О Ремарке. 1 глава. О потерянном поколении

Ирене Крекер
Предисловие

Книга «Встреча под Триумфальной Аркой» – подарок к 125-летию великого немецкого писателя Эриха Марии Ремарка – человека и гражданина Мира. Это – подарок не только для него, но и для всех нас – жителей планеты Земля. И это не голословное утверждение: ведь в проекте «Встреча под Триумфальной Аркой» приняло участие более 1000 человек из 110 стран со всех семи континентов нашей планеты. В рамках проекта в разных странах мира проходили и проходят встречи, обсуждения, дискуссии, литературные чтения произведений любимого писателя. Участники проекта прошли по следам Ремарка в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, США. Люди разных национальностей, вероисповеданий, профессий, традиций и политических взглядов объединились идеей Э.М. Ремарка-пацифиста «Миру нужен Мир».

Итогом проекта стала книга «Встреча под Триумфальной Аркой». Она – ответ нестабильной мировой ситуации. Наша книга – убеждение и подтверждение того, что люди хотят мира и могут жить в мире. Это также и хрупкий шаг к содружеству людей из Украины и России, Армении и Азербайджана, Индии и Пакистана, которые смогли найти общий язык, как участники проекта, конкурса «По страницам Ремарка» в четырёх номинациях: Проза, Поэзия, Переводы, Иллюстрации, – и как члены жюри.

Учитывая, что мы все на этой планете знакомы через седьмое рукопожатие, в книге вы обязательно встретите друзей и знакомых. Она написана с любовью и несёт в себе это прекрасное чувство. Приветственные слова проекта «Мы рады, что вы с нами! Вместе мы узнаем больше о жизни и творчестве любимого писателя Ремарка» – приветствие и для вас, дорогие читатели нашей книги.

Спасибо, что вы с нами!

С любовью к вам руководители проекта:
Ирене Крекер (Германия),
Ирина Вебстер (США)


Глава первая

«Что же нужно, чтобы в этих условиях не сойти с ума?»
Война, мир, пацифизм, потерянное поколение

И.В. – Знаете, Ирене, наш проект, посвящённый Э.М.Ремарку, прежде всего заставил меня серьёзно задуматься о войне. Не о конкретной, в отдельно взятых странах, а именно, о сущности войны. Она по сути своей направлена против человека, жестоко и бесчеловечно, неоправданно и бессмысленно, и сопровождает, к сожалению, человечество на протяжении всей его истории. И, как бы это ни звучало парадоксально, она имеет смысл. Только смысл этот для отдельно взятых людей и государств.
Ирене, а какие бы Вы дали определения войне? Любой войне, как явлению?

И.К. – Прежде всего, мне на ум, как человеку, приходят определения – «бессмысленная, кровопролитная», а как пацифисту – «человекоубийственная и смертельная».
A что было бы Вашей краткой характеристикой этого страшного понятия?

И.В. – Безрассудная, беспощадная, разрушительная, чудовищная... Недавно я услышала, что в наши дни война может быть «креативной», и это словно царапнуло ткань души. В моём понимании креативно – это творчески создавать, а не разрушать.
И.К. – Креативно... Интересно...  К сожалению, война сопровождает человечество на протяжении всей истории, модифицируя, а порой и подменяя понятия. А как Вам рассуждения о неизбежности войны в наши дни: «О неизбежности войны, которая идёт сейчас на Украине, как продолжении той войны, описанной Ремарком, которая тоже была неизбежна... и неизбежного духовного кризиса в России и в Украине, неизбежного духовного столкновения между народами»?

И.В. – Откровенно говоря, мне знакомы эти мысли одного из участников нашего проекта. Tо, «что сейчас происходит в Украине – это уникальная, иррациональная война. Она имеет исключительно духовные корни, и ведётся исключительно на духовном уровне». Думаю, читателям будет интересна встреча с автором этих размышлений в нашей книге, как, впрочем, и с другими уникальными участниками нашего проекта.
Возвращаясь к Первой мировой войне, которая унесла и искорёжила жизни миллионов людей, я впервые задумалась о страшном «смысле» той войны, геополитический смысл которой был – перекроить карту мира и Европы, переделить колонии, сферы влияния и приложения капитала. Известно, что только с 1914 по 1918 годы «смысл» этой войны измеряется 10 миллионами погибших, 20 миллионами раненых, 7 миллионами оказавшихся в плену и около 10 миллионами тех, кто умер от эпидемий и голода.

Почему жестокий урок Первой мировой войны не был усвоен, и последовала Вторая мировая война? Это мне немного теперь понятно. А, если это понятно и другим, то, как Вы думаете, имело ли смысл выступление Ремарка против войны, если она вновь разразилась и уже в значительно более страшном масштабе? Имел ли какое-то значение его популярный роман «На 3ападном фронте без перемен»?

И.К. – В одном из своих интервью Ремарк сказал, что изначально он не задумывал этот роман, как описание истории войны, её хронику, поэтому не вносил в повествование конкретные даты и названия мест, где происходили те или иные описываемые события. Для него важно было рассказать о том, что он видел, слышал и чувствовал на войне. С этой задачей он справился, но, чтобы рефлектировать прочувствованное, даже ему, участнику войны, понадобилось десятилетие. Значение его первого романа о войне, опубликованного в 1929-ом году, огромно. Оно заключается не в описании военных действий, а в неприятии войны как факта, противоречащего человеческой сущности. Ремарк сам называет себя пацифистом, человеком, который осуждает любое кровопролитие, любые войны. Само слово пацифизм происходит от латинского – пацификус – миротворческий, от «рах» – мир и «фацио» – делаю. Ремарк называет себя Человеком мира. Для меня стали откровением его слова, сказанные в интервью Хайнцу Липману: «Я оставался тем, кем являюсь до сих пор, – воинствующим пацифистом. В 1933 году мои книги были запрещены и подверглись сожжению. Я был лишён немецкого гражданства. Тогда это воспринималось как высокая честь, но в профессиональном отношении это, конечно, было для меня шоком. Получается, писатель без родины? О чём же тогда писать? Откуда черпать пищу для творчества? Когда Гитлер изгнал меня из Германии, был уже почти готов мой третий роман "Три товарища". Необходимость покинуть Германию стала для меня потрясением. Поэтому мне потребовалось целых четыре года, чтобы закончить книгу. Лишившись родины, я стал похож на животное, у которого отняли корм».

И.В. – В этом интервью прозвучала очень важная мысль: «Я оставался тем, кем являюсь до сих пор, – воинствующим пацифистом». Воинствующий пацифист! Даже само это сочетание – словно взаимоисключающие понятия. Ведь «pacificus» – объединение «творца» и «мира». Самое упрощённое понятие – пацифист – это тот человек, который делает мир. А ведь Ремарк не принимал участия в митингах, конгрессах и собраниях, чтобы выразить свою позицию и попытаться переубедить людей мирно решать конфликты. И ещё, ведь пацифисты не принимают участие в военных или других агрессивных актах, показывая своим примером, как нужно поступать.

И.К. – Хоть Ремарк и не выходил на митинги и не призывал к миру на собраниях, но за него красноречиво говорили и говорят сейчас его книги. Думаю, что мы бы не знали сегодня писателя Ремарка, как пацифиста, если бы в 1916 году его не призвали в армию. И заметьте, его призвали. Он не пошёл добровольцем, как считают некоторые. Он выполнял свой гражданский долг. Именно тогда он поменял своё отношение к войне, дружбе, любви, долгу перед людьми и государством.

И словосочетание «воинствующий пацифист» – в принципе, не взаимоисключающее понятие. Воинствующий – это «ведущий активную непримиримую борьбу с кем-чем-либо». И Ремарк, как воинствующий пацифист – это не воюющий человек, не воин, а наоборот, пацифист, активно отстаивающий свою позицию неприятия войны.

И «воинствующему» есть объяснение. Хотя воинствующий, это не воюющий, а горячо отстаивающий свои убеждения, Ремарк готов был и воевать. Ведь уже находясь в Америке, когда началась Вторая мировая война, он готов был идти на фронт, чтобы сражаться против нацистов. Но тогда он не прошёл медицинскую комиссию.
Господин Томас Шнайдер, руководитель Центра мира Ремарка в Оснабрюке, напомнил, что Ремарк в интервью журналисту одной из лондонских газет Вольфу Дорингу говорил о том, что, если произойдёт нападение на Вестфален, он возьмётся за оружие. По вопросу о защите Родины он не был человеком лояльным и пошёл бы её защищать, если бы это было необходимо.

И.В. – И хорошо, что он не прошёл военную комиссию! Ведь, если бы Ремарк ушёл тогда на фронт, мы не смогли бы прочитать все его последующие романы и рассказы, дневники и письма. Возвращаясь к теме пацифизма, хочу отметить ещё один важный момент. Когда Ремарк называл себя человеком мира, он имел в виду, что он не просто пацифист, который «делает мир», но и человек без родины, который живёт в этом мире, как гражданин мира.

И.К. – Это острая тема эмигранта... Об этом мы тоже должны непременно поговорить.

И.В. – Да, абсолютно согласна. Но тогда другой вопрос. Здравому смыслу, большинству человечества нужен мир, не нужна война. Почему же тогда пацифистские взгляды Ремарка вызывали такое раздражение у большинства немцев и у многих других народов? Как тогда, так и сегодня. Почему так много тех, кто не имеет отношения к геополитическим амбициям, кому не нужны новые рынки сбыта и новая дешёвая рабочая сила, и всё-таки они считают, что любая война должна быть до победного конца?

И.К. – Есть такое понятие – национализм. Ведь пацифизм правдивой книги «На Западном фронте без перемен» не пришёлся по вкусу нацистам. Гитлер, власть которого набирала силу, объявил Ремарка французским евреем Крамером (фамилия Ремарк, прочитанная в обратном направлении). Ремарк напишет и позже подтвердит свои слова в интервью: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом». Надуманного повода оказалось достаточно для того, чтобы в мае 1933 года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению «за литературное предательство солдат Первой мировой войны». Произведения Ремарка попали в список запрещённых. Их изымали из продажи и публично сжигали на площадях, «ради воспитания немецкого народа в духе воинственности!». Пацифизм не приемлем для национализма. Ни в прошлом, ни в настоящем.

И.В. – Выжившим на войне предстояло ещё одно испытание, о котором так остро-пронзительно повествуется в романе «Возвращение».  Это – испытание для поколения мальчишек, прошедших войну, которые не могут найти своё место в мирной жизни. И это – одна из важнейших тем, которые проходят через всё творчество Ремарка. Термин «потерянное поколение» приписывают американской писательнице и теоретику литературы Г. Стайн. Это определение было адресовано молодым людям, побывавшим на фронтах Первой мировой войны, потрясённым её жестокостью и не сумевшим в послевоенное время «войти в колею» мирной жизни.

И.К. – Кстати, Эрнст Хемингуэй использует выражение Г. Стайн в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце» (1926): «Все вы – потерянное поколение».
И.В. – Да, «потерянность» («lost generation») прозвучит и у американских, и у западноевропейских писателей: Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Дос Пассоса, Ф. С. Фицджеральда, О.Т. Кристенсена. Все они выразили в своих произведениях трагический опыт Первой мировой войны, и глубокое разочарование, и отчуждённость человека от общества и, самое горькое, утрату идеалов. Протесту писателей «потерянного поколения» свойствен пафос стоического пессимизма.

Ирене, а как Вы думаете, Э. М. Ремарк созвучен с писателями «потерянного поколения» или всё-таки эта тема приобрела у него и другой оттенок?

И.К. – Перечисленным Вами писателям, которых относят к «потерянному поколению», свойственна правдивость изображения войны, отрицание жестокости в обстановке лжи, официальной идеологии и пропаганды. В произведениях Ремарка, конечно же, есть и отличия, другие оттенки в изображении героев и событий. Ему также свойствен пафос стоического пессимизма, но все его романы, несмотря на трагические финалы, имеют оптимистическое завершение, устами героев выражают надежду на будущее в разноцветных ярких тонах. Позже Ремарк скажет о «потерянном поколении», к которому принадлежал сам: «Люди постарше крепко связаны с прошлым, у них есть почва под ногами, есть жёны, дети, профессии и интересы; эти узы уже настолько прочны, что война не может их разорвать. У нас же, двадцатилетних, есть только наши родители, да у некоторых – девушка. Это не так уж много, – ведь в нашем возрасте привязанность к родителям особенно ослабевает, а девушки ещё не стоят на первом плане. А помимо этого, мы почти ничего не знали: у нас были свои мечтания, кой-какие увлечения да школа; больше мы ещё ничего не успели пережить. И от этого ничего не осталось.

… мы вернёмся усталыми, в разладе с собой, опустошёнными, вырванными из почвы и растерявшими надежды. Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение, которое, хотя оно провело вместе с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за ними подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути».
И.В. – Действительно, ознакомившись с произведениями Ремарка, с романами и рассказами о судьбах его ровесников, сердцем чувствуешь трагедию подростков, потерявших друзей на войне и страдающих в мирное время травматическим синдромом бессмысленности жизни, итог которой – деградация, депрессия и смерть.

И.К. – Ремарк смог ощутить признаки этого состояния в себе, в психике своих товарищей. До этого в нём постоянно жила боль человека, потерявшего себя, свою жизнь на войне. В один из дней 1928 года он, внезапно осознав причину своих страданий, почувствовал писательское вдохновение. Он много лет вёл записи о пережитом на войне, но почему-то писалось медленно, творческий процесс заставлял себя ждать, не хватало понимания главного в пережитом, на чём нужно сконцентрировать внимание при написании книги, какую мысль исследовать, какую идею воплотить? В какой-то момент пришло озарение. Ремарк вдруг понял, почему в послевоенное время не складываются судьбы друзей-однополчан. Он пришёл к выводу, что относится к поколению молодых людей, воспитанных на идеалах романтиков. Чтобы пережить без последствий ужасные события войны, им нужно было быть по-другому сформированными. Он видел и знал по себе, что те, кто прошёл через испытания войной и выжил, до сих пор не нашли в себе ресурсы жить дальше, создавать семьи, любить и ощущать любовь других. Он и они – мученики своего времени, страдальцы обстоятельств. Они через десятилетие испытывают состояние стресса, беспокойства, скепсиса, видят послевоенный мир в серых тонах бессмысленного существования. Позже Ремарк скажет, что он страдал от достаточно сильных признаков отчаяния и пытался их преодолеть. Он искал совершенно сознательно и систематически причины своей депрессии.

И.В. – Ремарк, действительно, уже тогда осознавал свою миссию писателя, понимая, что его задача – помочь тем, кто прошёл через испытания войной, найти себя, уйти от ужасов войны. Эта мысль преследовала его днём и ночью, в праздники и в будни.

И.К. – Да, в те дни Ремарк сознательно вернулся в пережитое на войне и отчётливо понял, что над ними висела тень войны, даже когда они совсем об этом не думали. И когда эта мысль пронзила его сердце, он смог писать. Он знал теперь, что книга поможет участникам войны выйти из состояния замороженности, знал, что она станет освобождением, спасением от переживаний для него и людей его поколения. Ему открылось в тот миг, что события, которые сделали их больными, испытания и страдания, которые мучили его и их бессознательно, потеряют над ними власть изложенными на бумагу, произнесённые вслух, потому что все узнают правду о войне и их страданиях, и им станет легче. Позже он выразит эту мысль несколько иными словами, сказав, что, если кто-нибудь, прочитав книгу, захочет испытать то, о чём он писал, то он таким читателям уже помочь не сможет. Идея пацифизма Ремарка в том, чтобы не испытывать на себе ужасы войны, а жить в мире и согласии, любить друг друга, отдавая частицу своего тепла идущим рядом по жизни.

Как один из героев Ремарка признавался, что каждый приличный человек в молодом возрасте непременно страдает мировой скорбью. И это – право молодости! И окружающие знают, что молодость у этих парней украли, когда они были в армии. С тех пор те, кто были на войне, ищут свою молодость и не могут найти. Поэтому у них двойная скорбь. Так же, как и ампутированная нога, такая скорбь болит вдвое сильнее.

Вот на этой волне жуткой боли за человека писал Ремарк свои романы «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение», исполненные горечи и мучительного непонимания, почему человек своими руками, пусть даже в годину трудных военных испытаний, сознательно уничтожает жизнь своих собратьев. Для Ремарка при этом не имеет значения, во имя кого и каких целей совершаются убийства.
После внутреннего озарения, связанного с пониманием причины «потерянности» его поколения, роман «На Западном фронте без перемен» был написан Ремарком в течение шести недель. Но потребовалось ещё полгода, чтобы автор решился его опубликовать, обратившись в издательства.

И.В. – Роман «На Западном фронте без перемен» имел необыкновенный даже для автора успех. Это произведение, словно по иронии судьбы, принесло Ремарку славу, деньги, мировое признание и в то же время лишило его навсегда родины и превратило в вечного эмигранта-изгоя, в жизни которого смертельная тоска соседствовала со смертельной опасностью. Роман дал ему всё и лишил всего.

Ремарк завершил его в 1928 году и на первых порах безуспешно пытался опубликовать. Большинство передовых немецких издателей посчитали, что книга о Первой мировой войне не будет пользоваться популярностью у современного читателя. Когда Ремарк предложил свою рукопись «На Западном фронте без перемен» наиболее авторитетному и известному в Веймарской республике издателю Самюэлю Фишеру, тот подтвердил высокое литературное качество текста, однако отказался от публикации, авторитетно объяснив молодому писателю, что «война всем надоела, и в 1928 году никто не захочет читать книгу о Первой мировой войне».

И.К. – Кстати, чуть позже Фишер признал, что это была ошибка, причём одна из самых досадных и главных в его карьере.

И.В. – Да, этот факт общеизвестен. Издателя Фишера мы понимаем даже спустя почти сто лет. Но нужно отдать должное и Ремарку. Он не опустил руки после отказа и, следуя совету друга, принёс текст романа в издательство Haus Ullstein, где он, по распоряжению руководства компании, был принят к печати. Был подписан контракт, хотя это издательство было тоже не до конца уверено в том, что такой специфический роман о Первой мировой войне будет иметь успех. Поэтому договор содержал оговорку, в соответствии с которой, в случае неуспеха романа, автор должен был отработать в качестве журналиста затраты на публикацию его романа. Более того, для перестраховки издательство предоставило предварительные экземпляры романа различным категориям читателей. И студентам, и домохозяйкам, и служащим, и ветеранам Первой мировой войны. После критических замечаний всех читателей и литературоведов Ремарка настоятельно попросили переработать текст, особенно некоторые особо критические высказывания о войне.

И.К. – Ремарк согласился тогда на некоторые корректировки. Но даже после этого осталась неизменной главная мысль романа о том, что война не щадит никого, будь то защитник или агрессор, солдат или мирный житель – никто, заглянув в лицо смерти, прежним не останется: к ужасам войны никто не может быть готов.

И.В. – Согласна, что даже после «серьёзных корректировок», как говорят литературоведы, роман остался самым острым и правдивым произведением, не теряющим своей актуальности и в наши дни. А тогда успех, вызванный романом, предвосхитил самые смелые ожидания. Роман «На Западном фронте без перемен» был издан в 1929 году тиражом 500 тысяч экземпляров и переведён на 26 языков мира. Он стал самой продаваемой книгой в Германии.

И.К. – В наше время никто этому не удивляется, так как произведение – знаковое, поднявшее планку настоящей военной прозы. В 1948-ом году, проживая в Швейцарии, являясь гражданином Америки, Ремарк с горечью скажет, что он – человек мира против воли. Он наблюдает за тем, что происходит в послевоенной Германии и не в состоянии понять, почему старые нацистские преступники в новое время занимают руководящие позиции в экономике, политике и юриспруденции.

 И.В. – Ещё в 1916 году, когда Ремарк учился в гимназии, в сочинении на тему «Сладостно и почётно умереть за отечество» он написал, что утверждение, что умирать за отечество якобы сладко и почётно, можно рассматривать только как форму целеустремлённой пропаганды. И не по годам мудро заметил, что расставаться с жизнью для всех всегда тяжело как в постели, так и на поле боя, а тем более, конечно, для молодых людей в расцвете лет. В этом же сочинении Ремарк говорит о том, что только пустоголовые болваны считают, будто легко проскочить в тёмные ворота смерти, да и то лишь в том случае, пока они уверены, что их последний час ещё далёк.

Оказавшись восемнадцатилетним на войне, Ремарк, вместе со своими героями, мужает в огне снарядов, рвущихся на их глазах, и посреди тел товарищей, умирающих рядом в окопах. Жизнь его самого в то время как бы остановилась. Шести недель участия в военных действиях и нескольких последующих месяцев работы в госпитале ему  хватило, чтобы сознание перестроилось на всю жизнь на рельсы выбывших из жизни друзей, с которыми пришлось расстаться по воле тех, кто развязал войну.
Достаточно вспомнить героя романа Ремарка «Возвращение», который пройдя через страдания, смерть и разрушения, повзрослев сразу на целую жизнь, возвращаясь с войны, смотрит, как на лужах, по краям дороги отражаются светлые шёлковые деревья, и, как это отражение в случайном зеркале ярче действительности. Как лежат, обрамлённые тёмной землёй, кусок неба, деревья, глубь, чистота, и как вдруг его охватывает трепет. Впервые за долгое время он вновь чувствует, как красиво это отражение в дождевой луже. Оно просто красиво и чисто. И на мгновение этот парень освобождается от всего и ощущает впервые этот мир... Уходит гнёт, крепко державший его в своих тисках; взлетает неведомое, новое. Мир, трепетный горизонт, трепетное ожидание, первый взгляд, предчувствие, грядущее: мир! И он вздрагивает и оглядывается; там, позади, на носилках, лежат его товарищи. Настал мир, а они всё равно должны умереть. Но он дрожит от радости и не стыдится этого. И проносится мысль. «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никак не может почувствовать, как страдает другой».

Тема войны всегда была для Ремарка и темой мира. Мысль «миру нужен мир» переходила из одной книги в другую. Ремарк был убеждён, что любой мир ничего не стоит, если нет мира в сердце, о чём он упоминает ещё в своём самом первом романе «Мансарда снов» (или «Приют грёз»), который вышел в свет в 1920 году, и которого позже писатель стыдился и даже скупил все его экземпляры.

И.К. – Нужно сказать, что тема войны и мира не отпускает писателя и в период между войнами, а также после Второй мировой войны. В романе «Время жить и время умирать», изданном в 1954-ом году, писатель открыто говорит об опасности, которая продолжает висеть над миром. Гребер, герой этого романа, рассказывает, что только в Швейцарии по ночам ещё горят огни, и это делается специально для лётчиков, чтобы они видели, что летят над нейтральной страной, и, что тем мрачнее, точно окутанные чёрными саванами, лежали позади и вокруг этого острова Германия, Франция, Италия, Балканы, Австрия и все остальные страны, которые участвовали в войне.
Ремарк старался не вступать в дискуссии по поводу им написанного, потому что знал: кто хочет обвинить его в чём-то, тот это сделает, если не сейчас, то позже. Это уже касалось вопросов мировоззрения, разного отношения к происходящему в мире, а он считал себя вне политики. По его словам, даже его книга «На Западном фронте без перемен» была задумана вовсе не как книга о войне, но так уж получилось. Это подтверждают его слова, сказанные в одном из интервью газете «Die Literarische Welt» в 1929 году: «Наше поколение выросло иначе, чем все остальные до и после него. Их самым сильным непосредственным опытом была война, независимо от того, преследовала ли она их или не касалась, придерживались ли они националистического, пацифистского, авантюрного, религиозного или стоического взгляда на неё. Видели кровь, ужас, уничтожение, борьбу и смерть – таков был общий человеческий опыт. И я сознательно ограничился этим опытом. Война преподносится мной как факт. Те немногие размышления, которые есть в книге, касаются только этого чисто человеческого опыта войны. Они не допускают любых политических, социальных, религиозных и других комментариев».

И.В. – А как Вы думаете, Ирене, как реагируют сегодня ученики в немецких школах на слова Ремарка о войне и мире, высказанные им в произведениях?

И.К. – К сожалению, у меня, в последние три десятилетия проживания в Германии, нет прямого контакта с учениками школ, но из средств массовой информации знаю, что слова Ремарка знакомы многим, они не обходят стороной и сайты социальных сетей. Романы писателя зачитывают до дыр, с трудом пытаясь отыскать их на полках немецких городских библиотек. Знаю, что и Вы, Ирина, обращались в библиотеки, находящиеся недалеко от Вашего города во Флориде, с целью узнать, будут ли там проводиться мероприятия, посвящённые 125-летию со дня рождения Ремарка. Я пока не знаю, что Вам ответили. Мои сообщения о предстоящем юбилее проигнорировали три библиотеки, а работники университетской библиотеки Фрайбурга ответили, что таких мероприятий у них в программе пока нет. Этот факт заставил меня задуматься, тем более что личный опрос населения показал, что даже старшему поколению местного населения Германии в большинстве своём незнакомо имя писателя Эриха Марии Ремарка. Не ошибусь, если скажу, что в настоящее время творчество Ремарка необычайно актуально за рубежом, особенно в России и в Украине. Его романы о войне, освещающие события 20-ых – 40-ых годов 20-го века (Первая мировая война, нацификация страны, жизнь беженцев), поднимают насущные проблемы нашего времени.

«Новое время – новые песни», – сказал бы сегодня по этому поводу русский поэт Н.А. Некрасов, а господин Томас Шнайдер прямо напомнил читателям статьи Рольфа Доринга «Распространился ли пацифизм Ремарка?»: «Не следует лгать самому себе. Бундесвер уже два десятилетия участвует в войнах и конфликтах, только не здесь, а в Афганистане, Мали, Косове... В каждом классе есть хотя бы один человек, который знает, что такое ПТСР (Посттравматическое стрессовое расстройство), потому что в семье есть кто-то, кто от него страдает».

A учитель немецкого языка Яна Г., много лет проработавшая в гимназии, говорит о том, что мы живём в другое время, но проблемы, которые поднимал Ремарк в своих произведениях, остались. Они по-прежнему волнуют молодое поколение. Сегодня молодёжь, как и во времена Ремарка, пытается осознать происходящее. Но вместе с тем у неё возникают и новые вопросы, например, почему к беженцам из Сирии политики отнеслись несколько иначе, чем к украинцам сейчас. Некоторые из молодых людей готовы добровольцами идти на войну, другие считают, что достаточно находиться в миротворческих отрядах. Расходится мнение молодёжи и относительно правильности политики правительства по поводу средств, инвестируемых в вооружение украинской армии.

И.В. – Мнение не только молодёжи, но и всех здравомыслящих людей в США относительно правильности политики правительства по поводу средств, инвестируемых в вооружение украинской армии, тоже неоднозначно.
По поводу мероприятий в библиотеках штата Флорида. Я рада, что мои встречи с работниками местной библиотеки дали практические результаты. Хотя изначально никаких мероприятий не было запланировано, мы договорились провести книжную выставку Ремарка, ремарковские чтения, встречи и диспуты с читателями. Я записалась на специальную программу "тьюторства", так называемого языкового наставничества с людьми, приехавшими в Соединённые Штаты Америки, чтобы помочь им в освоении языка и культуры страны. В рамках этой программы мы будем читать, изучать, обсуждать произведения Ремарка.

И в продолжение нашего разговора вспоминаются размышления Пауля Боймера, героя романа Ремарка о том, что случится, если они останутся в живых, и будут ли они жить. И предложение Кроппа-философа, где он предлагает, «чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и с входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооружённые дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди».

Это предлагает поразмыслить над причинами войн в истории человечества и конкретно тех, которые происходят сегодня. Война и мир – это как две стороны одной медали. Принять войну невозможно, её нужно пережить. Ведь жизнь продолжается. И нужно уметь выстоять в этом процессе борьбы добра со злом за мирное сосуществование. Откровение Ремарка о войне помогает каждому прочувствовать на себе жестокость войны и выработать своё отношение к происходящим на земном шаре событиям, конфликтам и войнам.

Продолжение следует