По грибы...

Ольга Благодарёва
или
Как я однажды в лесу заблудилась
*****

  ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

  Вспомнилась мне недавно в переписке  с автором сайта, Яной Ч.-П., одна «грибная» история.

  Случилась она уже очень давно, вскоре после нашего переезда в это село.

1
   
  ...Сентябрь в тот год выдался красивый, тёплый, солнечный и дважды порадовал нас ласковым «Бабьим летом».

  В начале месяца прошли дожди, метко и справедливо названные в народе «грибными». Тёплые и неутомительные, моросящие, как из сита, пролили и промочили сухую землю, и из неё вдруг опять полезли грибы, в основном – белые, опята и грузди. Да так много их было, что некоторые, уже, вроде, и запасясь ими на зиму, снова отправились на «грибную охоту».
  Грибочки-то зимой никогда не лишние: и самим существенная прибавка к скудному овощами зимнему рациону, и гостей вдоволь угостить будет чем!
  А уж как они хороши: молоденькие белые – с картошечкой, солёные хрустящие грузди и маринованные опята – закуска дорогим гостям!

***   
  В общем, в одно прекрасное осеннее утро я и две мои соседки, заядлые любительницы грибочков, тоже отправились в лес, что начинался сразу за селом.
  В грибах к тому времени я уже научилась довольно неплохо разбираться и готовить их тоже – Дальний Восток научил!

  И вот наша «самая тихая на свете охота» началась!
   
  Я, вдоволь налюбовавшись красотой осеннего леса, была полна решимости не пропустить и не оставить здесь ни одного грибочка – кроме червивых и мухоморов, конечно! А лесному зверью и такие сойдут! – лисицам и лосям.

***
  Сначала мы держались рядом, особенно – я, ещё не знавшая достаточно хорошо это место.
   
  Но когда, кроме хорошеньких осенних опят, стали находить подберёзовики, подосиновики и потом уже даже белые грибы, увлёкшись, постепенно разошлись в разные стороны.
  Грибы манят за собой и увлекают меня всё дальше и дальше!..
   
  ...Но я вскоре заметила, что осталась одна.
   
  Никого не было видно и слышно поблизости – кроме птиц, всё ещё весело поющих, как летом!..
  Кукушка всё куковала и куковала, нагадав мне долгую жизнь!..

2   
 
  Поначалу я не испугалась, весело аукала, надеясь на то, что женщины откликнутся на мой голос.

  Но...
  Какая-то странная и тревожная тишина, ничем не нарушаемая, заставила меня насторожиться.
   
  «Я что, совсем одна в лесу!?!» – мелькнула вдруг запоздалая мысль. И, хоть я и не из робкого десятка, стало как-то жутковато...

***
  Тогда я решила ещё громче покричать (и для самоуспокоения, и в надежде, что меня услышит кто-то другой, если не соседки):
  –Эй! Люди-и-и! Вы где-е-е?!? А я – зде-е-есь!!!
   
  Увы!..
  Никто не отзывался.
  Тревога усиливалась, становилось не по себе.

  Но я не люблю паникёров и трусов! Поэтому быстро взяла себя в руки и, поразмышляв, выбрала направление, куда идти (назад дорогу я не запомнила).
   
  Я – не заядлый турист и многого не знала тогда о способах выживания в экстремальных условиях. Хотя кое-что из прошлого опыта школьных и институтских турпоходов помнилось!
  И вот теперь всё это мне пригодилось!..

***
  Да, это хорошо, что я с детства такая смелая, любознательная, внимательная и наблюдательная, на память никогда не жаловалась. Поэтому, зная по карте расположение нашего села и его окрестностей (видела её в Администрации и в школьном музее!), я без компаса, по солнцу и деревьям (расположению ветвей, мху на стволах) сориентировалась, куда мне надо идти.

  ...Время уже близилось к обеду, когда я вышла из очередной рёлки* на берег реки.
  Как я обрадовалась! Умылась, перекусила бутербродом с водичкой и, отдохнув немного, двинулась дальше в путь.
   
  Наше село было ниже по течению, на северо-западе, за старым мостом.
  Вот до него-то мне и надо было дойти!
   
***
  Что интересно, я почему-то не сомневалась, что обязательно дойду туда! А там – шоссе, поворот, и до дома – рукой подать: каких-то 4 км! Обязательно кто-то подвезёт, а нет – я и пешком дойду! Тем более – налегке теперь: еду, что брала с собой, съела, воду, почти всю, выпила, а грибы... давно выбросила – не до них уже как-то стало, тащить с собой полные вёдра! Эка невидаль – грибы!
  Жизнь-то дороже!..

3   

  В общем, мне тогда очень-очень-очень повезло!

  Во-первых, я не слишком далеко от села ушла: примерно на 10-12 километров.

  Во-вторых, я успела выйти к мосту через реку и потом к повороту шоссе на село ещё до наступления темноты.

  В-третьих, меня вскоре удачно подобрали: отец моего ученика, возвращавшийся с работы из города на своём «УАЗике».

  В-четвёртых, тогда в здешних лесах и сопках не было столько медведей, кабанов и... тигров, как сейчас!**

  А в-пятых, хорошо, что я НЕ в тайге огромной заблудилась! Иначе бы...

  В общем, спас меня мой Ангел-хранитель, наверное!? Он ведь у каждого есть!?
   
***
   
  ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
   
  Маму, правда, очень жалко было тогда! Ждала меня весь день, очень волновалась!
  Но позвонить ей я не могла (сотовых телефонов ещё и в помине не было!), а соседки те даже не сказали ей, что ушли домой, оставив меня одну!
  И она, бедненькая, до самого вечера не знала, где я и что со мной!..

P.S.

  А вскоре после того случая одна из этих соседок-грибниц, почти моя ровесница,  разошлась с мужем и куда-то от него уехала (налегке!), а вторая, постарше, жившая с пьяницей мужем, умерла от онкологии...

  Примечание

* Рёлка – так на Дальнем Востоке называют небольшие сквозные перелески, рощицы из смешанного леса.

** Встречи с медведями меня совсем не прельщают!
  А уж с тиграми – и подавно! Они стали частыми гостями в наших краях, и были даже случаи нападения на людей – грибников, охотников и рыбаков. Это когда пожары в тайге начались и гнали оттуда всё зверьё к нам поближе.
   
  Не захочешь ни ягод, ни грибов, если рядом такие «гости» прогуливаются!..
  Бр-р-р!!!

(Лето-2023)

!!!

  Тем, кто любит грибы и истории про них:
МОЯ "ОДА грибам!" –
http://proza.ru/2012/08/15/678

http://proza.ru/2021/06/01/455 – "Я, лето и... подземные грибы!"
   
http://proza.ru/2015/09/04/1224 – "Опята – дружные ребята!" 
   

  Фото: МОЁ!
  Берёзовая рёлка. Одна из моих любимых!