54. Бизнес на островах нашего детства

Фёдор Тиссен
Туристический бизнес отличается от других сфер огромными бесплатными основными фондами. Чтобы произвести молоко нужно вырастить корову, её нужно где-то содержать, кормить, доить, молоко нужно сохранить и так далее. Чтобы искупать клиента в море нужно только море и ничего больше.

Море никогда никуда не денется. Номер в гостинице у моря стоит в десять раз дороже чем в гостинице, стоящей в степи на окраине шумного города. Клиент платит больше денег за море, которое хозяину гостиницы не принадлежит.

Точно так же проживание в гостинице, построенной на берегу Катуни, стоит намного дороже, чем проживание в городской гостинице с точно таким же уровнем обслуживания. Клиент платит больше не за сервис, а за Катунь, которая хозяину гостиницы не принадлежит.

В отличие от моря Катунь можно испоганить, лишить её тех достоинств, которые привлекают туристов, а для местных жителей являются святыней. Цитирую ниже сообщение в ок.ру моего земляка, айчанина Владимира Черткова. Володя поддержал мою идею издания айского альбома «Острова нашего детства»:

Ребята! Верно! Острова детства без сомнения заслуживают отдельной темы! Но меня постоянно вгоняет в умиление наш каменный островок - Серёдыш по-нашему. Это где жили Штро, Косливцевы, чуть повыше. Это был наш корабль, наш капитанский мостик. Здесь себя чувствовал и капитаном дальнего плавания и пиратом, здесь была пристань и здесь особенно смело мечталось. Сегодня когда прихожу на это место , невольно начинаю искать приметы детства. Вот здесь купались, здесь плавали на лодке, здесь Саня Ощепков долбанулся башкой о подводный камень. (Это после того он такой умный).

В 80-х годах во время Перестройки на Серёдыш и на другие гранитные монолиты айских порогов набросились приезжие строители с отбойными молотками. Валуны кололи на плиты и увозили в город для строительных нужд. Островки нашего детства стали на глазах исчезать.

Тут как раз в районе объявили день открытого письма. Гласность позволяла унять тех, кто пытался безоглядно ускоряться. Я отправил в райком письмо, в котором выразил своё возмущение от имени всех айчан. Хозяйственникам на наши острова детства было наплевать.
 
Я это знал. Был другой аргумент, для начальства более серьёзный: «Ая со временем станет курортной зоной, на туризме Ая будет зарабатывать больше чем на животноводстве. Тогда вы эти камни потащите обратно на берег!» Пророчество моё сбылось, хотя тогда ему никто не верил.

В альбом «Острова нашего детства» я поместил снимок берега Катуни. На лужайке лежит гранитная плита, на ней сидят мальчишки и греются на солнышке. У них под задницей кусок того самого Серёдыша, о котором писал Володя Чертков. Детство моих земляков проходит без того чувства, которое охватывало их отцов и дедов, стоящих среди волн на том гранитном корабле.

Айские нижние пороги по-прежнему любимое место отдыха не только айчан, но и приезжих гостей. Чтобы привлечь клиентов турбаза «Медвежий Угол» украсила «свой берег Катуни» гранитными валунами, которые привезли им издалека.