50. Водоохранная зона

Фёдор Тиссен
Первый Водный кодекс РСФСР появился в 1972 году. В нём были определены размеры водоохранной зоны. Они зависели от размеров  водных объектов. Для рек протяжённостью 50 до 100 км ширина водоохранной зоны была 200 метров. Для рек свыше 500 км ширину водоохранной зоны определили в 500 метров, столько же для  озёр площадью до двух квадратных километров.

В следующем году Постановлением Алтайского краевого исполнительного комитета  был принят закон о создании водоохранной зоны вокруг Айского озера и вдоль левого берега Катуни. Айскому лесничеству из краевого бюджета дополнительно выделили 4 ставки лесника, одну ставку техника, одну ставку шофёра, грузовую машину ГАЗ-52 и моторную лодку.

Из моих двенадцати предложений, которые опубликовала «Алтайская правда», принято было девять, остальные три были взяты на перспективу. С дикого берега убрали пивной ларёк, закрыли все спортбазы, лодочную станцию, а на правом берегу Катуни рядом с паромной переправой построили большую платную охраняемую автостоянку.
К охране озера подключили не только лесничество, но и милицию. Лесхоз перепахал всю водоохранную зону и засадил саженцами ели, дуба и кедра.

Чтобы просветить отдыхающий люд, лесничество водрузило около паромного причала огромный транспарант с постановлением крайисполкома от 11 сентября 1973 года. На щите были также расписаны права и обязанности туристов, которые решили отдохнуть на территории водоохранной зоны. Заезжать на машинах на озеро нельзя. Проезжать через лес к берегу Катуни нельзя. Палатки ставить нельзя, жечь костры нельзя, рвать цветы нельзя, ломать ветки нельзя.

Это людей сильно раздражало. Как так?! Приехали в такую даль на «питник», а тут на тебе - нельзя! В прошлом году можно было, а нынче нельзя. ГАИ поставила запрещающие знаки и постовых милиционеров. На самом озере дежурили лесники. Как всегда появились исключительные люди, которым закон не писан.

Исключительные люди приезжали на чёрных «Волгах» с крутыми номерами, совали под нос гаишнику какую-нибудь корочку и, не дожидаясь того момента когда служивый прикроет отпавшую челюсть, прибавляли газ. Людей это злило. Им можно, а нам нельзя?! Вперёд!

На правом берегу Катуни перед причалом очередь. Машину на платную стоянку ставить никто не хочет, всем надо наверх, к озеру, вместе с машиной. Паром мог взять на палубу шесть машин и несколько десятков людей. Как только паром причалит к левому берегу, так все тут же мчатся наверх. Кроме легковушек были ещё и грузовики, которые в своих кузовах привозили издалека на озеро какой-нибудь школьный класс.

Айское лесничество имело опыт борьбы с вооружёнными браконьерами, гаишники знали как ловить угонщиков, но сдержать такой натиск мобильных туристов не смогли ни лесники, ни милиционеры. Была ещё одна преграда – невинное гостеприимство туристов, выехавших на «питник». По идее гостеприимным должен быть хозяин, а не гость. На озере всё происходило наоборот.