Стихи Глеба Дейниченко в прозе Гульсифат Шахиди

Гульсифат Шахиди
                Вера Дейниченко
          

       В романе "СВЕТ МОЙ,СОЛНЫШКО"

    – Запомни, моя красавица, и в жизни так. Состоит она из двух начал – дня и ночи, белого и чёрного, радости и грусти. Счастье не даётся тебе в руки, как подарок, его надо заслужить.
      – Какая интересная у тебя жизнь, папочка! Можно целую книгу написать.
      – Точно! Ко мне несколько раз приезжал из Душанбе журналист Глеб Николаев.
     Писал в разных газетах о моей жизни в Заробе, и о военном прошлом, конечно. На фронте ведь всякие истории случались. И страшного много было, и хорошего. А однажды  он  принёс  мне  в  подарок  книгу стихов и поставил автограф на стихотворении «Гимн солнцу». Представляешь, Светлана? Он как будто предчувствовал, что у меня появишься ты – Солнышко моё ясное.
      А стих вот он, слушай:

      О, солнце красное,
      Податель вечной жизни!
      Как ты прекрасно
      В огненной харизме
      Своих немеркнущих лучей.
      О бескорыстный Прометей,
      Неистощимый и нетленный,
      Даритель слабеньких людей,
      Герой неистовой Вселенной.
      Ты можешь хиленький росток
      Облечь могучей силой кедра,
      Твой обжигающий поток
      Пронзает льды, моря и недра.
      А мы шумим в пустой кадушке
      И раздуваемся смешно,
      Подобно басенной лягушке,
      Которой лопнуть суждено.
      О планетарный Вседержитель!
      Гордыню нашу успокой,
      И солнца ярую обитель,
      Не опрокинь на шар земной.

      – Папочка, я выучу этот стих! Ты газеты найди для меня, всё сохраню!

      И ещё отрывок из романа "Свет мой,Солнышко" ,где использован стих Глеба Дейниченко и факт его биографии,разумеется переосмысленный.

     - Мамочка, о твоей жизни тоже бы книга получилась.
     – Что ты Светочка, я обычная женщина, чего обо мне рассказывать людям? Когда к папе Семёну приезжал журналист Глеб Николаев, он и меня расспрашивать пытался. Но я категорически не хотела, чтобы обо мне в газетах писали. Папа наш – герой! В этом все убедились. А Глеб Николаев даже стихотворение ему посвятил. Сочинил прямо здесь, у нас на веранде. Стих, как девиз жизни Семёна Ивановича, называется     «Плакать подожди».
     В жизни всё случается,
     Всё переживём.
     Согрешим – покаемся,
     Будет всё путём.
Юность пронесётся,
Зрелость пролетит.
Старость подкрадётся,
Сердце загрустит.
Не кляни свой возраст,
Не считай года.
Принимай всё просто,
Как течёт вода,
Как гуляет ветер,
Как идут дожди.
Хорошо на свете
– Плакать подожди.

           В РОМАНЕ-фэнтези "ЗАЩИТИ МЕНЯ"
 
     - Какие прекрасные стихи ты прочитала, Райхон! - восхитилась Ольга Владимировна. - Помнишь нашего соседа в Душанбе? - обратилась она к мужу. - Русский журналист Глеб Дейниченко очень любил восточную поэзию. Ты, Алексей Тихонович, говорил, что он   писал в восточном стиле, подражал Хафизу и Руми.  Сосед тоже из-за войны уехал в Россию. Оставил нам на память стихотворение "Мы все вернёмся в Ханаан". Я наизусть сейчас не вспомню, но последние строки врезались в душу. Послушайте!
            Мы все вернёмся в Ханаан,
            Уйдя от прежней грешной доли,
            Презрев надуманный обман,
            Что люди братья лишь по крови.
            Мы все вернёмся в Ханаан
            С тем, чтоб навеки там остаться,
            Лелеять дружбы талисман
            И другу братом называться.


               В повести "ФАРХОД ИЗ НАВГИЛЕМА"
 Мы сели в машину и Глеб Николаевич стал расспрашивать меня о Фаридуне: сколько лет он уже работает в Москве, каким строительством занимался, надёжные ли у него ребята в бригаде. Я всё рассказал. А шеф вдруг ответил стихами :
                Сказал мудрец, в усах улыбку пряча:
                Всё суета-сует и маята.
                Есть у тебя дворец, счёт в банке, дача,
                Но равнодушна вечности вода.
     - Это  я в студенческие годы  стихами баловался. Пытался писать под восточного мудреца Мушфики. И сейчас это верно. Мы много суетимся, теряя какие-то человеческие качества.   
    - Вот ещё мой давний стих уместно вспомнить:
                Единственный обмен вполне
                Душою: я –тебе, ты -мне.
      - Глеб Николаевич, очень похоже на наших восточных поэтов, - не удержался я от похвалы шефу. - Вы   редкий человек и доброта ваша на всех изливается.
         - Восточное воспитание, - откликнулся с улыбкой  Добров.

       В финале праздника Добров попросил меня и Абдулваси  поздравить всех стихами на таджикском языке. Я прочитал народные четверостишия, а Абдулваси - рубаи Хайяма.  Глеб Николаевич тоже вспомнил Хайяма на русском, а потом прочёл своё стихотворение:

        Добро всегда прекрасно,
        Оно не громогласно,
        Тепло и искренне добро,
        Уж таково его нутро.
        Добра не ищут от добра,
        А ждут с утра  и до утра.
        Добро купить никто не смог,
        Ведь у него хозяин - Бог.

       Одного из героев повести  Гульсифат назвала  Глеб Николаевич  и придумала ему фамилию  Добров. Это дань памяти моему мужу-журналисту, поэту и писателю  Глебу Николаевичу  Дейниченко - выпускнику филологического факультета  Таджикского  Госуниверситета. А его знаменитые слова-перевёртыши  вложены в уста Фархода и Абдулваси.

     Как же мне приятно моя дорогая Верочка, что стихи Глеба Николаевича нашли отклик в моём сердце...