гл. 4. Странная женщина

Андрей Жунин
                Гл. 4 Странная женщина, 1977 год (реж. Ю. Райзман)
            
            Это фильм одной героини, одной актрисы. Странную женщину здесь играет Ирина Купченко. Её Евгения -- натура бескомпромиссная и гордая. Кажется, у героини есть всё, к чему многие женщины могут только стремиться: неплохая квартира, хорошая работа, муж -- крупная фигура во Внешторге, сын. Словом, живи и радуйся. Но главной героине всего этого мало. Она хочет быть любимой и, более того, любить сама. Она бросает мужа и убегает к любовнику -- физику Андрианову (актёр Лановой), а потом, разочаровавшись в нём, уезжает в провинцию, где в неё влюбляется молодой человек по имени Юра.
Вот, собственно говоря, краткое содержание фильма.
             
             В чём-то события на экране перекликаются с событиями в романе Л. Толстого “Анна Каренина”. Тот же высокопоставленный муж, тот же уход героини из семьи к любовнику, только уже в наше время.  А когда в конце фильма Евгения возвращается в Москву, влюблённый в неё Юра Агапов, как и Вронский, успевает сесть с ней в один поезд. Можно только похвалить сценаристов Габриловича и Райзмана за хорошее знание русской классической литературы.

             В искусстве так часто случается, ничего удивительного тут нет. Есть вечные сюжеты, которые кочуют из одного произведения в другое. Так сюжетную канву из “Живого трупа “ Л. Толстого с успехом использовал драматург Дударев для создания пьесы “Порог“. Там хронический алкоголик Буслай тоже исчезает из жизни своей бывшей супруги Алины, что позволяет ей со спокойной совестью строить новую жизнь. Пьеса с успехом шла многие годы в Большом драматическом театре.  Но если к произведениям Л.Толстого вопросов у меня нет, то к фильму они имеются.
            
             Я сейчас не буду говорить о нестыковках и ляпах, которые есть в кинокартине. Например, из Берлина советскую гражданку, приехавшую с делегацией, никто бы не выпустил вот так запросто, не говоря уж о том, что это международный скандал: жена уходит от мужа во время его служебной командировки. Другого времени не нашла, чтоб сообщить, что у нее увели перчатки и она полюбила другого.

             Чтобы не растекаться мыслью по древу, ограничусь только обсуждением главной героини Евгении.
Сразу скажу, что, по-моему, режиссёр ошибся с выбором актрисы на главную роль. Ну какая из Купченко любовница? Одного взгляда на её одухотворённое сосредоточенное лицо достаточно, чтобы понять, что эта женщина создана для семьи, но не для безумных страстей.  Евгения – образованная, достигшая успеха в профессии, умеющая держать свои чувства в кулаке, проще говоря, благоразумная женщина.
            
             А вот шолоховская Лушка смогла бы достоверно сыграть любовницу. Смелая, разбитная, разгульная.  Или вот Нана Золя, обладающая пышным телом, красотой и роскошными рыжими волосами… От неё «исходил аромат самой жизни, извечной вечной силы». От неё шёл зов, её жесты будили желания.  Красота и волнующий зов плоти неудержимо влекли к ней мужчин. “В ней слишком много самки“, -- говорил о таких женщинах Казанова.
             Если женщины для семьи и становятся любовницами, то это плохие любовницы, ибо они примеряют на себя чужую роль.               

            При рассмотрении характера Евгении,  невольно возникают ассоциации с Анной Карениной. Но если у Толстого все поступки героини чётко мотивированы, то о сценаристах этого сказать нельзя.
      
            Запутавшись в паутине лжи, Анна не знает, куда деть себя от скуки и от своей чудовищной внутренней пустоты,
в её сердце не существует любви даже к собственным детям.
            Анну отличает праздность, лень, нежелание заниматься какой-либо полезной деятельностью. Зато просматривается явное стремление к роскоши, к нарядам и украшениям. Главное её занятие -- это стремление производить впечатление на окружающих, соблазнять и восхищать своей красотой. Так как её муж на двадцать лет старше, то ей сам бог велел заиметь любовника, чтоб заполнить свою душевную пустоту.
            Если кто-то думает, что любовник нужен только для постели, то это наивное заблуждение.  Постель -- это всего лишь казённая повинность. Любовник нужен прежде всего для того, чтобы было кому излить свою душу.

            Но почему Евгения изменила мужу, мне до конца было не ясно. Неужели только потому, что Андрианов прижал её в лесу и поцеловал? Неужели тут же растаяла? Практичная, благоразумная женщина не будет так сразу рушить свою семью.

            Удивительно, но у Анны и Евгении оказалось много общих черт.  Они обе не думают о других, их интересуют только собственные переживания. Как и Каренина, героиня Купченко доставляет страдания и боль тем мужчинам, с которыми свела её судьба. Обе дамы без сожаления проделали это с мужем и любовником. К тому же мужу Евгения ещё и загубила карьеру.
Ибо без супруги за границу его никто не выпустит. Да и будущее с Юрой также весьма туманно.
            С чувствами у Евгении тоже явный дефицит, а вот истерики бьют ключом. Иногда она выглядит заторможенной и
какой-то неживой. Принимать любовь она не умеет, зато умеет её требовать и требует её доказать. Да и в быту она не подарок. Евгения воюет со свекровью за власть, а совсем не за любовь к мужу и сыну.
          
           Что же касается "теории партнёрства", излагаемой Андриановым-Лановым, то при всём своём кажущемся удобстве,
она не может конкурировать с любовью. Ибо, как и в опыте с обезьянами*, партнёрство убивает естественные чувства.
Ко всему прочему, отношения без обязательств невыгодны нормальной женщине. Молодость слишком быстротечна,
чтобы бесцельно растрачивать её на сиюминутные удовольствия.
          
            В конце фильма приезжает сын и сообщает о смерти свекрови. Он жалуется на то, что теперь в доме плохо готовят. Словом, нужна прислуга. И после всего того, что она пережила, Евгения возвращается к мужу. Спрашивается: зачем?
Зачем возвращаться в прошлое и быть жертвой? Ради чего? Мужа она не любит, сын её не ценит. Зачем?
            Есть такая хорошая пословица: замах на рубль, удар на копейку. Вот это про Евгению.
Убегая от мужчин, она пыталась убежать от своих проблем, убежать от самой себя.  Но так уж устроена жизнь, что сделать это практически невозможно.

* Остановите Малахова гл.3 (http://proza.ru/2023/08/03/8)
================================================
                http://proza.ru/2023/08/03/18