55 Связь времён

Фёдор Тиссен
Была в нашей жизни ещё одна попытка спасти Её величество Природу на нашем родном берегу Катуни. Это был наш крест и нести его кроме нас было некому. Василий Алексеевич Черноусов покинул Аю, волшебника Ложкина Анатолия Ивановича съели и на его место поставили  человека, который мне признался в том, что я о нём слишком хорошо думаю, он на деле намного хуже, чем я себе его представляю: «Я за миллион негра в жопу поцелую и не покраснею».

Таких великих соратников как Черноусов и Ложкин у нас не было, но тем не менее возможности для заложения фундамента современного туристического бизнеса были не просто огромными, а невероятно огромными. У меня был опыт работы с людьми любого социального уровня, но не было опыта руководства советским производством, производством материальных, а не духовных ценностей. Такой опыт был у руководителей совхозов, на усадьбах которых стояли мои школы. Мои в том смысле, что я работал в них директором.

В 1976 году спасение озера не было связано с основанием туристического бизнеса. За попытку основать своё частное предприятие могли привлечь по закону к суду и надолго упечь за решётку. Во время Перестройки разрешили заниматься предпринимательством. Предприятия стали основывать дилетанты, а не те, кто имел успешный опыт руководства производственной деятельностью.

Через несколько лет почти все сельскохозяйственные строения: молочно-товарные фермы, ремонтно-тракторные мастерские и гаражи были превращены в руины на всей территории России от Калининграда и до Сахалина.

Легко просматривается параллель, которую, почему-то, никто не обнаружил и об этом ни разу речь не заводил. В декабре 1917 года вместо генерала Духонина Верховным Главнокомандующим российской армией назначили поручика Крыленко. Министром военно-морских дел назначили матроса Дыбенко.

Народ ликовал. Справедливость наступила! После этих перестановок вражеская армия, которой жить-то оставалось всего лишь пару месяцев, пешком без боя дошла до Каспийского моря и попутно приняла участие в основании новых государств на территории Российской империи.

Куксина Юрия Андреевича, директора совхоза «Айский», проблема водоохранной зоны не волновала потому что это не входило в сферу его производства. Всё могло бы измениться, к примеру, если бы начальнику агропрома пало бы в голову построить лечебный профилакторий для работников сельского хозяйства на диком берегу Айского озера.

Это неминуемо легло бы на плечи Куксина. Во время Перестройки этот профилакторий мог бы стать основанием новой сферы производства. Туризм стал бы этой сферой наравне с земледелием, садоводством и животноводством.

Как и положено в таких случаях возникла бы должность заместителя директора, который сидел бы на планёрках рядом с инженером, агрономом, энергетиком, ветеринарным врачом и другими специалистами. Обсуждались бы не только актуальные планы, но и перспективные. Весь фундамент этой сферы был бы другим и весь туристический бизнес развивался бы в другом направлении.