Психологический взгляд на Имена Аллаха. 2 глава

Ладомир Родумилов
Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца. Глава2 Психологический взгляд.

       Когда их неотъемлемый потенциал реализован, священные имена Аллаха предлагают лекарство от всех без исключения человеческих недостатков. Действительно, они являются ключом к разрешению всей нашей экзистенциальной дилеммы. На протяжении всей этой книги мы фокусируемся на выявлении конкретных применений Имен как божественных лекарств. Они предоставляют полный набор искусных средств психологического исцеления, если  мудро применяются теми, кого мы называем «врачевателями сердца». Когда ученики ищут руководства, Имена становятся средством исцеляющей мудрости.

       Любая законченная психологическая точка зрения должна очерчивать четкий путь для достижения человеком успешной интеграции, а также должна быть способна объяснить и обратиться к обычному раненому и отчужденному состоянию наших эго-структур. В каждом слое психики люди отождествляют себя с представлением о себе, которое они сами создали. Это ложное представление о себе формируется и объединяется вокруг сильного чувства раны, впечатления, хранящегося в эго.

       Каждое Имя Бога и каждый родственный кластер семейства божественных Имен предоставляет уникальную возможность для психологического и духовного роста. Поскольку наша психологическая точка зрения является неотъемлемой частью обсуждения конкретных Имен и групп Имен на протяжении всей этой книги, мы хотим кратко обобщить ее в самом начале. Мы рассмотрим её здесь в общих чертах, но наиболее полный способ увидеть её будет в том, чтобы узреть, как этот взгляд влияет на обсуждение конкретных человеческих состояний в следующих главах.

      Потребность человека в достижении индивидуализации не должна игнорироваться при описании процесса духовного пробуждения. Слишком часто духовные учителя подчеркивают только цель слияния с абсолютной или космической реальностью. Такой подход является неполным и сбивает ученика с толку. Как подчеркивалось в Главе 1, Имя Аллаха следует рассматривать как космическую и индивидуализированную реальность.

       Несколько хадисов Пророка Мухаммада повествуют о его опыте наблюдения за тем, как Бог принимает особенно прекрасные физические формы на космическом троне – арш, или Троне Сердца. Бог как индивидуализированная сущность принимает ограниченную форму, которая, тем не менее, воплощает в себе совершенство. Это не космическое «я», а индивидуальное «я».

       Аль-Лах — это космическое я. Аль-илах — это индивидуальное «я». Индивидуальное «я» воплощено в сердце. Это, так сказать, луч бесконечного солнца. Философски эти два типа самости можно охарактеризовать как безличный Бог и личный Бог. При передаче духовных учений на Запад часто игнорировался аспект божественной индивидуализации.

        Мы пошли бы даже еще дальше, если бы сказали, что этот важный аспект природы Бога был нарушен. Бог, как индивидуальное существо, является темой, которая может расколоть скорлупу эго. Если ученики смогут найти способ соединиться с этой индивидуальной ценностью, тогда космическая ценность сможет войти именно из этой точки света.

       Довольно иронично, что жители Запада часто страдают от отсутствия индивидуальности, хотя многие думают, что они очень стараются проявить свою самобытность. Происходит то, что люди склонны к изоляции, и они думают, что изоляция означает индивидуализацию. Это ошибочное представление идеализировано в герое вестерна, который в одиночестве идет на закат. Индивидуальность необходима. Но когда вы изолируете себя в своем сконструированном самоощущении, в результате вы становитесь отделенным и отчужденным. Такая разобщенность в ваших отношениях приводит к страданию, на Востоке или на Западе.

       Хазрат Инаят Хан подчеркнул индивидуализацию, когда отобразил в своем широко известном суфийском призыве, что мы должны ориентироваться на то, чтобы быть «объединенными со всеми просветленными душами, которые образуют воплощение Мастера, Путеводного Духа». Этим распознается важный принцип. Ориентируясь таким образом, идущий по духовному пути подтверждает, что существует только Путеводный Дух и что есть множество индивидуальных точек — просветленных душ, — доступных для слияния.

       Поэтому нас поощряют познать реальность Бога как Авраама, Христа, Будды, Мухаммеда и так далее. Такое учение прославляет и пробуждает божественную индивидуализацию. Когда кто-то говорит: «Иисус есть Бог» или «Будда — высшая реальность», они взывают к этой божественной индивидуальности. Мы не должны игнорировать этот момент. Есть последовательность. Вам следует пройти через процесс индивидуализации, и это в конечном итоге позволит полностью слиться с универсальным космическим Абсолютом.

       Подчеркнув принцип обособления в том, что касается нашего поиска целостности как человеческих существ, нам теперь нужно направить свое внимание на структуру человеческого эго. Общая структура эго состоит из многих слоев. В каждом слое эго предстает как отделенная и изолированная реальность, с которой мы отождествляем себя в связи с тем, чего не хватало в нашем земном опыте, и из-за того, что в наших отношениях нам была нанесена рана.   

       Мы изучаем некоторые аспекты структуры эго, исследуя раны, которые несет эго, и рассматриваем некоторые очень важные вопросы самооценки. Как мы это видим, эго несет две серьезные раны. Из-за мучительной чувствительности этих глубоких ран эго с большой решимостью начинает защищать их  и тем самым активизируется. То, как вы защищаете свои раны от прикосновения жизненного опыта, создает и отражает ваши специфические личностные структуры.

       Есть большая рана унижения, стыда. Это вызвано вашими общими отношениями с человечеством и вашей связью с собственной семьей в частности. Дети часто чувствуют себя неудачниками, потому что родители хотели, чтобы  они что-то свершили, а ребенок не мог этого сделать.

       Столкнувшись с этой неудачей, ребенок чувствует себя очень недостойным и очень пристыженным. Ваш акт самоидентификации с этим постыдным и изолированным состоянием вызван интенсивностью вашей раны. Это защитный акт. Однако отождествление с собственным предполагаемым недостатком изолирует вас. Такая конфигурация вашего самоощущения лишает вас радости постоянных отношений с божественным источником, отношений, которые принадлежат каждой душе по рождению.

       Второе ранение. Самый глубокий слой ран переживается как вызванный вашими отношениями с Богом. Есть глубокое чувство, что даже Бог вас оставил. В этом месте вы чувствуете, что вас бросили, потому что вы не смогли выполнить свое божественное предназначение. Вы задаете вопрос: «Почему ты оставил меня?» И эго дает свой ответ: «Должно быть, со мной что-то не так, раз я чувствую себя таким брошенным».

       Таким образом, люди стыдятся как мирского, так и небесного. На уровне мирских отношений мы называем это «семейной дырой». В доме чего-то не хватает, и вы должны были это исправить, но вы не смогли этого добиться. Мамы по-прежнему недовольны. Папы по-прежнему недовольны. Дети считают, что они должны проявлять то, что действительно нужно семье: быть самым любящим, самым сильным или самым умным человеком. Они должны были быть тем, что требовалось, чтобы заполнить семейную дыру. Поскольку это невыполнимая задача, они испытывают стыд.

           Не исцелив ощущаемый в семье недостаток, они не чувствуют себя достойными счастья. Эго, или базовое чувство себя, нарциссически идентифицируется с сильным чувством неполноценности и тем самым отключается от большей реальности. Оно отключается от источника. Мы называем это вторичным нарциссизмом.

       Первичный нарциссизм несет гораздо более глубокую рану. «Я подвел Божественное». Есть ощущение, что вы не выполняете предназначение души, не реализуете то, что Бог хочет от вас.  Каждая душа появляется с целью, связанной с космосом и великим существом. Часто дети чувствуют, что им не позволили выполнить цель, с которой вошла их душа. Их окружение требовало, чтобы они отказались от своей цели, чтобы сделать маму или папу счастливыми.

       В результате дети чувствуют, что им никогда не было позволено исполнить Божий замысел, и теперь из-за этого они неспособны выполнить его. Они чувствуют себя обиженными и ущербными. Они чувствуют, что им не помогают исполнить то, ради чего пришла их душа. Возможно, их душа пришла узнать о сострадании, например, но они попали в среду, которая соблазняет их на жестокость. Следовательно, люди постоянно носят с собой эту рану и чувствуют, что подвели Бога.

       Эго застряло между двумя главными препятствиями. Одним из препятствий является попытка заполнить семейную дыру, и это приводит к ощущению неудачи. И другое препятствие — это попытка выполнить божественную цель, но поскольку эго пытается достичь этой цели из места фундаментальной изоляции, этот поиск также приводит к ощущению неудачи. Поскольку вы не можете исполнить желание Бога и не можете выполнить желание семьи, вы всегда чувствуете себя неудачником, вы всегда чувствуете себя неполноценным и нарциссически поддерживаете себя в самоидентификации как «низшего из низших».

       Когда вы застреваете в таком отождествлении, это очень болезненно. Но если отпустить отождествление, сломать его хватку, то это может стать для вас кошмаром. Пока вы отождествляете себя со своим предполагаемым недостатком, вы не чувствуете боли в полной мере. Она отключена. Когда вы отказываетесь от отождествления, боль поражает вас очень сильно, потому что теперь защитный слой вашей брони разрушен. Тогда вы чувствуете стыд, унижение. Вы чувствуете, что все лучше вас, что вы хуже всех.

       Самая глубокая нарциссическая рана в структуре эго — это чувство неудачи, бесполезности и стыда. Такую глубокую рану в конечном итоге может излечить только реальность Бога. Только через милостивое прикосновение сострадательного и любящего существа Бога может произойти исцеление вашего отчуждения от божественного источника и вашего стыда за то, что вы застряли в меньшей идентичности на этом глубочайшем слое нарциссизма.

       Удивительные вещи происходят, когда вы достигаете своей самой глубокой раны и в то же время находите в себе мужество не защищаться от сильных чувств, которые пробуждаются при ее достижении. Затем приходит благодать с исцеляющим прикосновением любви и божественной щедрости. Тогда слой эго, содержащий внутреннего ребенка, чувствует, что он или она окутаны постоянной любовью. Вы ощущаете, что Бог постоянно творит вас. Вас ценят.

       Теперь есть глубокое ощущение драгоценности вашей души, прямо в этом самом воплощении. Это индивидуальный свет расширения возможностей. Мы рассмотрим это как тему исцеления в главе 8 (Божественное прощение) и в других местах. Аль-Азиз - истинная ценность и сила, которая исходит непосредственно от Бога и не нуждается в посреднике. Настоящая сила исходит из вашего чувства внутренней ценности. Если у вас нет чувства собственного достоинства, вы не можете чувствовать себя сильным.

        Когда вы чувствуете себя наполненным достоинством и ценностью, потому что вы отождествили себя с вечной реальностью души, сила возникает спонтанно изнутри. Это то, чем нужно дорожить, и это дает вам мужество, силу и достоинство, чтобы защищать божественное качество внутри и чтить его на протяжении всей жизни. Когда вы ослабляете защиту своего эго, вы можете увидеть, что у вас лично не достаточно силы сделать то, что необходимо, чтобы залечить рану, возникшую от оторванности от Бога. Когда вы действительно отдаете исцеление в Божьи руки, приходит рассвет света собственной ценности.

           Психологи отмечают, что существует первичный нарциссизм, но не знают, как именно он возникает. Это потому, что психология не знает, что происходит в утробе матери, где и лежит ответ. Мы не должны забывать, что все души возникают  из божественного лона любви, Рахм. Когда душа входит в воплощение, это земное царство переживается как своего рода отсоединение от божественного источника. Буддийский учитель Чогьям Трунгпа описывал рождение как своего рода обратное самадхи, прямо противоположное опыту слияния с Единым.

       Поскольку теперь душа испытывает препятствие в своей связи с божественным, вход в земное царство подобен входу в разъединение. Разделение может быть очень мельчайшим, очень тонким, но оно присутствует. Мы можем легко сказать, что все грехи или заблуждения возникают из-за нашей разобщенности с божественным. Итак, в этом смысле грех приходит с нашим рождением.

        Человеческие существа порождают первичный нарциссизм через опыт оторванности от Бога. Когда эго занято нарциссической идентификацией с ограничениями, основанными на отделении от источника, вы упрямо держитесь за эту ограниченную идентичность в своем сердце. И она остается постоянной, независимо от того, в какое царство вы можете войти. Если это эго входит в измерение всевидящего, идентичность, которая раскрывается там, заявляет:  «я слеп», а если оно входит в область силы, идентичность, которая возникает в эго, — это «я слаб».

       Из-за этой нарциссической идентичности врачевателям сердца очень важно понимать негативный аспект, который пробуждается, когда вводятся божественные качества, при использовании божественных имен в качестве инструментов для психологического исцеления. Божественные Имена должны быть сознательно притянуты к конкретному израненному месту в слоях эго, чтобы каждый человек мог, в конечном счете, преодолеть свое упрямое чувство разделения и разъединения.

       У каждого из нас может быть тысяча слепых зон, но есть одна главная. Это связано с внутренним чувством, что вам не хватает чего-то фундаментального. Когда ваша душа входит в это воплощенное царство, она полна божественных качеств. Из-за того, что отсутствует в семье, блокируется один или несколько аспектов. Это может быть интеллект, творчество, сострадание, мир или что-то еще. Эти блокировки возникают до того, как эго-связь с этими качествами теряется в утробе матери и на первых стадиях воплощения.

      Эго не осознает, какие именно недостающие качества могут быть. Все, что знает эго, это то, что чего-то фундаментально не хватает. Оно не знает, чего не хватает, и не знает, как это получить. Со временем, с помощью божественного сострадания, вы можете увидеть, что у вас есть это слепое пятно, и, приняв нужду и совершив путешествие, несмотря на боль и страдания, вы сможете вернуться. Развито искреннее желание вернуться к источнику всего. Боль разлуки порождает тоску. И поскольку это требует от вас признания того, что вы на самом деле не знаете, что вам нужно, это может привести к настоящему смирению.

        Самоотдача важна. Внутренняя цельность требует от каждого из нас оставить место для щедрого проявления любящего сострадания. Человеческое страдание также служит цели целостности. Это способ вернуться и средство увидеть, что есть что-то за пределами вашего непосредственного поля зрения.  Осознание того, что есть что-то за пределами вашей способности знать, позволяет вам привнести божественное. В противном случае вы можете застрять в грандиозном представлении о своем эго-я и совсем забыть о реальности Бога.

       По правде говоря, воспоминание о себе было бы Зикром или воспоминанием о Боге. Так как по своей сути душа есть энергия Бога, тогда в душе активизируется воспоминание о Боге. Но грубый уровень эго не имеет доступа к такому воспоминанию, потому что на том уровне изоляции, на котором вы отождествили себя, вы потеряли связь с источником.

       В воспоминании есть загадка, кроме Зикра, который есть воспоминание о себе. Вы воссоединяетесь с целым процессом непрерывного становления. Вспомните упомянутую ранее традицию, в которой Аллах говорит: «Я был скрытым сокровищем; Я захотел быть познанным». Большое любящее желание Аллаха быть постигнутым приносит что-то новое. Это проявленная реальность. Совершенство, проявляющееся в индивидуальной душе, всегда было здесь. Так сказать, это была чистая потенциальная энергия. Что приносит воплощение, так это возможность новой формы, которая может непрерывно течь из источника.

            Такое раздумье о себе больше, чем просто воспоминание. «Вспомнить» предполагает вернуться туда, где вы были. Но такое вспоминание не статично. Это не похоже на соединение двух частей поезда. Зикр — это созидательный процесс. Поминающий Аллаха постоянно находится в связанном потоке божественной силы. Мы стремимся работать со священными именами Аллаха именно таким образом.

       Повторение священных имен может стать отличным средством для проявления целительной мудрости в вашей жизни. Имена лучше всего произносить вслух в течение определенного периода времени каждый день и с благоговейным чувством обращения к источнику всего совершенства. Делая это, не забывайте, что Бог находится в самой вибрации звука. Пробужденное качество Бога движется в вас и через вас.

       Прислушиваясь к звуку, который вы издаете, когда произносите Имена, вы начинаете постепенно приводить тон своего голоса в гармонию с их сущностью. Часто вас будут призывать ослабить защиту вокруг раненого места, чтобы определенное качество Бога могло достичь вас. Важно чувствовать звук своим телом. Это даст проводнику почувствовать ваше собственное сопротивление определенному качеству и ваш глубокий резонанс с ним.

       Воспоминание о себе через воссоединение со своим первоисточником в реальности Бога является кульминацией процесса проявления. Вы осознаете, как застряли в неподвижности эго, но теперь вы видите, что ваше истинное я находится в постоянном движении, и эта неподвижность разрушается. Эго отказывается от своего упрямого цепляния за представление о себе, которое является изолированным и ущербным, и входит в постоянный поток с бытием.

       Таким образом, эго превращается в образ Бога. Это уже не образ родителей. Душа осознает, что она является внутренней реальностью в основе эго-самости и что она создана по божественному образу и подобию. Она бессмертна и наполнена божественными качествами. Такой союз, или постоянное воспоминание, создает благотворную текучесть бытия, что является желаемой целью психологического процесса.

Перевод: Садананда Брамхачари