В музее Эрмитаж-Урал

Дмитрий Саночкин
В Екб зашли в музей «Эрмитаж-Урал» и посмотрели там две экспозиции: выставку европейского искусства - от античности до 19-го века, и выставку, в которой представлены работы художников местного андеграунда. Переход от одного к другому был резким - это очень разные направления.

Например, в классическом искусстве все тщательно выписано, вырезано, отлито. В современных андерграундных работах больше свободы, экспрессии, и не все их поймут. Но при всей странности многих из них они тоже показались интересными. Во второй экспозиции были представлены не только картины и рисунки, но и необычные, иногда даже полубезумные дневники их авторов, фото последних, а также снимки их выставок и совместных посиделок.

Оказалось, что в Екб когда-то в далекие советские годы существовало нонконформистское подполье. Все это в совокупности - картины, рисунки, скульптуры, дневники, и т. д. - выглядит очень колоритно, передает состояние насыщенной творческой жизни, магнетизирует и заряжает идеями и вдохновением.

Хотя мы прошлись по выставочным залам в некоторой спешке - время было ограничено, но кое-что успели зацепить своим вниманием.

* * *

...Что-то во мне отозвалось на выставку «Адреса андеграунда», проходящую в эти дни в Екб, как отзывалось оно в прошлом и на выставки тагильских неформальных художников - проект «ЖКП», Алиса Горшенина и др. Интересуюсь разным искусством - академическим и неформальным и мне трудно сказать, что мне ближе. Очень странная ситуация. Обычно люди сразу определяются и большинство почему-то (хотя я и знаю почему, но говорить здесь не буду) делает свой выбор в пользу академизма.

Очень важен отклик, который вызывают работы художников, и если он представляет собой сильную эмоцию, то можно сказать, что это уже суперидеально. Или это похоже на легкое помешательство (не сумасшествие, а «восхождение к безумству»), когда входишь в измененные состояния сознания. Это уже мистика и магия.

Сейчас читаю книгу «Адреса андеграунда», купленную в музее, и «полет души» продолжается. Именно таким, на мой взгляд, и должно быть воздействие искусства, оказываемое на человека. Оно должно заставлять думать, чувствовать, сопереживать, искать, должно окрылять человека.

В музее мы были сначала в залах академических, а потом уже дошли до андеграунда. Можно сказать, что одно наслоилось на другое. Но все же предпочтение в тот день я отдал второму, а не первому, оно меня как-то больше зацепило. Конечно, случается, что и академические картины завораживают и ввергают в определенные состояния, не менее сильные. По-разному бывает.

02-03.08.23 г.