения, в том числе "Институт Хешеф" - "самое значительное на сегодняшний день в Израиле учреждение в сфере руководства сельскохозяйственными предприятиями, в области экономии производства.

     Кроме того, имеется несколько совместных торговых организаций. В целом, взаимопомощь - очень важный элемент в союзах кибуцев и это часто называют решающим фактором для выживания и позитивного развития кибуцев. Однако в неизбежной косвенно-представительной форме организация этих союзов и "внутри" содержатся "органические" проблемы.

     Существует проблема эгоизма со стороны отдельных кибуцев, когда заходит речь о кооперации между кибуцами и это часто превращается в вопрос о возможности отождествлять себя с более крупными единицами. Одновременно это и общая проблема - ведь между тремя сотнями членами кибуца нет таких же эмоциональных связей и такого же отождествления себя с другими, как в более мелкой группе из 10 или 20 человек.

     Существуют и бесспорные границы коллективизма. Если он выходит за рамки определенных размеров, норм и правил, то может сохраняться только при наличии сильной идеологической мотивации или сильной зависимости.  Поэтому в равноправном демократическом обществе и должны быть необходимые государственные структуры обеспечения законности и правопорядка во исполнение законодательной воли трудящегося народа!