гл. 7. Осень, Чертаново

Андрей Жунин
                Гл. 7 «Осень, Чертаново» по повести Г.Семёнова «Ум лисицы»
               
        «Я убежден, что к читателю нужно выходить только с открытием, пусть даже самым малым», — таково кредо лауреата Государственной премии РСФСР писателя Георгия Семенова. В 1986-ом году выходит его повесть «Ум лисицы», в которой раскрывается образ современной женщины, получившей полную свободу и не вполне понимающей, что с этой свободой делать.  А в 1988 году по мотивам этой повести Алла Демидова сняла фильм «Осень, Чертаново».

                Краткий анонс кинокартины. 
       
         Героиня фильма Мария -- молодая привлекательная женщина (Ингеборга Дапкунайте),  девиз которой «Нужно стать развратной, чтобы почувствовать себя святой».  Она убеждена, что любящие её мужчины должны с легкостью принимать её такой, какая она есть.  А то, что они мучаются и страдают, женщину совершенно не волнует.  К слову сказать, героиня замужем
за физиком Наварзиным, которого, как она сама говорит, тоже любит и не может оставить. Писатель Федор страстно в неё влюблён, и она отвечает ему взаимностью.
      
      
        Нередко, прежде чем смотреть фильм, я читаю его литературный первоисточник. Это позволяет лучше понять и то и другое, ибо эти жанры, как правило, дополняют друг друга. Вот и сейчас, я думаю, будет уместно вместо предисловия привести страничку из повести «Ум лисицы».
      
        «…Молоденькая эта развратница несла в себе разрушительное начало и не могла, не имела сил бороться с ним, как больной человек, которому нельзя есть копчености, но он их ест вопреки запрету, а потом страдает…
        Всякий раз она зарекалась покончить со старой и начать новую жизнь. Но голова у нее кружилась опять от одного поцелуя, жадность распирала её, захватчица одерживала верх над монашенкой, и рассудок её мутился.
        Она как бы жила без прошлого и без будущего, без всякой привязанности к реальному миру, ибо сама становилась этим реальным миром, от начала его и до конца.
        Никто не мог удержаться под напором ее страсти; всякого своего избранника она приводила в состояние полной подчиненности, и каждый из них тоже, как и сама она, забывал всё на свете, как если бы тоже терял связи с прошлым и будущим. Такая уж она была искусница!
      
        Впрочем, это я теперь, -- пишет автор, -- так-то вот анализирую и пытаюсь все её поступки объяснить с точки зрения логики или, во всяком случае, здравого смысла.
        А тогда!  Господи, я сам был безумцем. Не понимал и не хотел понимать, что со мной происходит, и даже не задумывался,
к чему все это может привести.
      
        …Смотрит на меня бледными ледышками, как будто сейчас расплачется. И вот говорит однажды:
        -- Слушай, Васенька (она меня прозвала Васенькой, хотя имя моё не Василий), я к тебе с просьбой огромной, и ты мне
не имеешь права отказать, иначе я не знаю, что со мной сделается. Я могу даже погибнуть.
        -- Что такое?
        -- Мне… Ты только, пожалуйста, не отказывай. Мне очень, мне просто необходимо завтра же уехать в Ленинград.
И ты мне должен дать на поездку сто рублей. Эта поездка равносильна, я не знаю… Она для меня всё! От этой поездки зависит, буду я счастлива или нет.
        -- Да что у тебя за необходимость такая? Скажи, если не секрет.
        -- Секрет, Васенька! Я ж просила тебя… Будь милосердным! И ни о чем не спрашивай, пожалуйста. Ведь, кажется, можно понять!
       
        Я больше не сказал ей ни слова, взял сберегательную книжку, на которой было в то время чуть больше ста рублей, и повел свою истязательницу с собой. Деньги она у меня из рук взяла так, будто я ее покупал за эти сто рублей.
        -- Ты хоть не забудешь меня? -- спрашиваю у нее. -- Надолго ли ты уезжаешь?
        -- Я сама ничего не знаю, -- отвечает. -- Я в Ленинграде никогда не бывала. А тебе -- спасибо. Ты единственная моя опора
в жизни. И уж это такая беда, если я тебя забуду! Мне нельзя. Я без тебя погибну. Зачем только говоришь такое…».
       
        Несомненно, это было очередное её увлечение. А насчёт того, "буду ли я счастлива или нет", хорошо сказал  Казанова питерский: «Счастлива та женщина, которая может себе позволить, хотя бы иногда, хотя бы раз в жизни быть тем, кем создала её природа: самкой до мозга костей!».

        Прежде всего в фильме подкупает блестящая игра Ингиборге Дапкунайте, сыгравшей роковую женщину. Для этой роли актрисе недостаточно только внешних данных. Чтобы превратить мужчину в своего раба, который бегает за женщиной как собачонка, нужно нечто большее. Необходимо девичье обаяние, воркующий голосок, игривый озорной взгляд, пронзающий мужское сердце, нежное личико и тонкое, не притворное кокетство, дающее понять мужчине, что он может рассчитывать на ответное чувство.
        Конечно же в основе такого поведения лежит уверенность женщины в своей сексуальной привлекательности. Но с этим-то у Ингиборге всё в порядке. Тут невольно позавидуешь киношникам: здесь у них явное преимущество перед пишущей братией.
       
        Мужчины для героини уже давно стали любимыми игрушками, без которых ей трудно обходиться.  «Но если я создана для любви, -- говорит она себе, -- может в этом моё призвание? Почему я должна себе отказывать?».               
        С мужем ей скучно. Он живёт совсем в другом непонятном для неё мире.

       
         Для того, чтобы получать от жизни максимальное наслаждение, срывая цветы удовольствия, приходится иногда усыплять свою совесть. В начале фильма Мария приглашает писателя к себе домой на юбилей (пять лет бракосочетанию),
но он сомневается: прилично ли идти в компанию, где будет её муж и его друзья. Однако Марию это не смущает.
        -- Жить надо проще, -- уговаривает она его, -- и не мучить себя и других. Ты же у нас поэт, а поэт грешен.
        И в конце концов ей удаётся его уговорить.

        Впрочем, и её муж, Станислав Наварзин, тоже человек не совсем обычный.  Как учёный, он помешан на идее мира машин, считая интеллект главным персонажем будущей жизни.  «Брать нектар с любого цветка, -- почему-то считает супруг Марии, -- дабы показать, что интеллект завоевал себе право на свободную любовь, ибо не в ней истинное наслаждение, а в творчестве».
        Наварзин, человек сугубо «машинистический», он не возражает против «друзей жены» и даже делает вид, что ему,
в сущности, безразлична эмоциональная сторона жизни. Он даже «отпускает» Марию прогуляться с рассказчиком, словно обесценивая их любовную связь.
        Но в конце фильма, когда Мария исчезнет из его жизни, он этого не переживёт.
       
      
        Есть красивые женщины, которыми хочется любоваться. А есть такие симпатяшки, которых хочется сразу тащить
в постель. Наша героиня как раз относится ко второму типу. Жалко, что в фильме не было постельной сцены.
        Ведь страстное влечение главного героя к женщине основано не на платонических возлияниях, а на чувственной близости, которая никак не обозначена (вот, что значит женщина-режиссёр!). Ничего не поделаешь, придётся верить авторам фильма
на слово, что не очень-то убедительно.
        А вот в картине «Интердевочка» сексуальная сцена хоть и уместна, но натуралистична и сильно затянута, это утомляет зрителя.
      
        Отметим, что «Осень, Чертаново» снята в мистических тонах, преимущественно в полутёмных интерьерах. Там много разговоров, но мало действия. Метания, умные слова ни о чём, многозначные символы.... Хочу того, не знаю, чего! Авторская позиция не просматривается. Может быть поэтому, я не раз ловил себя на мысли, что повесть всё-таки интереснее.
      
        Как-то Мария позвонила писателю: «Я пропадаю! Я гибну!» (снова влюбилась). Потом приехала к нашему герою, вымыла у него пол и заодно рассказала о своём новом молодом кавалере Саше. Этот кавалер несколько раз катал её на “Волге”.
Здесь уже наш литератор не сдержался и поколотил в лифте очередного ухажёра, хотя тот обладал довольно внушительной комплекцией. Впрочем, это мало что изменило. Мария осталась прежней.
       
        Непонятно почему, но мы быстро забываем тех женщин, которые о нас заботились. И наоборот, встречи, с такими женщинами, как Мария, измучивших душу, остаются самыми яркими воспоминаниями до конца наших дней.
Удивительная несправедливость!

        Итак, что же собой представляет ум лисицы? В народных сказках лиса олицетворяет хитрость.  Женские хитрости – набор разных «штучек», которыми слабая половина человечества пользуется для достижения своих желаний. Одни дамы это делают осознанно (манипулируют мужчинами), другие, как Мария, по наитию, интуитивно и так искренне, что мужчина и сам готов одеть на себя рабский ошейник.    

        Мария – яркий представитель женщины-самки. А самки в природе не сражаются за самцов. Поэтому у самки нет заинтересованности в определённом самце. Существует только покорность силе. Главный инстинкт самки, по Ламброзо, привлечь как можно больше самцов. Вот уж с этим у Марии полный порядок.
      
        Выбирая моногамию, мужчины и женщины жертвуют сексуальными предпочтениями ради рационального выбора.
У животных сексуальность способствует размножению, но люди не животные, поэтому они контролируют процесс размножения, сопротивляясь животной страсти (спать не с кем попало, а с близким).
        Если же сексуальность не сдерживать, то она, достигнув пика, становится необузданной, иррациональной и разрушает всё вокруг.  Управлять своими страстями очень непросто, а получать максимальное удовольствие здесь и сейчас так легко и приятно. В народе такое поведение называют распущенностью. И отношение к нему самое негативное.
   
        Если женщин можно было бы разложить в спектр, то на одном полюсе оказались бы матроны, а на другом -- блудницы.
А все остальные дамы смогли бы расположиться между ними. Конечно, Мария не является типичным представителем женского сообщества, но иногда весьма полезно взглянуть на женскую натуру в её крайних, как говорят математики, предельных значениях, что и попытались сделать в этом фильме.

                http://proza.ru/2023/08/03/43
==============================================

                рецензии
      

         Теперь про героиню повести "Ум лисицы". Здесь я с Вами согласна. Мария - яркий пример развратной женщины, но не грубой развратности, а тонкой, любвеобильной, для которой её постоянная влюбленность и секс с очередным понравившимся ей мужчиной является смыслом жизни. И вот зачем ей муж, спрашивается? Не мужчина её муж, а тряпка, о которую она вытирает ноги. Нет бы, побить её после очередного "загула", он ей потворствует.
      
        Фильм "Отвратительные, грязные, злые” я не смотрела, но вполне доверяю автору. И вполне можно посмеяться над тем, что вначале в нас вызывает омерзение и отвращение. Мы же смеемся над шутками пародистов, когда в этих шутках только доля шутки. К сожалению, нас приучают смеяться над тем, от чего надо горько плакать и задуматься, куда же мы катимся с такой "смешной" жизнью?
        Спасибо за эту интересную и впечатляющую публикацию!
Творческого Вам вдохновения!
             Людмила Каштанова   

        Конечно, муж для Марии-это довесок, но он необходим ей для равновесия, к тому же это статус, плюс деньги.
        С "Отвратительными" полностью согласен.

        Монахиня до этого видела Казанову два месяца в церкви. Судя по всему, об этом рандеву её попросил, думаю, немолодой любовник.
             Андрей Жунин

        Здравствуйте, Андрей!
Интересна ваша интерпретация и повести, и фильма, и главной героини.
И это - Роковая женщина, для которой мужчины - лишь игрушки для развлечения.
Соглашаюсь с вами: "Управлять своими страстями очень непросто". И нелегко.
И не все это могут - отсюда несчастливые семьи, несчастные, страдающие дети...
И мне, как педагогу, детей жаль больше всего.
Со вздохом,
               Элла Лякишева   25.08.2023

        Ну как тут можно с вами не солгласиться. Лапки вверх.
               А. Жунин