Стройотряд

Юрий Ушев
    1. ПРИЕХАЛ

    - Юра, Юра, Юрааа.
    - А, что,- я вынырнул из глубокого сна и увидел перед собой друга Сашку.
    Он смеялся:
    - Ну, ты даешь, спишь, не добудишься, полчаса около тебя сижу, не могу разбудить. А как ты проснулся – руками замахал, будто что-то колотишь или колешь. Ну, здорово, Юрок, рассказывай.

    В моей голове постепенно начало проясняться. Вижу, комната в доме родителей, Сашка сидит на стуле около дивана, и я на диване лежу. Присел, подал руку другу и кое-как начал соображать.

    - Ого, какая ладонь каменная, ты что, заработался совсем, рассказывай, где был, что делал?

    - Привет Санек, ночью прилетел из Томска, не отоспался еще. А руки, даа – видишь какие мозоли, раньше с кровью были. Пахали, я тебе доложу, аж до самого самолета и день и ночь. И вижу я сон, будто топором обтесываю доски и прибиваю их гвоздями и быстро надо, а то скоро домой лететь, а коровник не готов. Сон сладкий такой и слышу, кто-то зовет, а это ты, оказывается, тут сидишь на стуле и меня тормошишь. Ну, здорово.
    И мы обнялись.

    Из большой комнаты вышла улыбающаяся мама и позвала к столу, который успела накрыть по случаю нашей с другом встречи.

    - Прилетел вчера вечером, - сказала мама, - расцеловались, обнялись с папой, кое-как поужинал и спать. Вот уже скоро вечер, только проснулся. Давайте, ребятишки, кушайте.

    - Мама, а где папа, где Вова?

    - Папа на работе, приедет пораньше, обычно задерживается, соскучились мы по тебе. А Вова в летнем пионерлагере в горах у озера Иссык, там хорошо - уже вторую неделю отдыхает, ему нравится, там красиво, потом съездим.

    - Мама, а можно мы с Сашей накроем в ограде, там уютно, виноград кругом, прохладно?

    - И правда, мы же всегда во дворе обедали, когда гости приезжали, а сегодня сыночек долгожданный приехал.
    И мама обняла меня и поцеловала.

    Круглый стол, за которым гости обычно собирались в ограде, был в беседке. Летний домик, который мы называли беседкой, стоял за сетчатым заборчиком слева от дорожки в сад.
    Длинные виноградные лозы, привязанные весной папой к проволочным шпалерам, тянулись над крышей беседки до самого гаража; прямо над головой, среди густой виноградной листвы, свисали желтые грозди винограда.
    Открыв калитку в заборчике и застекленную дверь, мы вошли внутрь.  В беседке была кровать, застеленная цветным грубым покрывалом, какие-то ящики и наш круглый стол.

    Мы вынесли стол и поставили его, как обычно,  в самом тенистом месте под сенью винограда, покрывавшего ограду от сетчатого забора до крыши дома.
    Со шпалер, протянутых до самых ворот с резным верхом, выкрашенных в зеленый цвет, свисали крупные синие и прозрачно-желтые виноградные гроздья. Вечер еще только начинался, солнце припекало, но в тенистой ограде было прохладно. Веял легкий ветерок. 
    http://proza.ru/2023/08/08/1665

    Мама накрыла стол нарядной клеенкой. Мы с Сашей выносили из дома и расставляли мамины деликатесы. Я сорвал несколько гроздей винограда, свисавшего со шпалер прямо над головой, и уложил их, сполоснув водой, в большую синюю вазу в центре стола.

    С удовольствием полезли в погреб, который мы с папой и Вовой выкопали и забетонировали под верандой несколько лет назад.
    Саша был в восторге от изобилия бутылок и десятилитровых бутылей с вином. Здесь же стояли банки с солеными огурцами, помидорами, перцами.
    Выбрав несколько самых запыленных, старых бутылок, протерев от многолетней пыли, водворили их на стол. Бутылки, в которых когда-то было шампанское, отливали темно-синим цветом и смотрелись замечательно.

    Мама расставила фаршированные мясом кабачки, салаты из помидор с огурцами и огородной зеленью, жареную рыбу в фарфоровых судках. В тарелках нас ждал горячий борщ со сметаной.
    В общем, на столе была хорошая еда для крепких молодых организмов. Мы расселись, я разлил по фужерам вино.

    Мама произнесла тост: "Сыночек, с приездом, полгода тебя не видели, соскучились. Тяжело тебе учиться, ты зимой рассказывал; старайся, пиши почаще, мы так ждем твоих писем. Кушайте, борщик еще горячий. Выпьем за вас, детки".

    Мы выпили. Борщ был замечательный, свекольный, с кусками мяса на косточке – мама умела готовить. Покончив с борщом, мы с другом еще выпили вина, а мама унесла тарелки.

    2. НЕУДАЧНАЯ СТРОЙКА

    Подождав, когда мама вернется, я начал свой рассказ:
    "Перед каникулами у нас была запись в стройотряды. Многие хотели поехать – новые места посмотреть, подзаработать и просто пообщаться под гитару. Из нашей группы засобирались все мои друзья, с которыми мы жили в одной комнате. С нашего потока тоже были желающие.
    Все организовывал студсовет. Володя Меженный, наш одногруппник из студсовета, предлагал нам варианты. Можно было строить вертолетную площадку в тайге, заливать какой-то фундамент, строить деревянные дома, коровники, извините, свинарники.
    Мы захотели строить дом из бруса и попросились туда. Лето большое, думали мы, поработаем, и домой съездить отдохнуть успеем.

    Летели самолетом на небольшом  Кукурузнике, правда, чуть не опоздали на вылет из-за меня – я по обыкновению слегка вздремнул, сидя на рюкзаке у стенки; билеты были у меня, а народу набилось прилично, не сразу меня нашли. Но ничего долетели  нормально. Трясло, правда, и грохот в кабине такой, что не поговоришь".

    Тут открылась калитка, и вошел папа. Я вскочил и почти побежал к воротам. Мы обнялись.

    - Здравствуй сынок, давно не виделись, большой какой выше меня. А ладони какие твердые, ну-ка покажи. Да очень серьезно где-то потрудился.

    Подошла мама:
    - Мы тут без тебя начали, Саша пришел, дети голодные, кушают и вино достали.

    - Ну и правильно, я сейчас только мотоцикл загоню.

    Папа открыл ворота и закатил наш мотоцикл "Урал", на котором он по утрам ездил на работу. http://proza.ru/2023/08/08/1684
    Когда мы жили в Сибири, я часто сам водил мотоцикл - у нас был "ИЖ" с коляской, потом такой же "Урал". Правда это было на лесных дорогах или в Абаканских степях, когда папа брал меня на охоту или рыбалку.
    Много я поездил на мотоцикле "ИЖ" без коляски, когда мы садили елочки около курорта Боровое. Там мы с Сашкой были в летнем трудовом лагере в десятом классе. Интересное было лето, но об этом в другой раз.
    В Алма-Ате я только проехал на «Урале» несколько раз по улицам около дома – на перекрестках часто стояли гаишники, а прав у меня не было.

    Папа с мамой зашли в дом, а мы с Сашком еще выпили вина из довольно больших хрустальных фужеров.

    - Ну как мама, - спросил я, папы у Саши уже не было.

    - Ничего, на пенсии, отдыхает. За папу пенсию дают. Денег, правда, не густо, но я учусь ведь заочно в Ташкентском железнодорожном, ты знаешь.
    Работаю в депо слесарем, школьная специальность пригодилась. Помнишь, как мы железки точили, ты еще меня жалел, что у меня шея тонкая?

    - Да, помню, а как ты карту указкой порвал на уроке географии, помнишь?

    Из веранды вышли папа с мамой. Папа улыбался. На нем была синяя рубаха с коротким рукавом. Мы уселись за стол, папа налил всем вина и сказал тост:
    "Сынок, не часто мы видимся, мы с мамой рады, что ты учишься в хорошем институте, я вот все время хотел в техникум поступить, но теперь уже поздно. Учись, будь хорошим инженером. За вас ребята".

    Мы выпили вина. Оно было не крепкое, чисто виноградное, но все равно кровь к щекам начала приливать.

    - Папа, я тут рассказываю о стройотряде, как мы дом начали строить.

    - Ну, давай, а я поем пока, очень все вкусно мама наготовила.

    Я продолжал:
    "Прилетели в Каргасок, это большой поселок севернее Томска. Поселили нас в пионерлагере, как я понял - много кроватей было в комнате. Природа хорошая, леса сосновые вокруг. Правда, вблизи поселка поля – видимо раньше все повырубили.
    Питание хорошее, картошка со свининой, мед давали. В комнате, правда, комары под кровать набивались. Но мы марлей окна завесили, мазь купили, лучше стало спать.

    Дома небольшие из бруса строили. Кладешь вдвоем брус на брус, перед этим пакли надо положить побольше. Лапы на концах делали топором ребята поопытнее из местных. 
    Когда несколько брусьев положишь, надо залезть на стену и просверлить ее длинным, больше метра, сверлом. Дрель мощная, сверлит хорошо, но из рук так и норовит выскочить. Потом надо забить длинный штырь в отверстие, чтобы скрепить брусья".

    Папа:
    - А как вы на стене стояли? Надо ведь сначала леса поставить по технике безопасности, смотри, осторожнее.
   
    "Дом одноэтажный, мы с лестницы приставной работали. Высота не больше трех метров,  но, папа, ты прав. Вот из-за этого нас перебросили на другой объект, достраивать коровник в деревне Киндал, чуть дальше от Каргаска. Это около четырехсот километров севернее Томска, если брать по прямой, а не плыть по извилистой реке Обь.
    Там парня с дрелью на стене сшибло, когда она крутанулась. Дрель под напряжением упала прямо ему на грудь. Был несчастный случай. Работы остановили, бригаду сняли и стали искать замену. Мы поехали достраивать".

    3. ВИТЯ И ЛЮБА

    Я:
    - О, кто-то пришел, да это Витя, а вон и Люба!

    Мы с Сашкой выскочили из за стола и скорым шагом пошли к воротам, где калитку открывали Витя с Любой.  Они дружили еще со старших классов. Витя жил недалеко от Саши и учился в параллельном классе, а Люба с мамой в доме жили на другой стороне улицы Сейфуллина, но тоже не очень далеко.

    Витек широко улыбался, придерживая Любу за плечи:
    - Здорово, Колотушка, приехал, заждались уже, с зимы не виделись. Санек вчера зашел сказать, что ты приехал. Как дела, из института еще не поперли? Покажи ладони – ты что, без рукавиц работал авторучкой. Ну, рассказывай, где мозоли набил.

    Мы все вчетвером обнялись.  Мама позвала нас к столу, папа пошел в дом за табуретками.
    Мы расселись, мама принесла две большие тарелки и положила в каждую салат, рыбу, фаршированные кабачки.

    Саша:
    - Представляешь, я его бужу, бужу - спит и все. Потом как вскочит и давай руками махать – это он так топором работал во сне.
    Я:
    "Да мы перед отлетом так пахали, ой-ей-ей. Коровник здоровый, метров семьдесят. Из бревен пронумерованных собирали. Переносили его с обрыва на реке Обь. Там такие Сталинские дела открылись, когда берег осыпался. Не буду говорить за столом, но там специальные машины хлоркой все засыпали. Коровник разобрали, он стаял на краю, и перевезли на новое место. А мы его собирали. Нас, друзей одногруппников, было шестеро и еще из старой бригады, где человек погиб, трое было".
    Мама:
    - Хватит разговоров, давайте за дорогого сыночка выпьем, приехал Юрочка, жив, здоров, окреп, возмужал.
    Витек:
    - Ну, Колотушка, удивил, что и учиться и строить успеваешь, давай за тебя, чтоб на пятерки учился, и здоровье было, как у настоящего сибиряка!
    Папа:
    - За тебя, сынок, учись, хорошая специальность, нужная.

    Мы выпили папиного вина, которое было очень терпкое, слегка вяжущее и имело настоящий мускатный привкус.

    Витя:
    - Дядя Саша, у нас тоже в огороде полно винограда, хочу попробовать сам вино делать, как вы его давите?

    Папа улыбнулся, встал, обошел стол со стороны винограда и пошел по дорожке к саду. Мы с Витей, Сашей и Любой тоже выбрались из-за стола и пошли следом. Там, за баней, около калитки в сад стояла дубовая бочка.

    Папа начал рассказывать: "Нужна дубовая бочка и выжимное устройство".
Папа открыл брезентовый чехол рядом с бочкой, и мы увидели настоящий пресс с ручками, длинным винтом и цилиндром с отверстиями внизу, в котором мы с Сашей сразу узнали цилиндр от тепловозного двигателя.

    Папа продолжал: "Этот цилиндр от тепловоза мне дал Гриша, сосед через дорогу, он в железнодорожном техникуме работает. Я к нему приварил раму, длинный винт с гайкой, тоже в депо нашли. Сюда закладываешь виноград и крутишь винт. Сок течет, аж косточки вылетают. Очень надежная конструкция".

    Витя:
    - Да, пресс мне не сделать, а вот если бочку дубовую достать, можно попробовать. Я бы залез в нее или Любку бы попросил, она бы ногами давила виноград под музыку, как Челентано.

    Люба, стоявшая сзади, стукнула его по спине:
    - Да ну тебя, сам дави.

    Папа еще немного рассказал о больших бутылях,  трубках, пропущенных через воду. Мама позвала нас к столу.

    Мы еще отпили вина из своих фужеров, и я продолжил рассказывать: "Стены коровника уже были наполовину собраны из пронумерованных бревен бригадой, которая была здесь до несчастья. Это было не трудно - ищешь номер на единицу больше и ставишь там, где на единицу меньше".

    Саша:
    - Короче, не заговаривайся.

    "Ладно, короче, собрали мы стены, полезли на крышу ставить стропила. Обили горбылем, приколотили шифер, хорошо дождя не было – лето в этом году жаркое. Работали в одних плавках, загорели, как черти".

    Люба:
    - Оно и видно.

    "Надо и стропила уметь ставить; кто-то из нас знал, не помню, толи Боб, толи Смирношка, толи Хога-Фога, толи Будячок. Сначала надо поставить поперечные бревна, а на них стропила под углом, а то стены разопрет. Топорами все делали. Точили их постоянно, тогда легче работать".

    Люба:
    - А Хога-Фога это кто?

    "Хога-Фога это студент из нашей группы, его Валера зовут, он меня зовет Мумукой, почему-то; он немного картавит и по утрам иногда говорит – мужики, дайте тлри копейки на тлрамвай. Валера из Минусинска, который рядом с Абаканом, где папа с мамой дом построили и где я родился. Мы с ним и Бобом в одной комнате живем. Боб это Боря, он музыкальную школу окончил – как сыграет, бывало, "Полет Шмеля" на баяне, Ольгушка аж пищит. Нам всем нравится, когда Боб играет".

    Саша:
    - Короче, как коровник строили?

    Мама:
    - Да большой дом был, Сашенька его строил и для меня и моей мамы. Уж так она была ему благодарна, когда из избушки она переехала во вторую половину, так благодарна была.
    Мама заплакала. http://proza.ru/2023/08/09/1606

    Папа:
    - Давайте помянем Юрину бабушку Анастасию.

    Мы выпили наши фужеры до дна. Папа разлил по фужерам очередную бутылку.

    Мама:
    - Кушайте, ребятишки, кушайте. Вот салатик, вот рыбка, вот кабачки фаршированные. Вином запейте, вино хорошее, а я компот сейчас из погреба достану.
    Мама пошла в дом.

    Я продолжал: "А когда начали длинные доски кромить, ну это когда оттянешь веревку, намазанную мелом  у края длинной доски, потом ее отпустишь – появляется белая ровная линия. И тогда мы топорами начинали тесать по линии каждый свою доску. А кто-нибудь на часах с секундной стрелкой засекал,  кто быстрее до края доберется.
    Тесать еще надо было с небольшим наклоном, чтобы доски сверху плотнее прилегали – пол все-таки, коровы не должны проваливаться.
    Могу похвастаться, я был победителем. Я и сейчас могу чурку расщеплять, не убирая пальцы".

    Папа:
    - Ну, это не надо, лучше руки убирать. Баню будем топить, мне покажешь.

    Я продолжал: «Ну, прибивать доски одно удовольствие, только…».

    Тут открылась калитка и вошла тетя Дуся, соседка напротив, наискосок.

    4. ТЕТЯ ДУСЯ

    - Тетя Дуся! - я посеменил к воротам, -  Заходите, здравствуйте. Я взял ее за локоть и повел к столу.

    - Дусенька, - сказала мама, - Юра приехал, садись, вот стул свободный, я сейчас тарелки принесу.

    Тетя Дуся: 
    - А я слышу, много народу у Фроси в ограде, громко разговаривают, дай, думаю, зайду, посмотрю. А тут Юра приехал.

    Сашка: "Тетя Дуся, а я вас помню, еще зимой я к Юре приходил, мы на лыжах кататься ходили. Вы тогда к тете Фросе зашли, а она нас вкусным хлебом с маслом и чаем с вареньем угощала после мороза.
    Представляете, захожу к тете Фросе с дядей Сашей, а Юрка спит. Бужу, бужу кое-как добудился, а он как вскочит и давай руками махать – это он во сне доски тесал".

    Люба:
    - Хватит, что он все время спит, что ли.

    Тетя Дуся:
    - С приездом, дорогой, родители уж заждались. Лето скоро кончится, а тебя все нет.

    "В стройотряде был, коровник строили. Вот рассказываю".

    Тетя Дуся:
    - Да уж у Саши с Фросей дети хорошие, что Юра, что Вова. Вова-то еще из пионерлагеря не приехал?

    Мама:
    - Нет, две недели еще. На днях все к Вовику съездим. Дусенька, ты давай, кушай, вот рыбка, вот салатик, вот кабачки фаршированные. Давайте выпьем, Сашенька, Дусе тоже налей, я фужер принесла.

    Папа разлил вино по фужерам.

    Тетя Дуся: "А Юра помогал нам общий колодец делать. Ох, и хлопот было. Чуть Юру током не убило. Копаюсь в огороде, а Юра около колодца кричит, – Тетя Дуся, свинья никакая не визжала? – думаю, что за свинья. Подошла, а он синий, домой пошел, качается и забор свалился на землю. Ну, Юра, рада тебя видеть. Загорел, окреп, твое здоровье и всем хорошего здоровья".

    Мы выпили папиного вина.

    Мама:
    - А я смотрю тогда от тебя пришел, лицо синеватое, сел на крыльцо. Потом вырвало его.

    "Мама, давай я расскажу. Пошел я включить мотор в колодце. Жарко было, воду из колодца подключил к трубе через дорогу в наш огород. Кто-то уже поливал, лужа была у колодца, я босиком встал в нее и воткнул вилку от насоса в розетку на заборе. Меня как затрясет, ток так и потек по правой стороне. Хорошо вилку правой рукой держал – по сердцу не пошло.  Теперь не могу к утюгу левой рукой прикоснуться, чтобы проверить нагрелся ли – рефлекс выработался.
    Ну, думаю, как же выдернуть вилку, мышцы совсем не работают. И звук из колодца сильный, будто свинья визжит – это галлюцинации начались. Попробовал повернуться всем корпусом -  получилось, вилка выскочила. Смотрю - розетка вместе с проводом лежит в стороне, забор упал. Такая сила оказалась. Десятый класс, все-таки.
    В огороде тетя Дуся была. Спросил, не слышала ли она визг, как у свиньи. Нет, говорит, тихо было. Пошел домой, что-то поплохело мне. Маму напугал. Но ничего, потом все нормально стало, вот так".

    Витя:
    - Ну, Колотушка, я не знал, что тебя током било. В рубашке родился. Давайте выпьем за здоровье Юры.

    У всех фужеры были полные, мы выпили.

    Тетя Дуся сказала:
    - Фросенька, ты же знаешь, я, как выпью так петь охота – давай споем!
    И они запели протяжную, хорошо знакомую песню.
   
    Папа встал и пошел в дом, вернулся с гармошкой и начал подыгрывать.
    http://proza.ru/2023/08/08/1691 
   
    5. ДЯДЯ ДИМА

    Тут открылась калитка, и появился дядя Дима.
   
    Папа:
    - Димка, заходи, Юра на каникулы приехал!
   
    Папа, поставил гармошку на стул, встал из-за стола и пошел к дяде Диме. Мама вынесла из дома стул, тарелку и фужер с рюмкой.
    Папа усадил дядю Диму рядом с тетей Дусей, пошел в дом и принес графинчик самогонки, наполнил рюмку дяде Диме, разлил вино по фужерам. Мама наполнила его тарелку деликатесами.

    Дядя Дима встал и сказал:
    - Слышу песни поют, гармошка играет, и моя Дуся с Фросей поют. Ну, думаю, праздник какой, дай-ка зайду, а тут Юра приехал. Ну, здравствуй, дорогой, - и протянул мне руку через стол, - ничего себе, рука то вся в мозолях, неужто учеба такая трудная?

    Сашка:
    - Захожу, смотрю, Юрок спит. Я давай будить. Бужу, бужу, а он все спит, да еще похрапывает, а потом, как вскочит и давай рукой махать, будто доску топором тешет.

    Люба:
    - Да хватит уже, он давно проснулся.
    Витя:
    - Колотушки оба.

    "Дядя Дима, я как раз рассказывал, как мы в студенческом стройотряде на севере коровник строили. Много топором работал, а с топором в перчатках нельзя, вот и мозоли набил".

    Дядя Дима:
    - Понятно, ну с учебой, мне родители говорили, у тебя все нормально. Писал письма, не забывал. В стройотряде, поди, и деньги платят хорошо, раз на севере?

    Мама:
    - Юра нам пятьсот рублей дал, говорит, заработал больше, на книжку в Томске положил.

    Дядя Дима:
    - Учись Юра, папка по вечерам перерабатывает на кране, калымит, тебе деньги шлют, чтоб учился. Я их с Фросей знаю – выучат они вас с Вовой, инженерами будете. Не то что мы, но и мы хорошие работники и не на пенсии еще. Детям помогать надо, авось и они в старости помогут. Давайте выпьем за Юру, за детей наших.

    Я:
    - Спасибо, дядя Дима, выучусь, помогу, обязательно.

    Дядя Дима:
    - А ты рассказывай, а то я прервал ваш разговор, а я штрафную выпью.
    Налил стопку самогону и выпил. Тетя Дуся незаметно стукнула его по спине.

    Мы тоже выпили и наклонились над тарелками.

    Мама с тетей Дусей запели протяжные песни. Люба подпевала, получалось у нее неплохо. Витя что-то мычал. Мы с Сашкой попробовали, но перестали - не в тон попадали, а сидели и слушали, как мама и тетя Дуся складно поют – мама чуть пониже тоном, тетя Дуся повыше.
    Папа играл, медленно перебирая аккорды. От таких песен, если их долго петь, слезы появляются.

    Вдруг папа начал быстрыми переборами наигрывать мелодии частушек. Мама и тетя Дуся быстро вышли из-за стола и застучали маленькими каблучками домашней обуви по асфальту ограды, при этом еще и запели частушки.
    Мама знала много частушек, тетя Дуся тоже от нее не отставала – видно было, что они не раз их репетировали под папину гармошку.

    Они плясали красиво с выходами и голоса были хорошие. Мы с Вовой много раз видели, как наши родители гуляют в компании. Это всегда было весело. Папина гармошка быстро переливалась на все лады.

    6. СТРАХИ

    - Пойду, покурю, - сказал Витя.

    Мы, молодежь, выбрались из-за стола, и пошли в сад. Широкая синяя деревянная скамейка с наклонной спинкой гостеприимно примостилась под тенью яблони. Мы прошли по узенькой бетонной дорожке, мимо клумбы с высокими, по пояс, цветами, к скамейке и сели. Витя достал пачку и дал нам по сигарете. Люба тоже закурила.
    Витя курил красиво – когда выдыхал дым, мечтательно поднимал лицо вверх, будто что-то разглядывал в облаках, куда устремлялся голубой дымок от его сигареты. Мы с Сашкой почти не курили, по крайней мере, не покупали сигарет, а только "стреляли" по случаю в компании.
    Люба только баловалась, но Витя ничего ей не сказал.
    http://proza.ru/2023/08/08/1700
   
    - Ну, рассказывай, буржуй, сколько заработал, - сказал Витя.

    "Сначала расскажу о коровьих кормушках, в которых мы спали последнюю неделю. Билеты на самолет уже купили, а пол еще не застелен. Все остальное было готово – стены, крышу накрыли.
    Работали по двенадцать часов, все равно не успевали. Когда пол закончили и стали делать короба для корма, перила там, стали работать по 20 часов".

    Люба:
    - Ой!

    "Да, работали топорами и ножовками до ночи, ложились спать прямо в коровьи кормушки и в четыре утра вставали. Не высыпались страшно. А ты, Колотушка, меня разбудил".

    - Ну, извини, – сказал Саша, - я ведь не знал.

    - Да ты что, я ведь в самолете почти выспался.

    Витя:
    - Оба Колотушки.
    Люба:
    - Это точно.

    Я: "Но закончили во время, полезли под пол, щепочек кое-где подложили под стойки, чтобы пол не качался. Комиссия приняла и акты подписала. Кто-то из наших съездил в банк, и привезли деньги – двенадцать тысяч".

    Люба:
    - Ого!

    "Каждому из нас причиталось по 1200 рублей. Там было еще трое из старой бригады, они получили больше, так-как  работали почти все лето.
    Ну, выпили, поужинали и стали считать и раскладывать по кучкам кому сколько. Счетчиков выбрали несколько, я тоже в счетчики попал, как достаточно трезвый. Остальные уже спали.
    Считать было трудно, денег много и все не крупные. Кладешь в кучку купюру и говоришь – это ему, а это мне, это опять мне, нет, это другому. В голове путается, калькуляторов не было. А темно уже было.

    Вдруг погас свет. Все, кто не спал, вскочили – что это? и нащупали в темноте каждый свой топор. Перед этим местные рассказывали, что из лагеря, который был в этих краях, сбежало несколько зэков. Ну, все, думаем, началось. Кто-то наводку дал, что мы тут нал пересчитываем. Отошли от окон – вдруг у них ружья.
    Но, ничего, свет дали, видно движок генератора заправляли. Мы легли спать. Утром все стали свое пересчитывать – оказались недовольные, уравняли, раздали, у кого были лишние. Не один я счетчиком был, все равно пришлось оправдываться.
    Вот так мы работали".

     - Да, - сказал Сашок, - за такие бабки я тоже бы не спал, ведь "Москвич" пять тысяч стоит".

    Люба:
    - Он и не спал.
    Витя:
    - Колотушка.
    Я:
    - Пойдемте, петь уже перестали.

    Мы пошли к столу, где все разговаривали о чем-то своем.

    7. РИЧАРД ТРЕТИЙ

    - Вот и молодежь, – сказал дядя Дима, - ну-ка Саша наливай, теперь их послушаем. Мы вот поем за столом да пляшем, а нынешняя молодежь это не почитает, все только кино, да телевизор.

    Папа разлил очередную бутылку терпкого вина по фужерам, дяде Диме налил самогону.

    Тетя Дуся:
    - Хватит ему.

    Дядя Дима:
    - Я ничего, ишь Фрося сколько наготовила, заем.

    Люба:
    - Да, Юра нам тут такого порассказал, кино настоящее.

    Я:
    - Мы и отдыхаем тоже и песни под гитару поем. В кино в деревне ходили, на Ричарда третьего, хотите, расскажу?

    Витя:
    - Давай.

    "Привезли новое кино - Ричард третий называется, про английского короля. Ну, мы пошли, купили билеты, сели в третьем ряду. Народу набралось много, в основном деревенская молодежь. Клуб бревенчатый, но большой. Кино еще не началось и многие парни сразу закурили. Стало душно, открыли двери. Оттуда полезла мелюзга безбилетная и расселась на пол.
    Погасили свет, экран засветился белым, немного стало светлее. Кто-то что-то сказал кому-то или по какой другой причине, но парни стали драться, да многие.
    Началось кино, все успокоились и, как я заметил, стали друг перед другом извиняться.

    Кино было интересное, все переживали, иногда довольно громко. И вот, когда король уже без коня как закричит: "Полцарства за коня!", а вокруг враги на конях окружили, и мечи подняли, экран стал белым, звук пропал, только что-то защелкало в аппаратной – видно пленка порвалась или серия кончилась – кино было двухсерийное.
    Сидим, ждем, парни опять закурили. Ничего не происходит. Все заволновались, стали ходить между рядами, разговаривать. Кричать начали, звать по имени механика. Экран белый и пленка в аппаратной щелкает, больше ничего – кина нет.

    Открыли все двери, вышли на улицу. Ночь была теплая, издалека доносилась музыка.

    Кто-то сказал: "Надо на танцплощадку сходить, механик (имя назвали, не помню) наверное, там".
    Мы все пошли на танцплощадку. Народ танцевал под радиолу или магнитофон, на сцене стояли настоящие большие колонки. Вход был свободный. Мы обошли танцплощадку кругом, заглядывали под скамейки, расположенные по периметру.

    Кто-то закричал:
    - Вот он!

    Я продолжал: "Мы все подошли к лавке, из-под которой торчали ноги нашего механика. Он был пьян, как бы это выразиться поинтеллигентнее".

    Сашка:
    - В сиську.
    Витя:
    - Колотушка.
    Люба:
    - Вот именно.

    Я: "Тут рядом стоял малолетний сын механика, кто-то спросил, давно ли он крутил кино - все знали, что сын это умеет. Хором попросили его продолжить кино, аппарат был включен и работал вхолостую.
    Все пошли в клуб занимать свои законные места, согласно купленным билетам. Экран снова потемнел и кино началось. Это была вторая серия Ричарда третьего.
    Так что кино в деревне есть и танцплощадка. Молодежь культурно отдыхает".

    8. ПРОЩАНИЕ

    *****
    http://proza.ru/2023/12/24/1555
    Вечерело, ограда, увитая виноградом, погрузилась в таинственный полумрак, но лица, стол, посуду было еще хорошо видно. Ночи в Алма-Ате очень темные. Папа включил свет в веранде. Ограда  осветилась.
    Рельефно проявились синими и желтыми красками, свисающие над головой гроздья винограда; забелела посуда на столе; рубиновым внутренним светом засияли бутылки с вином - можно было продолжать.
    Мы еще немного посидели, поговорили, выпили на посошок папиного вина, и гости засобирались по домам; благодарили маму за вкусную еду, хвалили папино вино, виртуозную игру на гармошке.

    Хвалили маму и тетю Дусю за красивые песни. Гости прощались друг с другом и со мной, желали мне хорошо отдохнуть и хорошо учиться. Витя с Любой звали на днях съездить в горы. Мы побывали в то лето в горах несколько раз.

    Я любил горы, любил Алма-Ату и моих школьных друзей, которых у меня было много в этом городе. Память от общения с ними осталась со мною на всю жизнь.

    07.08.2022, Санкт-Петербург, дача под Вырицей.