Пушкин Онегин Сб. Сон Татьяны и его смутьяны 3

Поль Читальский
архивные материалы III раздела ДИП
Исследование Сна Татьяны в романе Евгений Онегин

Часть 3
Пушкин Онегин Сон Татьяны - центр романа  - символы и коды.
или
Сон Татьяны — символы и коды святочного  гадания

Сон Татьяны на Святки (*)— семантический, кульминационный и геометрический центр романа Пушкина - глава 5 строфа XI, если кто не сдал посуду и ЕГЭ по лит-ре.... 
Начало таково:
X
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит.
XI
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;

Утомилась и вся истомилась девка на святочных этих бесплодных гаданиях да с кофейной гущей терзаниях. И решила она чрез тернии (кусты зизифоса) рвануть к Жене: Таня отослала недо-гадливую Няню к ее конюху (который лечил кобылу, которую надысь, как и прочих честных намедни честно правил дядя и в конце концов обесчестил), решает лечь баиньки в надежде, что сон ее квантирует и к ЕО её телепортирует, а там мож Женя и сподобится быть падшим.
Чтобы увидеть во сне своего суженого (почти будущего мужа),
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель...
при этом она кладет под подушку зеркало и ложится спать:
 "...А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло всё. Татьяна спит..."
 
Лотман Ю.М. комментирует: указание на то, что «Татьяна поясок шелковый сняла» — не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста. Это доказывается особой функцией пояса, зафиксированной в ряде этнографических описаний русских поверий: «Существуют и особые средства борьбы с чарами колдуна. Это прежде всего меры профилактические — обереги. Таковым является постоянное ношение пояса. Великоруссы носят пояс на голом теле и не снимают его даже в бане» (Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сб. Музея антропологии и этнографии. Л., 1928. Вып. VII. С. 319—320). Для характеристики атмосферы, которой окружены святочные гадания, показателен следующий рассказ: «Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: „Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать“. — Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь, не помолившись Богу». Ночью пришел черт и вырвал гадающей полкосы. Девушка подняла крик, проснулись родители, отец взял кнут, «лупцует да приговаривает: „Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей“» (Максимов С. В. Указ. соч. С. 5). 
(*) NB: Святками и видениями святочного гадания Татьяны не в бане,а во сне, Пушкин показал свои провидческий дар = его дуэль с Дантесом была сразу после Святок… Хотя возможно и иное: слкчилось то, во что суеверное Нше Свё верило как ниво что другое = ТЕКСТЫ СБЫВАЮТСЯ

Итак, сняв пояс - оберег, Татьяна сознательно пригласила Некую Силу встретить ее во сне и провести как Вергилий Данте через Запредельное. Для этого же она по ритуалу таких гаданий и общения с потусторонними хтоническими силами  кладет под подушку магический предмет = зеркало….

Теперь, фра, отправляемся в мистерию вещего сна автора, выданного им за сон истомившейся Татьяны. Рассмотрим как и какие Символы в хронотопе Сна проявлены гением ирои-комической поэтики  в мистериальном сне, описанию которого автор отдал целых 11 строф!:

 
1) Поток, не скованный зимой - Рубикон, который Таня перейдет потом ничтоже сумняшеся  (Перебралась через ручей в конце XII);
 
2) Дрожащий, гибельный мосток -   

3) Большой, взъерошенный медведь – символ медведя многозначен и не однозначен – см. ниже
 
4)  Сияет луч светил ночных – сцены всех актов сна освещены сакральным светом ночного неба
 
5) Здесь мой кум – это загадка: Кум (кума;) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (крестницы). Кого Медведь и ЕО могли крестить…или ЕО не кум!?  Кто был крестником (крестницей), вторым кумом и кумой?  Кто кому стал крестным – духовником, духовным наставником?  Нюанс народного предания и его мудрости: Кум и кума – одна сатана? «Что за кума, что под кумом не была?!» – поет народ веселенькую песню. Смысл этой фразы предполагает, что между крестными родителями ребенка приветствуется сексуальная связь! У кого и с кем медведь имел сексуальную связь?  Тайна Пушкина.

6) И в сени прямо он идет, И на порог ее кладет -  порог = символ границы между своим и чужим (внешним), границы между двумя разными мирами, прохода от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному, вхождения в новый мир. Порог – граница зоны запрета 

7) за столом сидят чудовища кругом – пушкинский бестиарий или танины бесы
 
8) Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит – ЕО проявился во сне как главный член бестиария на шабаше в лесной избе ( то ли хижине, то ли шалаше...)
 
9) Так, он хозяин, это ясно: и Тане уж не так ужасно – ЕО = Хозяин бестиария, Он его глава – Князь Мира сего! Ясно: Медведь – один из двойников Князя, одно из проявлений Жени-оборотня… Ужас Тани проходит  - значит она ощущает в себе бесовское и через беса - себя как часть бестиария = она своя в нем!   
 
10) И взорам адских привидений Явилась дева – попытка Тани приоткрыть дверь и переступить порог в иной мир резко прерывается явлением Девы – Праматери времен Хаоса, Мирового Духа области Праматерей – страны Темной Материи

11)  Мое! – сказал Евгений грозно … символ сей, е мое, остался тайной гения. Наиб. вероятно – Хозяин рявкнул на свою разгорячившуюся девственностью братию, восстанавливая статус –кво и свое право на Мое
Важно: после крика Мое князя мира сего исчезла даже Дева! У Гете на это не осмелился бы даже Мефисто

12) Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью – в славянской символике дома лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому: входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. Увлекая Таню на скамью (шаткую – это означает что это подвижная переносная лавка), Хозяин бестиария Тане показывает: ты  тут своя и мы тебе доверяем. 

13) За нею Ленский; свет блеснул, Онегин руку замахнул … из области Света явились и попытались проникнуть в царство Хаоса и Тьма князя мира сего не бестиарные тварные - Оля и Вова, сразу возник спор, Вова не смог пояснить почему жопы нет, а слово есть и … и далее – типовая русская поножовчина… с провидением - ЕО убьет ВЛ  = это следствие ДПР и практики теории эволюции на стадии де-волюции.
 
14)  Шалаш Убогий в самом начале сна превратился в шаткую хижину = мир тонкой материи и восточной традиции в квантовой физике частицы-волны, пролетающей одновременно чрез две дыры на одной плоскости …не черные. Шаткой была и скамья.. и все-все во сне, все  кадры калейдоскопа сновидений Тани… пошибче снов Иеронима и Питера

15) За дверью крик и звон стакана… И любопытная теперь Немного растворила дверь ...  ; Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит… он к дверям идет...    дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений Явилась дева      Дверь – она в сюжете Сна одна, но роль ее велика – поэтому и самая частая. Это граница профанов и фанов, граница запредельного, граница Царств Света и Тьмы, где правит ее желанный – Князь Мира. Дверь возникает в сюжете несколько раз (с 7 позиции череды кодов) и всякий раз это символ перехода в запредельное и смены декорация: а) за дверью – бестиарий б) таня–профан приоткрыла дверь в мир иной   в) Женя толкнул дверь и впустил деву и свиту шабаша… Впечатление: назад Таня не вернулась – дверь за ней не закрылась, она просто проснулась. В ужасе.

16) ножки – это главный архетип пушкинизма … ножки мерещатся Пушкину везде и всегда – они самый частый объект описания в 1-ой запевной главе … и в зеркале паркета АСП всегда и прежде всего силится узреть источник ног и междуножье...

это мерило женщины для гения-эротомана...

Если вы безобразно возмутительно ревниво полагаете, что это наговоры (гениальная эротомания), то прочтите в первой главе Хандра романа Е.О. все фрагменты (а их 15!), в которых Пушкин со всей страстью и знанием дела  описывает "ножки мид лых дам" и миражи своего воображения:

и ножку чувствую в руках

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоцененную награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.
Люблю ее, мой друг Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина,
На зеркальном паркете зал,
У моря на граните скал

Люблю их ножки — только вряд
Найдете [вы в России целой]
Три пары стройных дамских ног —
Ах долго я забыть не мог
Две ножки... схимник охладелый
И нынче иногда во сне
Они тревожат сердце мне...

 Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,

 Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы... как ножки их