О фильме Жака Дере Бассейн с Джейн Биркин

Элеонора Дорн
Культовый фильм Жака Дере «Бассейн» вышел во Франции осенью 1969 года. Показан он был и в СССР, но на закрытых просмотрах, с синхронным переводом. Естественно, что я его  смотрела в оригинале. Дублировали фильм намного позже — после перестройки, в 1991 году. Для тех, кто знает голоса актеров, снимавшихся в фильме, смотреть этот дублированный вариант просто невозможно: ни один дублер не совпадает с оригиналом, а про Джейн Биркин и говорить не приходится. Она всегда была узнаваема  благодаря своему  английскому акценту.  Так что если и смотреть фильм, то смотреть его надо в оригинале. После смерти актрисы мне захотелось пересмотреть именно фильм «Бассейн», в котором она столь  юная и прекрасная. 
Можно сказать, что это фильм о любви и ненависти, порожденной самой любовью. Как известно, порой эти чувства приводят к преступлению, так что неспроста фильм, рассказывающий о любви, приведшей к убийству, попал в категорию «криминальной  драмы».

Тогда, когда фильм только что вышел на экраны, советские критики писали о нем в привычных для тех времен выражениях, — по их мнению, фильм повествовал о жизненном тупике «пресыщенных богатых парижан». Советская критика всегда говорила о проблемах западного мира, даже личных  с точки зрения советской идеологии. Естественно, что фильм совсем о другом: он о любви, о ревности и сложности человеческих отношений. Поэтому не случайно, что и сами актеры в момент съемок были в сложном психологическом состоянии.

Ведь Серж Генсбур и Джейн Биркин познакомились почти накануне съемок фильма. Он так её ревновал, что решил поехать вместе с ней на съемки; ведь её партнером был Ален Делон. Он, по всей вероятности, остерегался, чтобы кинематографическая любовная  история не превратилась в реальную. Все это, естественно, развлекало самого Делона; он делал всё, чтобы еще больше подзадорить Сержа. Свидетели тех дней говорят, что Делон не только переигрывал некоторые сцены фильма, но и пригласил Джейн прокатиться на своей машине по всем местечкам Лазурного берега, где предполагалось проводить съемки. Да и сама Роми Шнайдер оказалась  в непростой ситуации: тяжело переживая свой разрыв с Аленом Делоном, она долгое время отказывалась сниматься с ним. К тому времени, когда Жак Дере  начал снимать «Бассейн»,  она уже успокоилась. Именно этот фильм оказался первым,  в котором  они вновь снялись вместе.

Сюжет фильма выстраивается вокруг двух персонажей  — писателя Жан-Поля Леруа, в исполнении Алена Делона и Марианны, в исполнении Роми Шнайдер.  В один прекрасный день они  отправляются в короткий отпуск; друзья оставили им ключи от виллы  с огромным бассейном.  Они счастливы, однако внезапный звонок давнего друга писателя разрушает их идиллию. Гарри Ланнье, в исполнении Мориса Ронье, случайно оказывается неподалеку от виллы, где проводит время влюбленная пара. После того как Гарри звонит Марианне, рассказывая, что он отдыхает неподалеку от неё, Марианна приглашает его заехать к ним. Однако Гарри не один, он путешествует со своей 18 летней дочерью, о существовании которой никто не знал. Пригласив их к себе, Марианна полагает, что Жан-Поль будет этому рад; ведь когда-то они с Гарри были близкими друзьями.

Вскоре после того, как Гарри с Пенелопой поселяются на вилле, атмосфера в доме становится напряженной. Хотя Жан-Поль вежливо согласился на приезд друга,  он совсем не в восторге от этого визита. Он всегда знал о былой связи Марианны с Гарри. В глубине души, он раздражен, и это раздражение накладывается и на другие неприятности: роман, который он написал, не печатают,  и он начинает подумывать, не бросить ли всё это писательство. Наблюдая за Марианной и Гарри, он понимает, что их отношения по-прежнему очень нежны.

В первый же вечер Гарри рассказывает другу, что его дочь Пенелопа от англичанки, живущей в Швейцарии, что всё это — «грехи молодости». На его признания Жан-Поль отвечает в довольно саркастическом тоне, что дочь его старит и что Гарри в роли отца — это полный абсурд. В отличие от Жан-Поля у Гарри все прекрасно: его дела идут в гору, у него даже появилась дорогая машина, на которой он и разъезжает по Лазурному берегу со своей юной дочерью. При этом Гарри, в отличие от друга, обладает легким и веселым характером. Он очень любит светские вечеринки, друзей, выпивку и развлечения.  Марианна думает, что в присутствии дочери Гарри не осмелится вести свой привычной образ жизни. Однако Жан-Поль с ней не соглашается, едко замечая, что для Гарри и дочь не помеха. Во время вечеринки, устроенной на вилле, Жан-Поль исподтишка наблюдает за  танцующими  Гарри и Марианной.  Да и юная Пенелопа, с присущим  всем подросткам любопытством,  наблюдает за отцом. Она смущена поведением отца: он держит в объятиях Марианну и с нежностью что-то ей говорит. Она так паникует, что спрашивает Жан-Поля, видел ли он, как они танцуют.  Тот ей отвечает,  что все это ничего не значит, при этом  кладет руку на плечо Пенелопы, зная, что Марианна за ними наблюдает.  Ревнуя Марианну к старому другу, он делает вид, что ухаживает за его дочерью. Ревность разливается в воздухе. Из разговора с Марианной Пенелопа узнает, что  отца Марианна знает давно, то есть задолго до того, как познакомилась с Жан-Полем.

Отношение Гарри к дочери очень нежное и заботливое: он постоянно интересуется, не скучно ли ей и спрашивает, куда она хотела  бы  поехать. Со своей стороны дочь ведет себя с отцом весьма отстранённо. Когда подворачивается Жан-Поль,  она начинает  всем с ним делиться.  Пенелопа рассказывает писателю,  что очень долго не знала о существовании отца, что её мама говорила, что он умер, утонул в море. При этом она подчеркивает, что «совсем неплохо обходилась без него ». В её жизни он появился совсем неожиданно, в прошлом году. У неё своя версия их отношений: по её словам, отец «просто  не отходит от неё, вертится вокруг, как будто жить без неё не может.»  Она настаивает на том, что он «с утра до вечера учит её жить, дает сотни советов». Из всего этого можно сделать вывод, что она просто лжет. Как раз накануне, когда отец предложил ей поехать в Венецию, она согласилась, а вот теперь говорит Жан-Полю, что отец заставляет её это делать. Она жалуется, что он  все решает за неё, не спрашивая хочет ли она этого или нет. В сердцах она произносит: «А, может быть, у меня совсем другие планы!». Не ограничиваясь разговорами о своих отношениях с отцом, Пенелопа переводит разговор на Марианну. По её словам, отец рассказывал, что когда ему  надоела Марианна, то он уступил её Жан-Полю, однако  в любой момент может её вернуть.

С этого момента, отношения  Пенелопы с  писателем становятся все более и более доверительными. Она  доходит до того, что однажды говорит, что её отец считает, что у Жан-Поля «нет таланта ни на грош», что он не любит своего друга, хотя сам хочет, чтобы его все любили. Рассказывая все это Жан-Полю, она внимательно следит за его реакцией, как будто подвергает его испытанию. Неуверенный в себе писатель верит всему сказанному. Все это приводит к тому, что отношения  между Гарри и Жан-Полем ухудшаются, что,  в итоге,  приводит к трагедии. Навряд ли, Жан-Полю приятно слышать, что у него нет таланта. В отместку Гарри, он начинает всерьёз ухаживать за его дочерью.

В один прекрасный день Пенелопа и Жан-Поль исчезают на весь день, появившись лишь к вечеру. Все ужинают, но внимательная Марианна замечает, что  что-то произошло. Когда Марианна,  глядя на мокрые волосы Пенелопы, спрашивает девушку любит ли та плавать, то  Пенелопа  отвечает, что любит море. При этом она выглядит растерянной, ничего не ест, а потом извиняется и идет наверх в свою комнату. Гарри решает подняться к дочери и, когда спускается, то сообщает, что завтра они с дочерью уезжают. При этом Гарри произносит с горечью: «Мать просила не спускать глаз с девочки.» Получается, что отец не уберег дочь. Марианна все понимает и, узнав, что и Жан-Поль уедет вслед за Пенелопой, решает, что и сама уедет утром.
Гарри обещал друзьям, что перед отъездом заедет к ним проститься. Он уезжает на машине, а когда возвращается, то наталкивается на Жан-Поля.

Создается впечатление, что тот его поджидал. В руках у писателя бутылка виски, хотя всем известно, что он давно бросил пить. После всех разговоров с Пенелопой Жан-Поль  взвинчен. Он старается  избежать неприятного разговора с Гарри, но у него ничего не получается. Да и сам Гарри тоже взвинчен, он не может простить другу, что тот совратил его  дочь. Ситуация столь напряжена, что Гарри начинает говорить другу все, что думает о нем, хотя и признается, что когда-то, в юности, очень любил его.  Причиной всему является Пенелопа, умело манипулирующая как отцом, так и Жан-Полем. Завязывается драка, и Жан-Поль сбрасывает Гарри в бассейн, из которого не дает ему выйти. Гарри погибает. После похорон Гарри, Марианна говорит Жан-Полю: «девочка совсем не переживает после смерти отца»; её поражает спокойствие дочери.

В результате следствия было установлено, что причиной смерти Гарри был несчастный случай; ведь улик не было найдено. Но на следующий день, на вилле появляется следователь из Марселя. У него закрадывается подозрение, что кто-то столкнул Гарри в бассейн, ибо мокрая одежда была заменена на сухую, чистую и выглаженную без каких-либо следов пота. А ведь всем было известно, что в тот вечер Гарри  выпивал с друзьями и танцевал. Более того, его удивляет и тот факт, что за дочерью приедет не мать, а что её отвезет домой господин Жан-Поль Ланье. Теперь следователь практически уверен в том, что Гарри убили, но доказательств тому, что это было убийство у него нет.

В тот момент, когда Марианна привозит Пенелопу в аэропорт, девушка спрашивает, что именно произошло с  отцом. Марианна отвечает, что отец утонул, что это был несчастный случай. Произнося эти слова, Марианна практически повторяет слова, когда-то сказанные матерью Пенелопы. С этого момента  вымышленная история, рассказанная матерью,  превращается в реальную. Возможно, дочь этого и добивалась, хотя и подсознательно. На этот раз отец действительно погиб, и дочери отныне придется жить  не с мифом о его гибели, а с настоящей трагедией, случившейся  не без её участия.

2 августа, 2023, Брюссель