Бог и ответственность человека за себя

Аня Гриневская
Сегодня я столкнулась с одним очень интересным богословским размышлением, касающимся ответственности человека за самого себя, вот с этим:

// Ну и главный мой вопрос - существование ада. Всеведующий Творец, зная все ошибки людей, перестает быть Благим, когда творит душу человеческую, ЗНАЯ, что она наследует вечные адские муки..
Еще одна большая тема - это вопрос свободы или несвободы человека. Насколько все детерминировано в этом мире и где возможности и границы проявления человеческой свободы? Есть ли эта свобода вообще? Зачастую, глядя на ошибки людей и знакомясь с трагическими история, заканчивающимися погибелью (во всех смыслах), приходить ощущение неотвратимости и какой то фатальности во всем произошедшем. Я много времени провожу работая с наркоманами и заключенными.. Это моя основная работа.. Так вот, скажу быть может странную вещь, эти люди ни в чем не виноваты. Они совершили много ошибок и сделали много не хороших дел - это факт. Но я задаюсь вопросом - могли ли они этих ошибок не совершить? Мой ответ нет. И эти несчастные, и все остальные люди, являются заложниками этого мира. Все совершают болезненные ошибки и во всем происходящем есть некий фатум.. Этот фатум, мной воспринимается, как некий замысел Бога. Все выглядит ужасно, но я верю, что в этом есть некий благой смысл, которого мы сейчас не понимаем. Богу, почему то угодно провести нас через этот мир, дав вкусить страданий и смерти. //

Попытаюсь ответить на всё это в меру моего разумения.

1). В физическом мире властвует не фатум, а наблюдается полный детерминизм (и совершенно нет никакого индетерминизма, беспричинных явлений!), то есть напрочь отсутствуют какие-либо беспричинные (причинно не обусловленные) физические проявления в физическом материальном мире.
А это не фатализм.
Фатализм - это когда (к примеру, наглядный пример) попавшая на необитаемый остров собака или кошка или коза обречена-запрограммирована жить там на острове неукоснительно строго определённым образом, который ей с однозначной железной необходимостью диктуют-навязывают ВНЕШНИЕ условия того конкретного острова,  всегда совершать там строго опредённые действия с точностью до наномикрона и до наносекунды.
А детерминизм (в отличие от фатализма), это когда собака или кошка или коза сообразуется не столько с внешними обстоятельствами острова, но во многом и с ВНУТРЕННИМИ свойствами своей собственной индивидуальности, натуры.
Поэтому две разные собаки в совершенно одинаковых ВНЕШНИХ обстоятельствах могут себя вести очень различным образом.
И пожнать в итоге совершенно разный финал своей судьбы.



2). Что касается человека (который является особенным биопсиходуховным созданием Божьим, кстати, по Образу Божьему сотворённым, а Бог - СВОБОДНОЕ существо) и других духовных существ (например ангелов, часть из которых потом соблазнилась стать демонами), то, считаю, дело было примерно так.
Бог всеведующий, но Он по вЕдомым лишь Ему сверхразумным мотивам всё-таки не стал создавать полных марионеток, тотально фатально запрограммированных биороботов, биомеханизмы, то есть даже не просто слепых рабов, а тотально-полнейших рабов в квадрате куда похлеще зомби-манкуртов.
Не стал.
А вместо этого Бог наполнил этот мир относительно свободными духовными существами (ангелами и людьми), обладающими определённой свободой воли.
Почему Он так сделал - другой вопрос, я полнотой знаний о неведомых путях Господних не обладаю, и никто не обладает.
Бог дал людям и ангелам свободу воли, в том числе и свободу выбора решений в самых разных сложных и даже архисложных жизненных обстоятельствах.
А вменяемому человеку - даже и при диком разгуле его внутренних страстей и аффектов.
У нас в юридических нормах нет внятных положений об ограниченной вменяеости, но это отдельная тема.

Всеведение - это одно, а лишение созданий их свободы воли - это, согласитесь, уже другое.

3). Обладающее определённой свободой воли и выбора разумное нравственно-вменяемое существо несёт определённую ответственность за свой индивидуальный выбор, за свои собственные решения в непростых неоднозначных жизненных обстоятельствах.
И за своё дальнейшее внутреннее (проявлящее и в дальнейших поступках и словах) отношение к совершённым им ранее ошибкам и косякам и падениям.

4). "Военный фатализм", суеверный феномен психики, тесно связанный с защитными механизмами психики в боевых или экзистенциально-экстремальных услових, когда-то процветавший у древних воинов-язычников - это вообще отдельная тема.
А в более современных войнах...
"Пуля - дура, штык - молодец!" - говаривал когда-то А. В. Суворов.
И попытки защититься от "дури" этих "пуль-дур" якобы при помощи "отводящих пули-дуры" фетишей-артефактов - оберегов, амулетов и т.д. - лично я убеждена, что никакого физического отведения пуль артефактами не существует, ну разве что если суеверный вражеский снайпер узрит в оптический прицел этот "магический" фетиш-амулет и у него в психике сработает ноцебо-эффект (антиплацебо-эффект) и невольно непроизвольно дрогнет рука...
А вот если вражеский снайпер совершенно несуеверный человек - то мементо море...
Но это психический и мировоззренческий феномен, а не физический, в физике детерминированного хаоса (где учтены и эффект бабочки, и все ньюансы завихрений ветра на траектории движения пули и т.д.) же все законы и Ньютона и Эйнштейна и т.д. выполняются неукосмнительно, а не магически.
Бог как законодатель сотворил законы природы вовсе не для того, чтобы их потом то и дело  волюнтаристски произвольно "по просьбам трудящихся" нарушать почём зря в ручном режиме применительно к каждой пуле или артснаряду, и все бесчисленные научные испытания по баллистике всегда это стопудово подтвержают!

5). Если душа человека не исправилась и лежит во зле, мизантропии и садизме и во внутреннем аде, и не склонна ни к малейшей метанойе - ну куда её ТАКУЮ вот в Царствие Божее, так ведь, путём наводнения Царства Божиего такими вот выбравшими остаться крайне зловредными для окружающих неисправимыми монстрами субъектами, недолго его превратить в сущий ад для всех  остальных...

Бог мудр, мы же не так мудры, как Он.
И не далеко не всеведующи, вдобавок.
Вот и рассуждаем в меру скромного понимания своего.