78. Ошибка пророка

Фёдор Тиссен
Пророком был я. Ошибся я не в своих прогнозах, а в реакции моих земляков, которым они адресованы были. 

Если в 90-х годах в стране царил бардак и к управлению пробивались аморальные типы, то нереально было мне рассчитывать на то, что мои прогнозы будут использованы во благо народа, а не во благо тех, кто превратил народ в своих рабов, положение которых было хуже домашнего скота. За своей скотиной хозяин по крайней мере ухаживает и о здоровье своего поголовья заботится.

Что касается моих земляков, живущих в Ае, то у них были перспективы освоения туризма, как новой сферы производства, которая будет давать огромную прибыль. Мне об этом особо даже задумываться не надо было. Я же ведь ещё до развала страны выложил прогноз развития этой сферы в Алтайском районном исполкоме.

Таких перспектив другие районы Алтайского края не имеют. Хотел помочь своим предвидением. Составил прогноз развития туризма на территории Айского сельсовета на 20 лет вперёд аж до 2020 года. Не на словах, а письменно. Разослал прогноз друзьям и коллегам. Один экземляр отдал председателю Айского сельсовета Реброву.
 
Было у моих земляков время, чтоб среагировать, но в мои прогнозы никто не поверил, а когда обнаружили, что всё, о чём я предупреждал сбывается, сильно удивились, но среагировали всего лишь единицы. Туризм стал вытеснять другие сферы производства и в корне изменил облик всего села. Если бы среагировали вовремя, то роль сельской администрации и самих жителей в этом процессе была бы сегодя более значительной.

Большая часть моих прогнозов сбылась. Я ошибся лишь в сроках восстановления  аэропорта "Горно-Алтайск". В советское время с этого аэропорты ежедневно взлетали реактивные самолёты Як-40. Четыре рейса в Барнаул, два рейса в Новосибирск, два рейса в Кош-Агач, один рейс в Усть-Кан, два раза в неделю в Алма-Ату, были также рейсы на Кузбасс. На вертолёте были рейсы на Телецкое озеро и в Акташ. Сегодня об этом даже мечтать не приходится.

 Часть прогнозов немного сдвинулось по времени, но я не претендовал на абсолютную точность. Ниже привожу копию того письма, которое я отправил в Аю своим друзьям и в сельсовет:
В таких делах важен прогноз. Для Аи и её окружения он на мой взгляд выглядит следущим образом:
    • 2001
    • Продолжится борьба за самые красивые места в Горном Алтае между теми, кто     хочет их использовать как источник постоянного и надёжного дохода и теми, кто хочет их присвоить и пользоваться единолично как своей дачей.
    • Всё больше людей, живущих вдоль Катуни, будут сдавать своё жильё под временный отель.
    • Многие начнут соответственно перестраивать свои усадьбы.

    • 2002
    • Поток туристов резко увеличится.
    • Появятся забегаловки, ресторанчики, трактиры, где туристам предложат богатое меню.
    • Появится дачный бизнес.

    • 2003
    • Поток туристов в Ае превзойдёт уровень 90-го года.
    • Айский мост, Айское озеро, пещеры, Аржаан-Суу, пороги Катуни не смогут принять всех желающих, и эти места станут центром напряжённости.

    • 2004
    • Экспансия туризма начнёт распространяться вглубь, в сторону от Катуни, к крестьянским и охотничьим заимкам, к пасекам.
    • В таких местах будут возникать отели типа крестьянского двора.
    • Многие владельцы разобьют на таких заимках свои пруды и будут там разводить для своих клиентов рыбу.
    • Некоторые для красоты, некоторые для рыбалки.
    • Некоторые попытаются разводить лекарственные травы.
    • Заготавливать их смогут сами клиенты.
    • Те, у кого прямо перед усадьбой в диком виде будет вся алтайская фармокопея, станут известными людьми на всю Россию.
    • Путёвки на такую заимку будут нарасхват.

    • 2005
    • Возобновит работу майминский аэропорт.
    • После этого понадобится всего один год, чтобы грузооборот аэропорта достиг уровня 90-го года
    • Появятся авиарейсы в Китай
    • Для толстосумов особые рейсы в горы на вертолётах.

    • 2005
    • Отели начнут строить на катунских островах.
    • В Майме, в Ае, в Платово появится несколько небольших частных сырзаводов, колбасных цехов и винзаводов.

    • 2006
    • Вдоль Катуни начнут строить небольшие, но современные курорты с профессиональным обслуживанием.


    • 2007
    • Туристический бизнес встанет на новый уровень.
    • Конкуренция заставит бизнесменов находить новые виды и формы обслуживания.
    • Для богатых появятся дорогие ограждённые частные комплексы с теннисными кортами, ипподромами, полигонами для стрельбы из лука, с лужайками для игры в гольф.
    • Возрастёт спрос на экзотических домашних животных: сарлыков, маралов, оленей, верблюдов, пони.
    • В Ае начнут строить православную церковь.
    • Тем не менее резко увеличится число дорогих борделей.

    • 2008
    • Откроются небольшие филиалы кемеровских и новосибирских строительных фирм.
    • Роль айских песчанных карьеров значительно возрастёт. выпускать будут плитку для тротуаров.
    • Выше Шебалино на вершине горы откроют каменный карьер, а под горой каменоломню.

    • 2009
    • Из плодово-ягодных культур самой рентабельной станет облепиха.
    • На рынке появится много напитков на основе облепихового сока.
    • Но самый ценный будет не наш, а с берегов Телецкого озера.
    • К этому времени на западном рынке распознают цену облепиховому маслу.
    • Сильно возрастёт цена на кумыс.
    • Конефермы станут очень прибыльными.

    • 2010 -2020 годы
    • Катунские острова начнут обустраивать и в конечном счёте их превратят в зоны массового отдыха с парками, бассейнами, прогулочными дорожками.
    • Восстановится переправа между Маймой и Аей через Отцовский остров.
    • Начнёт развиваться музейное дело.

В местах большого скопления туристов возникнут особые музеи. Музей виноделия со своим ларьком, музей сыроделия со своим прилавком, музей развития туризма со своими тренажёрами, музей золотоискательства, где можно самому промывать до потери пульса золотой песок, музей животноводства со своим колбасным цехом, рестораном, игротекой и небольшим зоопарком, музей масла со своей давильней и прилавком, где можно будет купить любой вид высококачественного растительного масла от подсолнечного и до кедрового.

Все эти музеи будут навеливать также дорогие сувенирные наборы своей продукции. Вход в музей будет бесплатным. Расчёт хозяина будет на неожиданного покупателя из числа посетителей.

Между Алтайским и Советским районом возникнет спор за вершину Бабырхана. Там, на самом верху в лесочках между скал начнут строить небольшие, но очень дорогие отели. Их будет обслуживать коннеферма и лыжная база, горнолыжная трасса, подъёмник, конногужевая дорога и даже вертолётная площадка.

Среди сибирских богачей будет считаться особенным престижем провести там Новый год.
Конечно жизнь течёт не так как вода в Беломорканале, а скорее всего как по руслу бурной реки. Всё постоянно меняется. Острова, например, в моё детство выглядели совсем не так как нынче, а наш Затон с песчаным пляжем, тот, что был между Андроновским и Затонским островом вообще исчез. Так и жизнь.

Всего не предугадаешь, но главные вехи я обозначил. Они рано или поздно произойдут, независимо от того захотим мы того или нет. Либо благодаря нашим усилиям, либо вопреки им. Тот, кто занимаясь бизнесом, сможет более точно установить предположенные мною сроки грядущих событий и правильно использовать свой личный прогноз, будет на два шага вперёд своих конкурентов.

Это был мой прогноз развития туризма, который я дал в начале века. Сегодня большая часть моих предсказаний уже сбылась. Меня обсмеяли, я в ответ говорил, что если не прореагируют на мои прогнозы, то придёт время, когда айчане рады будут, если им дозволят чистить унитазы в чужих гостиницах, стоящих в их огорода. Это случилось. Это сегодня уже никого даже не удивляет. Воспринимается как данность.

Девчат привозили в бордели. Это не скрывалось и стало такой же обыденностью как привоз доярок на утреннюю и вечернюю дойку в прошлом веке. События эти сегодня никого не удивляют, но раньше в них не верили. Айское озеро и Тавда стали центром туризма в Алтайском крае. Туристский бизнес на Алтае идёт в гору. В этом бизнесе природа играет роль дойной коровы, которую не надо кормить, но доить можно вечно.

Раньше за погляд денег не брали. Нынче берут и в этом есть не только плохие стороны. Хочешь, не хочешь, а нарастающему бизнесу рано или поздно придётся Её Величество Природу сохранять и прихорашивать. Законы туристского бизнеса не дадут отнестись к ней как к скотине, которую ведут на убой ради временной наживы.
 
Но, пейзаж вокруг Лунного озера уже никогда не станет таким, каким он предстал перед глазами сибирских первопроходцев, таким, каким я его увидел в детстве: море цветущих огоньков, из-за замшелых камней выглядывают огромные бутоны диких пионов, вокруг такое буйное разнотравье... вода в озере такая чистая, что на дне каждый камешек видно до самого островка, лини плывут в воде как по воздуху, плавнички на солнце золотом светятся...

Всё это было создано в саду Эдем Её Величества Природы для души Человека, а не для того, чтоб он визжал как угорелый на тарзанке.

Ах судьба моя, судьба, скажи почему...Наверное, потому она положила меня на детские нары в Челябинске-40, а потом отправила бродить по территории литейного цеха для того, чтобы я в том шуме, скрежете и грохоте лучше других осознал ценность ветвей её Величества Природы и сделал всё возможное, чтобы сохранить её для потомков. Это было задачей моей жизни, силёнок не хватило.

Тешу себя тем, что могу хотя бы теперь помочь осознать ошибки моего поколения и донести эти знания следующему за нами поколению, чтобы оно их не повторило.

Очень цинично выглядят на берегу Лунного озера сотни пластиковых лежанок, надувная горка, пивнушки и баня. Для души ничего от Лунного озера не осталось. Всё для ублажения тела, шкуры и желудка.

В 2001 году вдруг вспомнили, что всё развивается так, как я это предсказал. Я сопровождал тем летом немецкую группу на международный детский туристический слёт. Меня разыскал мой земляк и коллега Геннадий Васильевич Попов, заместитель главы Алтайского района. Он отвечал за организацию совещания силовых структур Западной Сибири. Совещание проходило в отеле «Югославский» на берегу Айского озера.

Гена провёл меня через фойе. В нём какие-то два типа в трико с лампасами играли в бильярд, рядом на столе стоял огромный магнитофон, включенный на всю катушку, аж уши ломит. Мы зашли в зал. Совещание вела Галина Иннокентьевна Сузик.

В советское время она была главным экономистом в райисполкоме, во время Перестройки, её муж стал ответственным за экологию района. В его отделе работало четыре человека. В начале 90-х мы с Галиной    обговаривали план создания экологической тропы на территории водоохранной зоны. К сожалению, не сохранилась цветная фотография с той встречи у озера на вершине «Три сосны!» Мария беседовала с Галиной, я был с фотоаппаратом.

Времена пошли другие, проблемы были другими. Галина представила меня публике. Публику интересовала возможность получения прибыли от иностранного туризма. Коров сдали на колбасу, колбасу съели, коров нет, молока нет, работы нет, в Барнауле в магазинах продавали немецкий йогурт и американскую курятину. Похоже было, что других источников кроме туризма уже  нет. Оставалось ещё и этот источник дохода угробить.

Мне задавали вопросы, я отвечал на них. Предупредил присутствующих о том, что с иностранными бизнесменами трудно будет заключать какие-либо соглашения. «Это очень вежливые люди, они будут кивать головами, но практически ничем не помогут потому что у них будет страшная в голове неразбериха. Они не поймут кто в этом доме хозяин. Вы, сидящие здесь в зале или те двое, которые в фойе в бильярд играют. С кем заключать договор? С вами или с ними? Вы же меня не слышите.»

Геннадий Васильевич рванул в фойе и попросил братков убавить громкость. «Вот видите, теперь можно дальше вести разговор.

Вы спрашиваете чем привлекает иностранцев Алтай. Надо чётко представлять себе весь объём тех богатств, которым туристический бизнес на Алтае располагает. За нами на рафтах сплавлялась группа из Швейцарии. Алтай называют второй Швейцарией. Вопрос, почему люди едут отдыхать во вторую Швейцарию, если живут в первой Швейцарии? Что есть во второй Швейцарии такого чего нет в первой?

Отвечаю, в Альпах, во всех Альпах, во французских, в итальянских, в германских  в швейцарских и австрийских Альпах нет такой реки как Катунь и нет такой реки как Бия. Самая большая река, которая протекает через Альпы,   не больше Иши.

Я обещал немцам ночёвку на необитаемом острове. Они не поверили что такое возможно. В Альпах нет необитаемых островов. Они существуют только в книжках, в сказках. Группа, которую я сопровождал, переночевала на Кедровом Острове.

Всю ночь мы были на нём хозяевами. На правах хозяев острова мы могли пригласить к костру проплывающих мимо нас туристов. Такое в Альпах не купишь. Чтобы где-то причалить или отчалить нужно получить особое разрешение. Всё везде застроено.
Сегодня вы не знаете где проходит административная граница между алтайским краем и Республикой Алтай. Завтра вы будете драться за каждый остров, застроите эти острова и вся привлекательность Катуни исчезнет.

Тишина. Один из участников симпозиума достаёт блокнот и делает пометку. Ну, думаю, не зря выступил. На следующий год на самый красивый остров нижней Катуни заехали бульдозеры. Лучше бы не выступал! Пятизвёздочный отель «Корона Алтая» стал визитной карточкой Сибири. Отелей на свете будет всё больше и больше, а таких островов уже нигде и никогда не будет. На нём произрастала вся флора степей и гор.

Ещё одна важная проблема которая встанет в будущем. В Альпах отдыхают туристы из Франции, Германии, Голландии, и Великобритании. С юга едут итальянцы, с запада испанцы. В Альпы ведут сотни дорог местного значения и десятки автобанов. Перед рождеством возникают пробки. Однажды возникла пробка длиной 150 км. В Горный Алтай ведут всего лишь две дороги. Как вы себе представляете автомобильную пробку длиной от Чемала до Бийска? Если между Мунами и Баранголом произойдёт авария, то как, каким образом туда доберётся скорая помощь? Справа обрыв, слева скалы....»

Собеседование с представителями силовых  структур Западной Сибири прервал один из присутствующих, видимо член КПРФ. Не помню в каком месте я упоминал это слово - земля. Оно действует на коммунистов как красная тряпка на быка во время корриды. Мужик дико заорал на весь зал: «Всю землю распродадут!» Боже мой, я что ли её распродаю? На этом моё выступление закончилось. Галина Константиновна поблагодарила меня за выступление, а Гена увёз меня обратно на международный детский туристический слёт.

Печально но факт, тот мужик не осознавал в то время, что его вопль служит тем, кого он лютой ненавистью ненавидит. Если землю нельзя продавать её забрали за даром . Каким образом это сделали я уже написал.

От Бабыргана до самой Синюхи

Моя большая ошибка также заключалась в том что я не пришёл к Кашникову Сергею Петровичу и не объяснил ему ту роль которую он мог и обязан был взять на себя. Это надо было сделать независимо от того как я оценивал его моральные качества и организационные способности.

Сегодня на территории Айского сельского поселения расположено несколько сотен гостиниц и туристических баз. Среди них турбаза Кашникова ни чем особенным не отличается. Расположена она не в самом красивом месте, да и размер её ниже среднего. Во время регистрации моей «Тавды» и регистрации Айской Акционерной Компании реальным хозяином территории между Бабырганм и Синюхой был президент этой компании Кашников Сергей Петрович.

Председатель сельского совета был всего лишь формальным хозяином поселения, реальным же хозяином всегда был директор совхоза, а после его развала реальным хозяином стал президент компании.

После драки кулаками не машут, но я не выдержал и однажды при встрече с ним покаялся: «Корю себя в том, что не пришёл тогда к тебе в контору и не попытался хотя бы убедить тебя перенять мою «Тавду». Ты был в то время хозяином всей этой земли и отвечал за судьбу всех людей, которые на ней проживают.

Конечно, в трудные годы братки могли бы тебе оторвать голову, если бы ты не стал с ними делиться. Выход то был простым. Самую первую гостиницу надо было подарить работникам ФСБ. Эта охрана была бы намного надёжнее крышевания братков. Всё развитие инфраструктуры происходило бы под твоим началом. Каким бы оно не было, но оно было бы лучше того бардака, при котором каждый лепил свои домики, дома, коттеджи и турбазы там где хотел и как хотел».

Я думаю, что Кашников и без моего раскаяния с опозданием понял, что весь туристический комплекс находился бы под его управлением. Процветание новой сферы сделало бы возможным сохранение других отраслей сельско -хозяйственного производства, которые были Айским совхозом освоены.

Случилось то, о чём я предупреждал. Сегодня айчане рады получить работу в гостиницах стоящих в их огородах: мыть полы, подметать дворы, готовить обеды, стирать бельё, чистить унитазы. Любой труд почётен очень, но в данном случае мои земляки должны были стать совладельцами предприятия, а не чернорабочими у незнакомого дяди.

Анализируя все упущенные возможности, много раз задавал себе один и тот же вопрос: если возможностей столько много было, то почему они не были использованы?

Самое простое и логичное объяснение кроется в законах общественного развития. Понять их не так уж сложно, но нас в этом деле просвещали поверхностно и во многих случаях истину преподносили в извращённом виде, но это уже другая тема. Попробую эту закончить анализом актуальных событий,  которые определяют развитие туризма на Алтае, как новой сферы производства.

30 миллиардов рублей

Столько стоил проект туристического комплекса «Алтайская долина». Мои земляки-айчане гордятся  "Короной Алтая". Она стала символом алтайского турбизнеса. Впечатляет. Особенно ночью. Светится. Этот свет был укором Республике Алтай. В Алтайском крае есть для Алтая корона, а в Горном Алтае нет никакой для Алтая короны. Решили в грязь лицом не падать и заказали проект огромного туристического комплекса.

Стройку начали на поляне, расположенной между горой Верблюд и правым берегом Катуни, как раз против «Короны Алтая». Место выбрано было очень удачное. На этой поляне раньше выращивали хмель. Никаких строений сносить не надо, никаких деревьев спиливать не надо, до Айского озера рукой подать, до Манжерока ехать минут пятнадцать.

Чудом из чудес должен был стать искусственный плавательный бассейн площадью в 50 гектаров. Один миллиард из тех тридцати миллиардов предполагалось потратить на то, чтобы чудо стало былью. Чуда не получилось. Бассейн вытек. Без него комплекс не в комплекте и поэтому стройку закрыли.

30.000.000.000 рублей. По своему опыту преподавания математики знаю, что и дети, и взрослые не представляют себе такие огромные числа образно. Это и понятно, ведь в обыденной жизни такими числами простому смертному оперировать не доводится. Задача очень простая, предлагал я решить её и устно, и письменно, но решать её никому не хотелось.

Один миллиард – это миллион тысяч или тысяча миллионов, что одно и то же, лишь бы после тридцати было девять нулей. Одна купюра в тысячу рублей весит чуть больше одного грамма.

Округлим, чтобы легче считать было.  Сколько же тогда весит один миллиард рублей? Всё очень просто — один миллиард рублей весит 1000.000 г = 1000 кг = 1 т. Жуть.. Один миллиард денег весит тонну.

Проект «Алтайской Долины» весит более тридцати тонн тысячными купюрами. Это ровнёхонько четыре грузовых Камаза под завязку загруженныхденьгами. Представили? Бюджет Республики Алтай в те годы был в три раза меньше.

Гостиничный комплекс был рассчитан на 2280 мест. Изюминкой комплекса должен стать бассейн рассчитанный на 3500 отдыхающих. Бассейн открытый, купальный сезон в тех местах длится не больше двух месяцев. Бывают дождливые дни, когда вообще никто туда не заявится. Получается так, что среднегодовая загруженность бассейна могла быть не более 500 человек в день.

В Республике Алтай всего лишь 25 сёл с населением свыше тысячи человек. Около десяти из них расположены на берегах Бии и Катуни. Что означало бы вложить в каждое село по три миллиарда рублей? Сколько и каких разных крытых бассейнов можно бы было заказать?

Сколько улиц, переулков и тротуаров заасфальтировать? Скольким простым сельчанам и фермерам, готовым участвовать в сельском туризме, можно бы было помочь переоборудовать или отремонтировать усадьбы? Этого не произошло. Жаль, конечно.

Искусственные озёра

Сегодня ими гордятся. Приезжаю на Бирюзовую Катунь и глаз не могу оторвать от её берегов. От бирюзовой Катуни, а не от бассейна. Меня разворачивают к водоёму и ждут реакции, глянь, дескать, что мы тут наворотили. Уникальности не вижу.

В России они скоро появятся в каждом городе, а вот пусть попробуют Катунь построить, с её берегами и островами и видом на Синюху и Бабырган. Зачем далеко на Алтай ездить, пусть бы Катунь-2 текла между Питером и Москвой. Возможно ли такое? Да такое никто и никогда построить не сможет. Это неповторимо. И поэтому эта красота в экономическом плане имеет огромную ценность.

Представляю себе Горный Алтай лет через двадцать - тридцать. На всех самых красивых берегах стоят  дворцы. Вся Катунь огнями светится. Свободных, не застроенных островов нет. Моторки, глиссеры, аэролодки снуют взад вперёд и везде реклама, которая приглашает гостей посетить Алтай и прикоснуться к нетронутой природе, а нетронутого уже нигде ничего нет. Эти дворцы будут стоять века.

Будущим поколениям они будут мозолить глаза, но снести их будет уже невозможно, да и незачем.

В ближайшем будущем аквапарки появятся в каждом городе, а плавательные бассейны в каждом большом селе. Купаться люди смогут в любой день и уезжать за этим не надо будет сотни и тысячи километров. Горожане предпочтут отдых в уединённых усадьбах возле ручья в тишине природы, а не в толкотне шумных многолюдных комплексов возле огромных, уложенных в бетон искусственных водоёмов

По масштабам и по своему назначению туристические комплексы мало отличаются друг от друга. Идея каждого из них сконцентрирована в ядре. Ядром является большой городской парк. Городской парк вдали от города. В сибирских городах таких красивых парков нет.
 
Пока нет. Сибиряков это, конечно, будет восхищать и притягивать. В будущем туристы ничего особенного в этом не заметят. Горожане сегодня хотят есть экологически чистые продукты, носить по возможности одежду из натуральной, а не искусственной ткани, ходить по деревянному паркету, а не по ламинату и так далее.

Точно также они хотели бы отдыхать около естественного, а не около искусственного озера. Несмотря на это Бирюзовая Катунь и Манжерок  долгое время будут вне конкуренции. Дизайн, экология строений, обслуживание, система коммуникаций: газ, свет, водоснабжение, канализация с очистными сооружениями и прочее будут соответствовать мировым стандартам.

Поэтому Манжерок и Бирюзовая Катунь  для нового российского законодательства будут являться эталоном соблюдения нормативов, которые в будущем обязательно так или иначе введут. У их конкурентов же с этим возникнут большие проблемы.

На велосипеде вдоль берега Катуни
Объединить все стройки турбизнеса на Алтае под одним крылом? С этим уже опоздали, но лучше поздно, чем никогда.

Любая хозяйка, прежде чем садить огород, разметит сначала всю землю. Это под картошку, это под грядки, это под тыкву и так далее. Не бывает так, чтобы вся семья вышла в огород и каждый начал разбрасывать семена вперемежку во все стороны. Лишь бы взошло. Взойдёт, конечно, но вырастет ли к осени тот урожай, который необходим всей семье на зиму? В алтайском турбизнесе, к сожалению, сегодня все основы именно так и закладываются.

Приведу один лишь простой пример. Многое можно делать независимо друг от друга: осваивать водные, пешие, конные и воздушные маршруты, но вот велосипедные, например, нельзя. Простое, казалось бы, дело, но в одиночку не освоить. В густо заселённой Европе можно по велосипедным дорожкам проехать вдоль обоих берегов Рейна от истоков в Швейцарии через всю Европу до самого устья на берегу Северного моря.

По берегам Катуни сегодня такой велотрассы не проложить, весь берег в самых красивых местах уже застроили. Возникла парадоксальная ситуация: плотность населения вдоль Катуни в сотни раз меньше, чем на Рейне, а проблем с велосипедными трассами в сотни раз больше.

- Приемлемо ли туристу из Европы и других стран ездить отдыхать на Алтай? (cервис, транспортная логистика, безопасность и комфорт). Дорого? Как об Алтае говорят в Европе?

Это был вопрос горно-алтайского журналиста Саши Тырышкина, который он мне задал в 2013 году. Мне довелось пять раз сопровождать туристов из Германии в поездках по Алтаю.

Последний раз я сопровождал немцев в 2009 году. Это была очень разношёрстная группа в 14 человек, которые отважились прожить на Алтае целый месяц. Посещение Чемала, «Царской Охоты» и «Бирюзовой Катуни» они оценили как пустую и ненужную трату времени. В восторге они были от конного похода в тайгу, от прогулки по Чуйской степи, от звериной тропы в прителецкой тайге, от ночёвок у водопада перед Чибитом и в устье Чуи, от поездки на Кату-Ярык, от встречи с моим бывшим коллегой по школе алтайским народным сказителем Таныспаем Шинжиным.

Да много чего интересного они пережили. Многие были расстроены тем, что на сплав не выдаётся соответствующая тёплая, непромокаемая одежда. Полгруппы от сплава поэтому отказалась.

Опасности нигде за всё это время не ощущали. Правда, однажды утром в Чу-Оозы страшно перепугались из-за того, что подъехал газик с живым козлёнком. Меня разбудили: «Мяса надо?» Конечно, надо. Подхожу к немецкой палатке и спросонья прошу денег. Все переполошились, подумали, что рэкетиры с утра приехали. Конечно, это моя вина была, не с того разговор начал. После смеху много было. С транспортом проблем тоже не было.

Ваш, наш...
Цены. Самый дешёвый двухместный номер в баварских Альпах стоил тогда 20€  в сутки. В нём кухня с набором посуды, туалет, душ, огромная кровать на двоих, диван, телевизор, выход на балкон или на террасу, в подвале сауна и гараж для машины. На Алтае горючее и рабочая сила в три раза дешевле, чем в Баварии, а цены выше. Что интуристы об этом говорят? Досадно, конечно, но все пытались найти этому какое-нибудь объяснение.

Сезон короткий. Бизнес не развит. Хочется заработать много и сразу, а не умеют. Со временем исправятся. Конкуренция заставит искать оптимальные пути.
- Вы были немного не в себе, в недоумении о проводимой выставке Алтайского края и Республики Алтай в Европе. В чём минусы и плюсы, как вы считаете?

В 2010 году меня пригласили в Берлин на международную туристическую выставку. Попросили помочь в рекламе стенда региона Алтай. Я в Германии несколько лет проработал на оформлении стендов для международных промышленных выставок. Меня, правда, пригласили не из-за этого.

На алтайском региональном стенде было этнографическое отделение алтайских степных немцев. Приехал. Помог, чем смог. Очень мне досадно было видеть, что рядом с нашим стендом был ваш стенд. Ваш, наш, это ж дурость несусветная! Рекламу Алтаю надо было вместе делать. У Горного Алтая в рекламном деле больше опыта, ваш стенд был намного профессиональней нашего, но он был раз в пять меньше. Туристу ведь всё равно где проходит административная граница между Айским озером и подъёмником на Синюхе.

Вообще бы надо и тем и другим включать в команду во время таких поездок за рубеж пару аналитиков. Они должны пройти мимо всех остальных стендов и выявить самые удачные выставки. Это надо пройти несколько залов, в каждом десятки стран рекламируют себя. Только в нашем углу рядом с нами были стенды США, Канады и Москвы. Необходимо не просто выявить лучших, но и понять, почему одни получают очень крупные заказы, а другие нет. На треть успех обеспечен не высотой услуг, а именно рекламой, законы которой надо постоянно изучать.

 
На нашем была даже сцена, на которой выступали с песнями и танцами казаки. Поют и танцуют они здорово, но на горловое пение из них никто не отважился. Да и не их это дело. Ваши бы спели, но у них сцены не было. Была бы, весь зал бы сбежался. С других этажей бы даже прибежали. На наших плакатах были шикарные виды айских окрестностей. Увидеть в Берлине родные места на огромной во всю стену фотографии, мне, бывшему айчанину, конечно, очень приятно, но встаёт вопрос: что здесь рекламируется? Какие услуги предлагаются? Услуги фотоателье? Туристические? И где же они?

Оказывается, на макете проекта «Бирюзовая Катунь». Такой она, дескать, будет через пять лет. Опять встаёт вопрос: кого хотят этим макетом привлечь? Строительные фирмы? Так они на эту выставку не пришли. Турбюро? Так им до фени что какой-то неизвестный сибирский регион хочет наворотить за пять лет.
Такого нет нигде на свете!

Какого? Чтобы позавтракать на равнине на берегу лесного озера, в тот же самый день пообедать в горах возле огромного водопада, а на ужин присесть возле юрты в высокогорной пустыне, глядя на стадо верблюдов. И это всё можно увидеть и пережить за один день передвигаясь не на вертолёте, а на легковой машине.

Алтайский турбизнес уже начал ориентироваться на уникальность географического положения Алтая, которое само по себе является огромной ценностью. На Алтае за один день можно увидеть очень много различных природных зон: степь, лесостепь, равнину, горную тайгу, высокогорную тундру и полупустыню. Чтобы всё это увидеть в другом месте планеты, пришлось бы купить несколько путёвок: в Казахстан, в Карелию, в Альпы, в Пакистан и в Монголию.

Регион и республика осваивать эту ценность должны сообща. Альпы расположены в семи странах. Алтай - в четырёх, но по площади он в семь раз больше. Сегодня туристы в Альпах беспрепятственно пересекают государственные границы не только на машине, но и пешком, и на велосипеде и даже на горных лыжах. Подножие горы находится в одной стране, а вершина в другой. Поднялся на подъёмнике, скатился и нет никаких проблем. На всём Алтае со временем будет так же, поэтому сегодняшнее разделение сфер влияния турбизнеса на республиканское и региональное – это шаг в сторону от основного пути, по которому весь алтайский турбизнес будет развиваться.

Об экологии. Впервые в Альпах я побывал летом 1995 года. Наши родственники поселились в Баварии в очень экзотичном месте с видом на знаменитый замок Новый Лебединый Камень. В окрестностях есть ещё два старинных замка, река Лех, небольшая, примерно с Урсул и семь озёр, одно краше другого. Самое маленькое сильно напоминает Айское озеро, по самому большому курсирует прогулочный теплоход. На его берегу построили драмтеатр с видом на замок.

Озёра расположены недалеко друг от друга, за день, если надолго не останавливаться, можно все озёра объехать на велосипеде. На каждом из них есть лодочные станции, прокат стоит недорого, но туристы этими услугами почти не пользуются. Есть и пляжи, они все бесплатные, но людей на них тоже почти нет. Купаться принято не в озёрах, а в бассейнах с саунами. Это для тела, а озеро для души.

В первый же день мы с роднёй решили совершить велопробег вокруг озёр, и для начала завернули на Альпзее. Вокруг горы, скалы, лес и вид на старинный замок. Под ним между скал парковка, забитая автобусами и легковушками. Вокруг озера кроме лодочной станции никаких построек нет. Глубина озера 90 метров, вода чистая, дно просматривается как в Айском озере 60 лет назад.

Едем по велосипедной дорожке к лодкам и вдруг вижу: на обочине пень трухлявый, а за ним огромная кисть спелой земляники. Ехал последним и закричал во всю моченьку: "Стойте! Стойте! Гляньте - что я нашёл!"

Слезаю с велика, пялю его прямо к трухлявому пню и скорей к землянике. Сорвал кисть, стою радостный и счастливый. Вернулась племянница Аня и радости не выражает: " Борисыч, ну как ты мог!? Тут сегодня сотни туристов прошли и никто земляничку не тронул. А пень! Посмотри на пень..."

Глянул я на пень и вижу - был здоровый замшелый сказочный пень, теперь он под великом моим развалился на части, здоровый кусок коричневой гнилушки, покрытой зелёным мхом откатилась на велосипедную дорожку... " Борисыч, они же хотят воссоздать хотя бы маленький кусочек природы!"

Ужасно стыдно мне тогда было. Я ведь на Алтае слыл самым активным защитником природы, а тут оказался каким-то варваром, который оголодал. Пришлось  оценивать своё отношение к экологии по новым критериям.

В современной России много внимания уделяется развитию национальных культур. Намного больше, чем в советское время. К сожалению, это ещё не стало элементом сельского туризма. Провести свой отпуск не в туркомплесе, а в селе. Выспаться на полатях в русской избе или в аиле возле костровища на овечьей шкуре, или в казахской юрте,  встретить рассвет за околицей, выпить холодной воды из родника, а не бона-акву из бутылки, встретить сельское утро, увидеть как выгоняют коров из села на пастбище. Для алтайского села – это будни, для альпийского - праздник, который проводится лишь два раза  в году.

Когда я привёз интуристов в Аю, встал вопрос, где поселиться. Выбор огромный. Половину села заполонили турбазы. Мои клиенты выбрали нетронутую часть села и переночевали в простых сельских домах. Воду пили из родников и брали её с собой в дорогу. То, что в самом селе Ая есть десять родников, ни один турист, отдыхающий там, не знает. И не потому, что у него запросы другие, не такие как у интуриста. Родники никто не рекламирует.

Сами айчане, живущие на одном краю села, представления не имеют о том, есть ли на другом конце какой-нибудь родник. Не знают, даже не представляют, какое богатство бьёт из-под земли у них прямо перед носом. Эти родники можно облагородить. Соединить современное со стариной - вырубить колоды для водопоя, соорудить сказочную беседку для посетителей, повесить там информационный транспарант о геологических и исторических данных родника и т.д..

Родники земли. Сто лет назад каждый крестьянский двор села Верх-Аи имел свою заимку и свой родник. Больше ста родников лишь в окрестностях одного села! Где они сегодня? То же самое происходит сегодня с родниками души. Можно, конечно, воду привозить из магазина, все сельские дома покрыть сайдингом, убрать резные наличники, вставить пластиковые рамы и превратить всё село в инкубатор, который будет обслуживать богатые отели, стоящие в лесу.

А можно само село так благоустроить, что в нём и местным людям, и гостям жить было в радость.

Растущий вширь и вглубь молодой алтайский туристический бизнес в порыве своей хозяйственной деятельности не сумел понять душу своего клиента и его глубинные запросы, не сумел понять душу местного населения и не помог ему вернуться к своим истокам. В этом основной просчёт стратегии алтайского туризма.

Хочется верить, что это смогут учесть те, кому доведётся принимать участие в перспективном планировании  долгосрочных проектов

На фотомонтаже сюжеты водоохранной зоны Айского озера, снятые в этом веке.