По следам своей мечты

Фёдор Тиссен
Весна 1976 года. Мои айские ученики выросли, повзрослели и готовились к выпускным экзаменам. После экзаменов они разлетятся кто куда, а мне предстоит сделать выбор: остаться в школе или следовать своей мечте, создать свою школу, такую, как в Павлыше. Там дети учатся с удовольствием, учителя учат с удовольствием, в школе своя звероферма, своё школьное поле, школьная мастерская с народными промыслами, свой счёт в Госбанке, на нём куча заработанных школой денег, которые школа расходует на походы и экскурсии.

Таких школ в крае не было. Были хорошие показательные школы, но на уровень Павлышской они не тянули. Самый оптимальный вариант- это начать всё сначала как тогда в Хабаровке. Айская школа по таким критериям для моей мечты не подходила.
Была ещё одна стезя, которая отвлекла меня от нивы просвещения. Жить и работать хотелось на природе. Мария мечтала жить в доме у ручья.

Мне трудно объяснить зигзаги нашей судьбы, но такие возможности у нас постоянно были. Я раньше об этом как то не задумывался, но сегодня на склоне лет у меня складывается такое впечатление, как будто наши ангелы-хранители нам преподносили каждый раз всё необходимое для осуществления наших желаний: вы уже не хотите этого? А что бы вы хотели? Жить у ручья? У какого ручья? У этого? Хорошо, выбирайте место, мы вам построим дом на берегу. Не хотите жить у ручья? У озера жить хотите? Хорошо выбирайте место, мы вам построим дом на берегу Айского озера. Да-да. Так было.

Раньше в Ае туристы были невидалью. Как инопланетяне. К туристам очень долго привыкали:
      - Тася, это кто у тебя все грядки перетоптал, наверное, туристы?
      - Да нет, следы-то, вроде человечьи...

Туристы в Ае позже появились. Самые первые из них ахали от удивления. Через пару лет на эти ахи сбежалась вся родня и знакомые тех, кто ахал. Жители городов и сёл Западной Сибири вдруг разом захотели хотя бы одним глазком взглянуть на жемчужину Алтая, на Айское озеро. Наступил такой момент когда на озере стало тесно.

В жаркие летние дни профсоюз, комсомол, спорткомитеты, школы и институты набивали своих людей в озеро как селёдку в бочку. Городские отпускники недовольно поджимали губы и говорили: «Это же настоящая уринотерапия!» Степные сельчане таких мудрёных слов не знали и выражались проще: «Настоящий дурдом!»

Они были неправы. Дурдомом злые языки называли пансионат для душевнобольных детей. Тот, кто их видел, так не говорил так. Сегодня вряд ли кто сумеет объяснить из каких соображений этот пансионат построили прямо на берегу Айского озера. Между тем всё объясняется очень просто. Советские сурдопедагоги, получившие высшее образование в не развращённое время, считали, что красота лечит душу человека, а всех чудес вокруг Айского озера не счесть.