Оберегая родные города. Часть первая

Андрей Грачев 2
Лётчики дальней бомбардировочной авиации люфтваффе были, безусловно, наиболее ненавидимы Советскими солдатами. При попадании в плен их частенько убивали, и это было вполне объяснимо. Пилотов-пикировщиков и штурмовиков тоже, конечно, любили мало, но они, по крайней мере, большей частью атаковали военные конкретные цели. Пилоты дальней бомбардировочной авиации наносили удары по площадным объектам, то есть, зачастую, по мирным городам. Победы над такими пилотами были особенно приятны для Советских истребителей, а выведенный из строя опытный бомбардировщик - это десятки и сотни спасенных жизней Советских людей. Да и сами эти победы были ничуть не проще, чем победы над асами-истребителями. Ю-88 и хе-111, на которых летали эти пилоты, были отлично вооружены и достаточно живучи, кроме того, во время дневных вылетов их крайне аккуратно опекали немецкие истребители. Мы рассмотрим некоторые победы, которые одержали Советские пилоты над обладателями РК и командирами соединений из бомбардировочной авиации.

12 июля 42 года, в день начала Сталинградской битвы, немцы потеряли опытного бомбардировщика из 2 отряда KG51, оберлейтенанта Хельмута Клишата. Он вылетел на бомбардировку переправ через Дон ведущим группы, летал он на ю-88. На перехват была поднята группа 9-го гиап на ЛаГГах, вёл её сам командир полка, Лев Львович Шестаков. Истребители сопровождения не сразу заметили советскую группу, и Шестаков этим воспользовался. В одиночку он провел стремительную атаку, на которую немцы не успели среагировать. Сблизившись с ведущим ю-88 на удобную дистанцию, Шестаков дал залп из пушек, пулемётов и выпустил РС. Эффект был потрясающий - ю-88 вспыхнул и быстро пошёл к земле. Правда, весь экипаж успел спастись, кроме пилота. Клишат погиб в том бою.

14 августа KG51 потеряла своего командира. Был сбит и погиб в районе Полунино оберстлейтенант Хайнц Шеммель. Судя по месту, победу эту одержали пилоты 157 иап. Группа Овчаренко на Яках, встретив ю-88, идущих несколькими звеньями, начала ожесточённые атаки, причём истребители сопровождения действовали не особенно удачно. Удалось прорваться к ю-88. Завязался ожесточённый бой, немецкая группа старалась сохранить строй. Тем не менее, было сбито три ю-88, два из них были записаны на всю группу. В бою участвовали такие известные советские асы, как Залевский Владимир Николаевич и Казначеев Николай Фёдорович, оба действовали на Харрикейнах, которые тоже были в составе полка. Вероятно, именно эта пара и сбила Шеммеля. Ещё один пошёл на счёт Овчаренко как личная победа, но, если смотреть по месту, то, кажется, победу одержали именно Залевский и Казначеев. Впрочем, есть одно "но". В разгар боя здесь оказалась пара 163 иап, её ведущий, Котюков Сергей Иванович, не тратя времени, тут же атаковал ведущего одной из групп ю-88 и сбил его довольно быстро. После чего занялся другой группой. Нельзя исключать, что он атаковал именно Шеммеля. Вероятнее же всего, что Котюков Шеммеля либо добил, либо подбил, и добили уже другие, благо место падения точно совпадает. В общем, отметим действия всей группы, да и пара 163 иап сработала хорошо.

19 августа ещё одну тяжелую потерю понесла KG1. Был сбит командир II группы, майор Херберт Лорьх. Произошло это в районе Брянска. Уже в 43 году посмертно его наградили РК. Сбил его пилот 49 иап Ходун Иван Александрович. Лётчик этот был достаточно опытным, однако данная победа стала первой в карьере. Советским пилотам удалось, используя внезапность, прорваться к ю-88 и сбить командира немецкой группы.

3 сентября KG1 потеряла своего нового командира, майора Ханса Кепплера. Погиб и весь его экипаж. Гибель, под немецким данным, стала итогом столкновения с бф-109 из 7 отряда JG54, который пилотировал ефрейтор Эдуард Лангвннингс. Он также погиб. Произошло это в районе Сиголово, недалеко от Тосно.

По советским данным, это был бой против шестерки 154 иап. Она вылетела на отражение налёта вражеских бомбардировщиков. Ведущим был опытный ас Гринченко Антон Гаврилович. Группа разделилась: пара Чернецова Евгения Ивановича атаковала бф-109, а в это время остальная четверка занялась ю-88. Гринченко успешно атаковал и сбил одного из них, второго сбил Чубуков Фёдор Михайлович, впоследствии один из лучших асов 13-й ВА. Остальные начали поспешно уходить. Чернецов тоже добился успеха, сбив один из бф-109. Не вполне понятно, было ли действительно столкновение, но понятно одно: гибель Кепплера стала итогом отличных слаженных действий советской группы.

25 ноября погиб в небе Сталинграда командир 3 отряда KG100, хауптманн Зигфрид Шольц. Он летал на хе-111. Уже после смерти он был награждён РК. Отличился пилот 866 иап, Бурназян Сергей Авдеевич, который посчитал, что сбил До-215.

27 ноября погиб в районе Сапелкино оберлейтенант Ханс-Тео Моссграбер, командир 5 отряда KG3. Он также посмертно получил РК. По советским данным, на перехват четверки до-215 (в типе снова ошиблись, это были ю-88) была срочно поднята четверка 12-го иап, ведущим был опытный пилот, штурман полка Обухов Тимофей Петрович. Стремительной и слаженной атакой был сбит один из бомбардировщиков, второй получил повреждения, но ушёл. Победу оформили как групповую на всю четвёрку.

30 ноября в том же примерно районе сбит был командир III группы той же эскадры, опытнейший хауптманн Эрнст-Вильгельм Ириг. Он шёл ведущим большой группы ю-88. На перехват ушла четверка Яков 653 иап. Её ведущий, Волченков Михаил Григорьевич, атаковал, используя фактор внезапности. Он смог сблизиться с ведущим ю-88 и нанести ему тяжёлые повреждения. Самолет, пылая, стал резко снижаться. Позже наземные наблюдатели подтвердили ему эту победу.

Ну а 30 декабря на хе-111 погиб оберлейтенант Зигфрид Реле из 2 отряда KG53. Правда, он не был пилотом, он был наблюдателем. Посмертно он награждён РК. Немцы считали, что его сбили огнём ЗА. По Советским данным, отличился пилот 427 иап Зуев Леонид Гавриил Прокофьевич, который точно в указанном месте сбил немецкий бомбардировщик (определён как ю-88).

Итак, мы видим, что победы над опытными бомбардировщиками были делом непростым, в основном успеха получалось достичь только в том случае, когда удавалось использовать фактор внезапности. Немцы никогда не сопровождали свои бомбардировшики в плотном строю, они всегда держались выше и старались вовремя упасть сверху на атакующих. Эта система давала преимущество самим истребителям, однако, если советским пилотам всё же удавалось скрытно подойти к бомбардировщикам достаточно близко, у них появлялся шанс провести атаку без помех. Под силу такие атаки были только очень талантливым пилотам, не случайно практически все победы над асами-бомбардировщиками одержали опытные советские лётчики.