Капитан-КДП Данченко Алексей Евгеньевич

Леонард Позолотин
 фото: А.Е. Данченко:: Алекснй Евгеньевич и капитан Борис Репкин (слева).
Памятник Начальнику ЧМП А. Е. Данченко на его могиле в Одессе

Данченко А.Е. Капитан Дальнего Плавания(КДП), Начальник Черноморского морского пароходства (ЧМП).

Алексей Евгеньевич Данченко (09 (22) марта 1904, город Ялта Таврической губернии, теперь Автономная Республика Крым — 1 октября 1983, город Одесса) — советский деятель торгового флота СССР, Капитан дальнего плавания, генерал-директор 3-го ранга, начальник Государственного Черноморского Морского Пароходства, Герой Социалистического труда, кавалер 3-х орденов Ленина, других правительственных наград, депутат Верховного Совета СССР 5—8-го созывов, депутат Верховного совета УССР 2-го созыва. Член Ревизионной комиссии ЦК КПУ в 1952—1954 и 1961—1966 годах. Член ЦК КПУ в 1966—1976 годах.

22 марта 2021 г. исполняется 117 лет со дня рождения Алексея Евгеньевича Данченко, капитана дальнего плавания, бывшего начальника Черноморского морского пароходства (1956 – 1972).
В те годы Алексея Евгеньевича Данченко, «деда», как его называли, знали моряки всей страны и вся Одесса:  он прошёл путь от матроса до капитана дальнего плавания, руководителя Главного управления движения и эксплуатации флота и портов, члена коллегии Минморфлота СССР; в совершенстве знал и разбирался во всех без исключения вопросах флотской жизни.
В 1919-м году oкончил ремесленное училище, получив квалификацию слесаря-механика.
В том же 1919-м году, добровольцем вступил в Красную Армию. В составе 1-го Крымского Интернационального полка участвовал в освобождении Крыма от белогвардейской армии.

После демобилизации из армии, с 1921 года по 1931 год, работал кочегаром и матросом на судах Совторгфлота.  С 1931 по 1934 год, окончив судоводительский факультет Одесского морского техникума (вечернее отделение), плавал штурманом на судах Черноморского пароходства.

В 1934—1938 годах плавал капитаном пароходoв («Терек», «Ингул», «Красногвардеец») и теплохода «Максим Горький». С 1938 года — начальник Новороссийского порта. В 1939 году — начальник комиссии по закупке судов Наркомата внешней торговли СССР, работал в Великобритании. С конца 1939 года — заместитель начальника Одесского порта, а затем уполномоченный Наркомата внешней торговли СССР по Одесской области.
В годы Великой Отечественной войны - командир водных перевозок Черноморского флота, затем - главного штаба военно-морского флота. Принимал участие в боевых операциях в Севастополе, Новороссийске, Керчи.
 
В 1945 году принял руководство Одесским морским портом и поднимал его из руин.
В 1954 году А. Е. Данченко — начальник главного управления движения и эксплуатации флота и портов ММФ, член коллегии Министерства Морского Флота СССР.
С 1956 года Данченко А.Е. по своей просьбе был переведён из Москвы в Одессу на должность начальника Черноморского пароходства, где проработал до 1972 г.
В Черноморское морское пароходство, входил весь Черноморско-Азовский бассейн - около 600 торговых судов и 18 портов., 3 судоремонтных завода, АСПТР, «Черазморпуть».

В декабре 1957 году по его инициативе и под его командованием началось сооружение четвёртого грузового района Одесского порта, из которого в условиях постоянной заботы А. Е. Данченко вырос Ильичёвский морской торговый порт. Для повышения престижа Ильичевска Данченко перевёл туда одно из крупнейших управлений пароходства — управление международных линий. Хотя последующие руководители пароходства отменили это решение Алексея Евгеньевича, оно успело сыграть свою роль в истории Ильичевска.
Кроме жилья для моряков, Данченко выступил инициатором строительства в Ильичевске различных объектов для подразделений пароходства — филиала промкомбината для обслуживания судов, специализированных складов с железнодорожными подъездами для службы материально-технического снабжения, больницы моряков, специализированных мастерских для ремонта контейнеров и здания для бассейновой санэпидстанции.
По инициативе Данченко прокладывается трамвайная линия от Черноморки до Сухого лимана в районе Бурлачьей Балки, строится новая шоссейная дорога по самому короткому пути из Одессы в Ильичевск — через Таировский массив. В Ильичевске сооружается железнодорожная платформа и устанавливается регулярное пригородное железнодорожное сообщение с Одессой. Для сохранения кадровых специалистов судостроителей несостоявшегося судостроительного завода, по его указанию на новой площадке на Сухом лимане строится крупнейший в бассейне современный судоремонтный завод — база ремонта растущего флота пароходства. Данченко добился, чтобы в директивы партийного съезда Советского Союза к пятилетнему плану развития народного хозяйства внесли пункт о строительстве на Сухом лимане крупного морского порта. В те времена такая запись была дороже любых денег и лимитов.
 Вскоре - новая яркая инициатива. В феврале 1975 г. приказом по ЧМП начато строительство морского торгового порта "Южный", затем следуют серьезные организационные усилия по созданию Белгород-Днестровского торгового порта, осуществлено строительство нефтерайона на мысе Шесхарис в порту Новороссийск.
С целью развития перегрузочной базы в Крыму было начато строительство порта на озере Донузлав, создан грузовой район в порту Ялта, пункт беспричального налива танкеров в порту Феодосия.

В 1967 г. на базе Черноморского пароходства были созданы два новых управления– Новороссийское и Грузинское объединявшие нефтеналивной флот пароходства, впоследствии преобразованные в самостоятельные пароходства. Азовское управление ЧМП было преобразовано в Азовское пароходство. При А.Е. Данченко ЧМП стала одной из крупнейших судоходных компаний мира, в состав которой входило более 350 судов.

Большое внимание А.Е. Данченко уделял социальной сфере.  По его распоряжению при ЧМП был создан мощный строительный трест, силами которого в Одессе было возведено сотни больших и малых объектов: жилые дома для моряков и портовиков, пять школ, две больницы, пять поликлиник, множество детских садов, яслей, детских оздоровительных лагерей, гостиница, стадион, межрейсовая база моряков и др.
Им было организовано крупное жилищное строительство в Одессе, Ильичевске, Новороссийске, Туапсе и, других портах для обеспечения жильём моряков, портовиков и судоремонтников.  Строились целые жилые районы в этих городах. 
Создана Межрейсовая база моряков, пионерский лагерь «Бригантина», построена и оснащена современнейшим медицинским оборудованием Больница моряков, восстановлен разрушенный Дворец моряков, создан единственный в СССР Музей морского флота и Пансионат ветеранов флота. 
Будучи депутатом Верховного Совета СССР, Алексей Евгеньевич несколько раз в месяц устраивал приемы граждан по личным вопросам – и как депутат, и как начальник ЧМП, – стараясь максимально удовлетворить их просьбы.

Много сделал А.Е. Данченко для развития и украшения Одессы.  По его инициативе и под его руководством построен первый на Чёрном море морской вокзал, способный принимать самые современные крупные пассажирские суда; восстановил фуникулёр, соединяющий его с Приморским бульваром, новая современная гостиница моряков на проспекте Шевченко.
Мощнейший портовый комплекс из четырех современных морских портов - прекрасная память о блестящем создателе и выдающемся руководителе Черноморского морехозяйственного комплекса.
Заслуги А.Е. Данченко были высоко оценены.  Он был награждён 15 орденами и медалями, ему было присвоено звание Героя социалистического труда, он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, его именем были названы судно ЧМП и улица в   г. Ильичёвск.
Алексей Евгеньевич ушел из жизни 1 октября 1983 г. Но его "долгие дела" многие моряки и жители Одессы хранят память о нем.
Мемориальные доски, посвященные памяти этого выдающегося руководителя, установлены на зданиях Одесского мореходного училища им. Маринеско, Одесского национального морского университета и на доме по ул. Ланжероновской, 5, где он прожил последние 19 лет.

По инициативе Данченко прокладывается трамвайная линия от Черноморки до Сухого лимана в районе Бурлачьей Балки, строится новая шоссейная дорога по короткому пути из Одессы в Ильичёвск через Таировский массив. В Ильичевске сооружается железнодорожная платформа и устанавливается регулярное пригородное железнодорожное сообщение с Одессой. По его указанию на новой площадке на Сухом лимане строится крупнейший в бассейне современный судоремонтный завод. Данченко добился строительстве на Сухом лимане крупного морского порта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, начальнику Государственного Черноморского морского пароходства Данченко Алексею Евгеньевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»[1].

А. Е. Данченко оставил заметный след в истории не только отечественного, но и мирового торгового флота. В частности, он первым предложил и опробовал загружать нефтеналивные танкеры зерновыми грузами или сахаром-сырцом на обратном пути во избежание холостых пробегов. Этот метод англичане позже назвали «русским», он широко используется на морском транспорте во всём мире.

По инициативе А. Данченко хозспособом были построены также порты Белгород-Днестровский, Мирный (на озере Донузлав). Учитывая перспективы развития морского хозяйства, Алексей Евгеньевич оформил весь район Григорьевского лимана как портпункт Одесского порта, а потом добился строительства самого крупного на Чёрном море порта «Южный».

С 1972 года на пенсии — персональный пенсионер союзного значения. Почётный работник Морского Флота СССР А. Е. Данченко был участником встречи ветеранов партии и труда в ЦК КПСС в Москве в августе 1983 года.

А. Е. Данченко написал небольшую книгу мемуаров под названием «Мачты над городом».

Скончался 1 октября 1983 года в Одессе, где и похоронен на 2-м кладбище[1].

Награды

Памятник основателю порта А. Е. Данченко в Черноморске
Алексей Евгеньевич Данченко имел 21 правительственную награду.

За участие в Великой Отечественной войне[2]
два ордена Красной Звезды
две медали «За боевые заслуги»
медаль «За оборону Одессы»
медаль «За оборону Севастополя»
медаль «За оборону Кавказа»
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Трудовые
Герой Социалистического Труда (3.08.1960)
Три ордена Ленина
Орден Октябрьской революции
Два ордена Трудового Красного Знамени
медали
Память
Мемориальные доски, посвященные памяти этого выдающегося руководителя, установлены на зданиях Одесского мореходного училища им. Маринеско, Одесского национального морского университета и на доме по ул. Ланжероновской, 5, где он прожил последние 19 лет своей жизни.

Памятник А. Е. Данченко установлен в городе Черноморск в Одесской области, и его именем названа улица.
.