Об одном захоронении в Александро - Невской лавре

Владимир Варнек
Памятник на надгробии художника-портретиста Варнека Александра Григорьевича (1782 -1843) в Александро-Невской лавре.

Фото младшего сына художника, Варнека Павла Александровича (1841 – 1929), покоящегося здесь же, публикуется впервые.

Последний автопортрет А.Г. Варнека, выполненный в его зрелые годы и хранящийся многие годы у потомков художника, публикуется впервые.

Поместив на сайте «Проза.ру» серию миниатюр о портретах художника Александра Григорьевича Варнека (1782 -1843), заслуженного профессора Петербургской академии художеств, решил переключиться на тему о его семье и потомках, которая была затронута на последних страницах монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника [1]. Замечу при этом, что тема эта в определенной степени уже прорабатывалась в начале 2000-х годов нами с братом Александром, работавшим в те времена за рубежом, но часто приезжавшим в Россию.

В результате мы с ним издали две небольшие книги, посвященные А.Г. Варнеку и его потомкам [2], а так же одному из его внуков, полярному исследователю Варнеку Александру Ивановичу (15.06.1858 – 10.06.1930), имя которого носит островная столица острова Вайгач [3].

В более поздние годы мною были опубликованы в журнале «История Петербурга» две статьи, посвященные изучению мест проживания потомков художника в городе на Неве, а так же об истории семьи выдающейся российской балерины Ольги Заботкиной, родители которой по материнской линии имели близкие родственные связи с потомками А.Г. Варнека [4,5].

Еще одна статья, посвященная известному лирическому баритону Мариинского оперного театра Михаилу Ивановичу Каракашу (1887 – 1937), была опубликована в журнале «Новосибирск» [6]. Его мать, Надежда Ивановна Каракаш (1860 – ок. 1940), детская писательница начала ХХ века, имела прямые родственные связи как с Варнеками, так и с большим семейством видного петербургского адвоката Петра Петровича Москальского (02.12.1834 – 30.08.1902), две дочери которого находились в браке с внуками портретиста. Были публикации по названной теме также в газете «Наука в Сибири».

Оснований вернуться к этой теме в настоящее время имеется несколько. Прежде всего, в интернете в последние годы появились мощные генеалогические сайты «Geni», «Familio», а так же «Справочник метрических записей архивов Санкт-Петербурга», на котором оказалось довольно много информации (более 30-ти записей) о генеалогии семейства Варнеков и связанных с ним порядка десяти петербургских семейств.

Все эти сведения, безусловно, имеют высокую ценность для потомков тех семей, фамилии которых значатся на указанных сайтах. У нас, в частности, появилась возможность использовать эту информацию для уточнения дат жизни наших предков и дат их вступления в брак, которые в наших предыдущих публикациях часто отсутствовали. Эту работу и предполагается выполнить мною в контактах с родственниками (близкими и дальними) при подготовке очередных миниатюр.

Еще одной мотивацией для их подготовки служит то, что автор планируемых примерно десяти заметок хотел бы насыщать их в некоторой степени старыми семейными фотографиями наших предков. Это даст возможность читателям увидеть лица и одежду людей, проживавших порядка ста лет тому назад в городе на Неве, и узнать их судьбы, на которые существенно повлияли события прошлых лет, в том числе, и репрессии 1937 года.

А теперь, завершив свое вступление, вернусь к монографии В.С. Турчина, чтобы сообщить вкратце о тех членах семьи художника А.Г. Варнека, имена которых он упомянул в самом конце своей книги: «…Как сказано в рапорте полицмейстера полковника Л.Г. Пацовского, художник Александр Григорьевич Варнек скончался 19 марта 1843 года в десять часов утра. После смерти художника осталась большая семья: вдова Мария Ивановна, две сестры художника, его дети – Александр (28 лет), Иван (21 год), Константин (14 лет), Григорий (7 лет), Павел (два года), Елена (11 лет), Екатерина (9 лет).

Из канцелярии министерства императорского двора после смерти художника последовало распоряжение: «Государь высочайше повелевает: вдове умершего профессора Императорской Академии художеств 6 класса Александра Григорьевича Варнека, прослужившего с особым усердием и пользою тридцать девять лет и шесть месяцев, Марии Ивановне и детям их <…> производить пенсион: самой вдове пятьсот семьдесят рублей 42 копейки серебром в год на основании <...>. Вдова художника получала эти деньги из Главного казначейства. Все родные художника имели «право проживания в любых городах Российской империи». Из Академии художеств Марии Ивановне Варнек выплатили дополнительно 1000 рублей серебром.

Александр Григорьевич Варнек был похоронен на Смоленском евангелистическом кладбище. В 1936 году его прах и памятник, стоявший над могилой, перенесли в некрополь деятелей искусства Александра Невской лавры в Ленинграде».

Написав эти слова, автор цитируемой монографии или не знал, или не хотел сообщать ее читателям, что вместе с прахом самого художником в Некрополе захоронен так же прах самого младшего его сына Павла, перенесенный сюда во время состоявшейся процедуры перезахоронения. О причине, побудившей ее организаторов принять такое решение, я узнал у одного из сотрудников Александра-Невской лавры, побывав здесь солнечной осенью 2004 года.

Ответ его был очень простым. Оказалось, что на Смоленском кладбище сам художник был похоронен в 1843 году в склепе, куда в 1929 году был помещен дополнительно прах его младшего сына Павла. В результате специалисты, занимавшиеся процедурой перезахоронения художника, и приняли простое решение – перенести в Александро-Невскую лавру прахи как самого отца, так и его сына.

Вся требуемая для посетителей Лавры информация о данном захоронении сообщается на сайте Александро-Невской лавры (см. ниже).

«Варнек Александр Григорьевич (15.02.1782-19.03.1843)

Живописец-портретист, ученик  Д. Левицкого и С. Щукина, профессор Императорской Академии художеств. Портреты  Александра Григорьевича отличались большим сходством с оригиналом и тщательностью исполнения.

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. Участок художников. Архитектурное  надгробие, 1937 (жертвенник -1840-е). Гранит, 220х97х94.   
 
Жертвенник темно-серого гранита с карнизной плитой с фронтонами и акротериями, на профилированном цоколе и прямоугольном постаменте красного гранита. На лицевой (южной) стороне вырублена надпись:
 
Художник /живописи /Александр Григорьевич /Варнек/1781-1843.
 
На цоколе с северной стороны: Прахи А.Г. и П.А. Варнек перенесены со Смоленского/лютеранского кладбища 7 августа 1936 года.

А.Г. Варнек был перезахоронен в 1936 году со Смоленского лютеранского кладбища вместе с сыном, Павлом Александровичем Варнеком (1824 -1891).   

Первоначальное надгробие не сохранилось. Согласно «Петербургскому некрополю»,  на нем было отмечено, что «заслуженный профессор шестого класса Императорской Академии Художеств»  Варнек родился 13 февраля 1781 г., скончался 19 марта 1843 года. Памятник в некрополе установлен музеем с использованием жертвенника работы неизвестного мастера 1840-х гг.

День рождения 26 февраля (по новому стилю).      
День памяти 31 марта (по новому стилю)».

К следующей публикации приложу семейные фотографии Павла Александра Варнека (09.04.1841 – 1929),  сохранившиеся у потомков, и приведу краткие сведения о его жизни. Замечу при этом, что даты жизни П.А. Варнека, приведенные мною и на сайте Александро- Невской лавры, имеют разительные отличия. Так даты рождения разнятся на 17 лет, а даты смерти – на 38 лет.
 
Что касается дат, указанных мною, то они позаимствованы из двух независимых первоисточников и в надежности  даты рождения Павла Александровича, указанной мною, сомневаться не приходится. Дату же его смерти я позаимствовал на генеалогическом сайте Geni. 

Имеющиеся у меня семейные фотографии начала 1910-х годов  подтверждают, что самый младший сын художника был долгожителем и, как минимум, прожил до начала 1910-х годов. Поэтому не вызывает сомнений, что указанные на сайте Александро-Невской  даты жизни младшего сына художника  следует заменить. 

Приношу признательность пра-пра-пра-пра-внучке художника А.Г. Варнека,  доктору педагогических наук, Матюшкиной Марине Дмитриевне за сотрудничество при подготовке миниатюры и фотографию самого младшего сына художника из семейного архива.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782 -1843. – М.: Искусство, 1985.            

2. В. Варнек, А. Варнек. Художник-портретист и его потомки. Новосибирск. Издательство СО РАН. 2004.               
3. В. Варнек А. Варнек. Исследователь Арктики А.И. Варнек.  Новосибирск. Издательство СО РАН. 2004.               
4. В.А. Варнек. Дома наших предков. История Петербурга. 2010. №6. С. 12-15.               

5. В.А. Варнек. Семейные истории Ольги Заботкиной. История Петербурга. 2011. №6.
С. 31-35.               
6. Владимир Варнек. Письмо тете Энни. Журнал «Новосибирск».2015.С. 30 -36.
 03.08.2023.