Пушкин Онегин Сб. Сон Татьяны и его смутьяны 7

Поль Чтецкий
7 - Сон Татьяны – семантический и геометрический центр романа А.С. Пушкина (АСП) "Евгений Онегин"

конспект идей по кн. Жилиной Н.П.

Общее:
сон Татьяны = центр симметрии романа сважной смысловой насыщенностью с преобладанием темы гибели. Три последовательных гадания – на воске и на улице на прохожего, в бане и на сон. И всё об одном — о суженом и о «пришла пора...». Гадать в баню они с Сан Сергеичем не пошли - струхнули малость … Перед гаданием на сон Таня снимает поясок (магический акт равный снятию нательного креста для девственницы). Гадание = магическое узнавание судьбы путем обретения власти доступной только Богу и общения с потусторонними силами – мировыми духами.Сон Тани – уход в иную мистическую реальность, сверхреальность запредельного, в мир первосущностей и первосмыслов.

Символика сна по Жилиной Н.П.:

1) чудный сон – такой сон не разгадывается по соннику, это поход в запредельное

2) ночная зимняя снеговая поляна – семантика гибельного мира – печальной мглой окружена

3) поток и дрожащий гибельный мосток – переправа в мир запредельного, граница мира живых и мертвых со смертельным риском пересечения

4) медведь - проводник чрез границу = тотем, предок людей; некогда человек, обращенный в зверя; двойник, близкий знакомый с нечистой силой; в библейском бестиарии – апокалиптический зверь, в средневековье – символ телесной греховности людей = проводник в плотскую греховность = персонифицированная похоть;
По Данилевскому: медведь = хозяин темного леса; Таню проводник (важная функция таких вояжей чрез Преисподнюю по Данте) сам хозяин леса как гарант того, что Таня дойдет до места шабаша нечистых сил.

5) лес – символ местопребывания сил, враждебных человеку, место в Природе, чрез которое проложен путь в мир мертвых (у Данте Вергилий как проводник в мир мертвых встречает Данте также именно в лесу)

6) шалаш – место пребывания нечистой силы, дьявольский мир, где Онегин – Хозяин, кум медведя = персонифицированной похоти
***с момента как медведь положил Таню на порог шалаша-бестиария начинается роковой поединок душ реального и потустороннего миров
*) однако Жилина упустила описание попытки Тани самой без ведома проводника и разрешения проникнуть в избу, перейти порог самостоятельно и оказаться среди бестий Хозяина = Князя мира сего или его воплощения и работу нечистой силы по пресечению этой самоволки

7) Онегин увлекает Тани на шаткую скамью, слагает и клонит голову свою к ней на плечо = неблагопристойное поведение мужчины по отношению к девице = акт соблазнения черной силой «темной страсти», самодовлеющей эротики = это духовный статус фольклорного вампира; Таня, однако, пассивна, не сопротивляется, не зовет на помощь – и пожалуй жаждет может и не дать, но чтоб взяли сами...

8) голову клонит… на плечо– акт упырьского начала = попытка укуса в шею, но мешает входящий Ленский

9) злоумышление упыря обращается на Ленского – заменительную жертву (этим АСП сообщил = быть поэту заменительной жертвой и быть убитым упырем!)

Сон Татьяны дал ей Онегина №2 к ею уже кумиротворенному Онегину №1– с вамп-двойником.

Декодируя «своего» женю Таня в его кабинете догадывается (почитав откровенности дневника Жени?) – он ни то, ни другое – он пустое = пародия

Танин сон – это сон АСП о нем самом: быть ему в ссоре с чужаком и пасть на январской дуэли …