Оберегая родные города. Часть вторая

Андрей Грачев 2
В 43 году бомбардировщики продолжали нести потери. Уже 15 февраля попрощалась со своим командиром III группа KG51. Погиб майор Эрнст Фрайхер фон Бирба. Точно не установлено, как он погиб.

27 февраля та же эскадра потеряла ещё одного опытного аса, хауптманна Георга Холле, командира 2 отряда. Посмертно он награждён РК. Сбит он был в районе Политотдельское. Отличились пилоты 2 иап Леонов Иван Дмитриевич и Дзюба Пётр Петрович, которые, вылетев парой на перехват, обнаружили хе-111 (на самом деле это был ю-88) и слаженной атакой сзади сбили его. Позже каждому победа была засчитана как личная, хотя на самом деле пилоты сбили вдвоём один немецкий самолёт.

9 марта погиб оберлейтенант Рольф Харт, кавалер РК, служивший в 9 отряде KG1. Он был не пилот, а наблюдатель. Произошло это в районе Ладожского озера. Он был в бою подбит и при вынужденой посадке разбился. Поскольку в районе Ладоги в тот день никаких воздушных боев с участием ю-88 не было, Каминский делает вполне обоснованный вывод, что на самом деле ас сбит был в районе Ильмень-озера. Благо и к месту базирования 9 отряда это близко. Изучив обстоятельства боя, этот прекрасный исследователь делает вывод, что сбил его капитан Луцкий Владимир Александрович из 32 гиап. Было заявлено несколько ю-88, однако именно атакованный Луцким в районе аэродрома ю-88 после боя сел горящим на фбзеляж, и это наблюдал весь личный состав аэродрома. Что ж, нам остаётся лишь согласиться с выводами историка.

В ночь с 22 на 23 апреля немцы силами двух групп - III KG3 и III KG27 на ю-87 и хе-111 предприняли налет на порт Поти. Налет оказался очень неудачным. Шли немцы, конечно же, без всякого сопровождения. Их, однако, вовремя заметили, была поставлена дымовая завеса, поднята пара "Киттихоуков" 7-го иап ВВС ЧФ. Ведущим пары был командир полка Денисов Константин Дмитриевич. Он быстро оценил обстановку и решил атаковать ведущих групп. Стремительной атакой он сбил одного из них. Жертвой Советского аса стал майор Эрих Тиль, командир III группы KG27. Он ещё в 41 году был награждён РК. Денисов не собирался останавливаться, он атаковал ведущего другой группы. Тот начал снижаться, уходя от атаки, и попал под огонь ЗА. В итоге этот самолёт записали именно на зенитчиков, хотя заслуга Денисова в уничтожении этого пилота тоже есть, и весьма большая. Погиб командир III группы KG3 хауптманн Зигфрид Юнгклаус. Он был не столь знаковый лётчик, как Тиль, однако тоже посмертно награждён РК. В итоге налета были достигнуты крайне незначительные успехи, зато потеряно два командира групп. Конечно же, прежде всего надо отметить блестящую работу Денисова Константина Дмитриевича.

5 июля, в первый день боев на Дуге, ранним утром в районе Малоархангельска был сбит хауптманн Херманн Михаэль на ю-88, командир 8 отряда KG1, спасся с парашютом, но в часть уже не вернулся. Посмертно он награждён РК.

Это был утренний бой против 157 иап. На отражение налёта ушла группа из 18 "Яков" данного полка, вёл её сам командир полка Волков Виктор Фёдорович. Группа Боровых пыталась отрезать истребители противника, а в это время группа Залевского атаковала бомбовозы. Залевский Владимир Николаевич, выскочив из облака, которое использовал для маскировки, дерзко атаковал ведущий ю-88, который вспыхнул от его попаданий и пошёл к земле. Затем Залевский атаковал другой ю-88, который тоже был зачитан как сбитый, а его напарник Анциферов заявил ещё один подобный самолёт.

Немцы из сопровождения, которое осуществляла JG54, были крепко связаны боем и не могли защитить свои самолёты, однако подоспел на помощь ас 8 отряда JG51, фельдфебель Хуберт Штрассль. Он атаковал группу Залевского, занятую боем с ю-88. С первой же атаки сбит был сам Залевский, он спасся с парашютом, однако был тяжело ранен и более не воевал (возможно, погиб от раны, точных данных нет). Очевидно, в последнем своём бою именно он сбил Михаэля. Напомним, что в августе 42 года этот ас уже огорчал KG1, приняв самое деятельное участие в уничтожении её командира Шеммеля. Повторной атакой был сбит Анциферов, посадил самолет на брюхо и, к счастью, выжил (о восстановлении самого самолёта речь не шла). Интересно, что Залевский лично и в группе сбил 40 самолётов, из них только два были истребителями. Он был специалист по бомбардировщикам.

9 августа был сбит оберлейтенант Карл Шмид из 14 отряда KG27 и был посмертно награжден РК. Это был спецотряд, который был создан для борьбы с железнодорожными составами. Пилоты этого отряда работали в Советском тылу в режиме охоты одиночными вылетами. Конечно же, сюда отбирали самых лучших. Шмид был одним из самых успешных асов этого отряда, он уничтожил свыше 50 ж.д. составов. Но в тот день ему счастье изменило. Он отправился на охоту в район между Курском и Белгородом. Самолёт удалось засечь, на перехват пошла пара 910 иап. Ведущим был лётчик Крючков, ведомым - Жилин. Шмид отчаянно стрался уйти от преследования, совершая сложные маневры на тяжёлом самолёте. Тем не менее, его плотно взяли в клещи. Самолёт снизился до бреющего полёта. Наконец, удалось подбить один из двигателей, тот загорелся. Однако у Крючкова закончился боекомплект. Жилин был подбит огнём стрелков. Пришлось самолёт оставить в покое. Далеко он, однако, не ушёл. Пришлось совершать жёсткую посадку, после чего Шмид попал в плен. Удивительно, но уже в 46 году каким-то образом этот пилот вернулся из плена.

Интересно, что, хотя по оперативным документам двигатель подбил именно Крючков, но в итоге этот самолёт пошёл на счёт именно Жилина Юрия Васильевича. На наш взгляд, не совсем справедливо. Правильнее было бы считать самолёт сбитым в паре.

7 сентября в районе Киров взорвался в воздухе самолет командира эскадры KG3 оберстлейтенанта Вальтера Левеса-Лицманна. Ему посмертно дали РК. Однако он выжил, успев покинуть самолет, попал в плен и тоже вернулся сразу после Войны. Вопрос тут один: не был ли взрыв следствием атаки советского истребителя. Пока на основе имеющихся документов мы вынуждены признать, что, скорее всего, нет.

В конце года было потеряно ещё несколько опытных пилотов бомбардировочных эскадр, но, поскольку нам плохо известны и места этих потерь, и обстоятельства, и порой даты, то мы не можем определить, кто их сбил.

Поскольку в 44 году потери асов бомбардировочной авиации резко снизились, а обстоятельства этих потерь большей частью неизвестны, мы не будем их рассматривать. Снизились они потому, что Германия стала вообще меньше использовать ю-88 и хе-111.

То, как редко удавалось сбить асов бомбардировочной авиации, лишь подчёркивает значимость этих побед. Мы и в 43 году видим, что победы эти были под силу лишь очень опытным советским пилотам. И ценность этих побед была очень велика.