Граф Адам Людвиг Левенгаупт

Армен Григорян
Многие правители Швеции привлекают меня своими деяниями. Например, Карл Х Густав и Карл XI, которые провели в Швеции редукцию — отьем в пользу государства земель, ранее переданных дворянам. Несмотря на всеобщую поддержку, оба этих королях столкнулись с противодействием дворян, которые не были заинтересованы в усилении королевской (государственной) власти. Но, удивительно, дворяне не посмели поднять руку на своих монархов. Хотя обвинить в кротости и смирении шведских дворян трудно.

Внук Карла Х Густава и сын Карла XI, Карл XII, мне не интересен. В нем нет созидательного начала — закопать в землю десятки тысяч своих и чужих подданных не есть показатель мудрости и терпения — необходимых для каждого политического деятеля качеств. Имея одну из лучших армий в Европе того времени, Карл мог сделать свое королевство образцом государственного правления.

Но что взять с человека, который суть кумиротворец — любитель подражать Цезарю. Вопрос не в Цезаре, Македонском или Ганнибале, — вопрос в том, что нельзя кому-то подражать. Надо уметь быть самим собой. Это труднее и почетнее.

Кроме того, Цезарь  превосходил Карла и по уровню интеллекта, и по дипломатическим способностям. Цезарь оставил после себя календарь, легендарные фразы, девиз своего правления "Милосердие". И даже смерть его символична — с носилок, на которых находится тело этого писателя, полководца и государственного мужа, бессильно свисает рука — урок всем тем, кто стремится к мировому господству или абсолютной власти в отдельно взятой стране — ваши руки, в конце, будут свисать так же, как и рука заколотого Цезаря.

Карл же, как известно, имел привычку надоедать. Так, он надоел туркам, приютившим его и прозвавшим Демирбаш-"Железная башка", надоел и своим подданным, которые прострелили ему голову пуговицей (можно и норвежцев с датчанами обвинить, только странно, что стрелок со стены крепости целился именно в голову короля — современной снайперской винтовки у него не было).  И что Карл оставил после себя? Простреленный череп, рецепт фрикаделек, памятник и знаменитую картину Густава Седерстрёма. Немало, но мелко по сравнению с Гаем Юлием Цезарем. Один календарь превосходит все завоевания Карла. Тем более, что все его походы были перечеркнуты  окончательной победой антишведской коалиции. Не забудем и приказы бесноватого короля — за них, в наше время, его привлекли бы к ответственности в статусе военного преступника.

Ах да, Карл Двенадцатый, за 15 дней пересек всю Европу, от Молдавии до Швеции. Но следует ли восхищаться этим рекордом,— с учетом того, как Карл оказался в Бендерах и зачем ему пришлось их покинуть.

Патологический любитель пролития крови, не знающий цену человеческой жизни, не желающий оставить после себя потомство... Обратим внимание на эти характеристики — они не относятся к описанию здоровых людей.

В определенной мере Карла Двенадцатого жалко. Даже его родным его мнение было безразлично (а если нам безразлично мнение человека, то нам безразлична и его личность).

Хороший пример: история с Адамом Людвигом Левенгауптом. Это он, у Переволочны, через 3 дня после Полтавского сражения, подписал капитуляцию остатков шведской армии.
Карл, который бежал впереди всех и в русский плен так и не попал, писал сестре, будущей королеве Ульрике Элеоноре, что Левенгаупт "поступил противно приказанию и воинскому долгу, самым постыдным образом, и причинил непоправимую потерю...". Написаны эти строки в 1712 году.

Карл Двенадцатый был убит в 1718 г.

Ему наследовала младшая сестра, вышеупомянутая Ульрика Элеонора. Начала она свое правление с ареста сторонников фон Герца, человека, который поддерживал и финансировал Карла Двенадцатого. А Левенгаупта, сдавшего армию (хоть  в тяжелейших условиях, но сдавшего) и находившегося в русском плену, королева назначила членом государственного (королевского) совета,— риксрода.

Вряд ли Карл Двенадцатый был бы доволен поступками сестры и стоявших за троном сестры сил...