К юбилею писателя. Рассказ В. Я. Шишкова Чертознай

Татьяна Попова 10
           Мне казалось, что писатель обязан говорить языком мудро-простым,
           понятным,обязан указывать народу на вершины человеческой жизни, или
           давать жизнь, для контраста в отрицательных её чертах,в провалищах,
           ограждая бездну горящими маяками.
                В.Я. Шишков
         Первое, что привлекает внимание читателя, когда он берёт в руки книгу, - это название. От того, насколько оно вызовет интерес у конкретного человека, зависит в конечном итоге и то, будет оно прочитано им или нет. Так случилось и со мной. Меня заинтересовало название рассказа «Чертознай» и год его публикации – 1938, который ассоциировался у меня с годами «большого террора» в нашей стране. Более того, имя автора, в высокой оценке Г. М.  Маркова, «чародея художественного слова», на слуху, а вот о существовании этого произведения я услышала впервые.
         Рассказ написан от лица главного героя, Он сам ведёт повествование, даёт оценку своим поступкам и действиям окружающих его людей. Заканчивается рассказ не только внутренним, но и внешним преображением героя. В. Шишков создаёт «объёмный» характер. Образ Чертозная одновременно ассоциируется у читателя и с былинным героем уровня Ильи Муромца, и со сниженным сказочным персонажем – лешим.
Неоднозначность натуры героя подчёркивает самопортрет, данный в начале рассказа: «… росту огромного, ликом страшен, бородища, конешно, во всю грудь. Я таежный старатель, всю жизнь по тайгам золото искал». Он обладает особым даром, которым, по мнению окружающих, его наделил тот, с кем он знается и с кем вступил в некий диалог, чтобы иметь доступ к сокровищам: «…скрозь землю вижу, поэтому и прозвище имею – Чертознай».
          Отметим, что в произведении ни разу не упоминается имя Бога, но мы понимаем, что если ты веришь в чёрта, значит ты, по крайней мере, знаешь и о Боге. Вспоминаются и известные есенинские строки:
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
          Вот эту борьбу двух стихий – добра и зла – в душе неординарного, могучего духом человека на эпохальном изломе страны и вырисовывает автор. Исследование причин кардинальной смены мировоззрения человека,  составляет, на мой взгляд, основу сюжетного повествования этого произведения.
          Композиционно рассказ делится на две части: жизнь героя при старом режиме и после установления советской власти. Круговорот, из которого не может вырваться Чертознай: тяжёлая работа – пьянство. Итог всегда один: «…изобьют всего, истопчут, с недельку кровью похаркаешь, отлежишься, опять на каторжную жизнь». И задаётся он вопросом: «На кого работаю?» Что хотел приобрести, с чем жаль будет расстаться?
          Видит фартовый старатель, что золотом не покупаются любовь, уважение, преданность. Вот он  вспоминает случай, как хотел выкупить благодарность «потрясучего кобелька» за пятьсот рублей, а он не оценил широкого жеста пьяного прохожего, убежал к прежнему хозяину, который вёл его, может быть, на погибель.
Вместо друзей у Чертозная одни собутыльники, обворовывающие его нещадно, вместо семьи и любви – продажные девки, одна краше другой. И это всё – подарки чёрта, которые ведут к гибели души человека и самого человека, как того кобелька.
          Потерявший человеческий образ, забывший даже своё настоящее имя, он всё-таки ещё помнит о том, что где-то на тамбовщине у него есть жена и сын. И радости душевной хочется человеку. Жива, значит, ещё душа-то! Пошёл в театр, но раз за разом засыпает на представлении Чертознай, потому что душа его спит, стала настолько бесчувственной, что даже боли физической не чувствует он теперь.
          В. Шишков показывает, как борются в душе героя добро и зло. Жаль, надеется он только на себя, на свою недюжинную природную (Богом данную?) силу. Вот и попытка завести доброе хозяйство на родине кончается неудачей, и озлился Чертознай на тот свет, центром которого видел себя вместе с золотом, которое добывал, на купцов, на мирских грабителей, на царские порядки. Обратим внимание читателя, что не на весь свет обиделся. Значит, надеялся ещё, что добро где-то есть.
          Надежды героя оправдались. Вторая, большая часть рассказа, повествует о том, как на приисках укрепляется новая власть. Фартовый старатель сразу же решает проверить её на прочность.
          Вот тут-то и появляется ещё один персонаж, в котором  Чертознай сразу разглядел «душевного» человека: «…лицо человека тихое, благоприятное, бритый весь, по обличью сразу видать - человек ума высокого». Восхищение человеком, не зараженным золотой лихорадкой, перерастает в глубокое уважение к делу, которому тот служит: «Я озлобился, пьяницей горьким стал, в сугробе едва не замерз, так бы и подох. А кто спас меня, кто меня в кроватку уложил, кто лекарствием отпаивал, кто уму-разуму учил? А вот кто: секретарь. Он первый... первый... за всю жизнь человека во мне увидел. Советская власть первая... на хорошую дорогу меня поставила. Да что меня - всех!»
          Подмечает герой главное отличие новой власти от прежней, царской: «…советская власть рабочим человеком дорожит, рабочий – брат наш». Выясняет он также, что «…секретарь советской властью прислан добрые для рабочих людей порядки заводить».
          Обращу всё же внимание читателя на то, что не для всех, а только для рабочих людей эти порядки добрые, как будто исподволь оправдывается здесь автором неизбежность репрессий, развернувшихся широким фронтом против всех, заподозренных не только в сопротивлении, но даже и в нелояльном отношении к новой власти.
          Характеристика нового героя – секретаря - рассыпана золотничками по тексту: говорит кратко, верен данному слову (выписывает сына Чертозная из далёкой тамбовской деревни), проявляет уважение, верит в лучшие качества людей. Этот «миляга», как его любовно называет старатель, не наказывает, если человек ошибается, а разъясняет. Главное его оружие – слово. Если бы все представители новой власти поступали так же с несогласными: не сажали в тюрьмы, не расстреливали, а разъясняли и воспитывали!
          От этой пропаганды-проповеди секретаря герой рассказа в «ум вошёл, начал понимать, кто друг нашему брату, кто враг». Стоит только подумать о врагах, они и объявятся. Такой уж воинственный характер у Чертозная. Видит он, что не все приискатели поддерживают новый порядок. Он же сразу встаёт на сторону «комсомолии», и мечтает видеть в её рядах своего сына Ваньку, которому хочет лучшей доли, чем была у отца.  Думы о будущем своего ребёнка заставили Чертозная согласиться на предложение комсомольцев стать их бригадиром. Все они для него теперь «малютки».
          Пытливый ум героя отмечает крутые перемены в жизни прииска: «…все наше, все советское. Кооператив торгует, десять новых бараков большущих, Народный дом огромаднейший под крышу подводят».
          Однако, встав на сторону добра, Чертознай теряет свою прежнюю способность видеть под землёй золото. Это ещё одно испытание для проснувшейся души героя. Вера в правильность выбранного пути и огромное трудолюбие спасают старателя: к нему возвращается талант. Теперь золото он добывает не для себя, не для удовлетворения собственных страстей, а для других: «Обогатим советскую власть».
          Такое духовное перерождение требует от героя и внешних перемен. «Огромаднейшая борода да лохмы», символ старой жизни, были сострижены. Осталось представить обществу новую личность. Только не помнит старатель своего имени, полученного при рождении! А вот сын, который как две капли воды похож на своего прежнего отца, знавшегося с чёртом, не забыл его.
          Вавила Иванович Птичкин – настоящее имя, отчество и фамилия героя, обретённые вновь внутренним и внешним перерождением. Этим именем будет назван новый прииск, открытый Вавилой Птичкиным, которому уже и почёт и слава.
          Думаю, В. Шишков не случайно остановил свой выбор именно на этом имени, потому что основное значение его – мятежник. Мятежная душа героя вырвалась из замкнутого круга, очерченного злой судьбиной. К тому же, Вавила – это ещё и «человек из Вавилона», почти человек мира (вспомним главный лозунг новой власти: «пролетарии всех стран, объединяйтесь!»), а вот отчество отсылает нас к его исконно русским корням. «Птичья» фамилия, но не Птицын, например, а именно Птичкин, на мой взгляд, говорит о душевности, детской восприимчивости, окрылённости героя, возможности подняться над земным к небесному.