Недокомикс

Олег Меркулов
Кинорецензия на один из самых сильных фильмов десятилетия


Читая многочисленные рецензии на фильм «Джокер» от Тодда Филлипса невольно ловлю себя на мысли, что посмотрел совсем не ту картину, про которую пишут "маститые" раскрученные интернет критики.
Во-первых, я не увидел там никакого комикса. Вообще. Действия происходят в знакомых реальных кварталах Нью-Йорка, и создатели фильма не парятся чтобы мега-декорациями воспроизвести фантазийный Готэм, как это делается в саге про Бэтмена. В "Джокере" хорошо узнаваемые для любого, кто хоть раз бывал в Большом Яблоке (но не как турист, а жил там) районы. Скорее всего, Upper Manhattan, чуть выше Гарлема или даже Bronx, в той его части, где проживают простолюдины, экономящие на аренде жилья сотню-другую баксов. И ежедневно рискующие выйти на улицу и спуститься в вагон мрачноватого Subway по дороге в нижнюю, историческую часть Манхэттена, в сторону уолл-стритовской глянцевой мечты. Туда где Джокер расстрелял своих первых обидчиков.
В рецензиях многие назвали этот фильм продолжением и развитием образа Джокера-бандита, который воевал против Бэтмена. Постойте, а против какого рыцаря светлого образа боролся Артур Флек, которого так неистово сыграл актер Хоакин Феникс? Причем тут бандит из бэтманиады вообще?
Многие критики назвали Флека сумасшедшим, но я думаю, в его лице мы имеем дело скорее с человеком в процессе приобретения душевного заболевания (фундаментального расстройства). Причем, мы видим в начале картины абсолютно здорового человека. Но странного. Смотрите: взрослый мужчина, внешне вполне сексуален (и, видимо, здоров в урологическом в смысле ) - ему нравятся женщины (соседка, например). Однако, живет он один с мамой. Минутку. Он что такой маменькин сынок по жизни? По ходу фильма, выясняется – что точно нет. Вполне себе резок и по-мужицки брутален, а те кто над ним издевался - все умерли в итоге (но об этом позже).
Про возможную инвалидность (была и такая версия). Приступы невротического смеха его периодически одолевают – да. Есть такое заболевание, синдром «аффект ПБА» называется. Кому интересно, погуглите. Причин ПБА может быть много: от травмы головы – до атеросклероза мозга. А может, и, так сказать, приобретено в ходе жизненной практики. Мне приходилось видеть таких в некоторых офисах. Смеются ни с того ни с сего от сильного стресса. Нервная работа, офисные интриги закомплексованных коллег...всякое может приключиться, знаете ли. Мозг может «подустать», как и любой другого орган нашего тела. Как позвоночник, например, или глаза. И через невротический спонтанный нездоровый смех, в том числе, может проявляться у некоторых из homo sapiense критическая усталость мозга.
 
Но, как говорится, «смех-смехом, а грех-грЕхом». В одной рецензии известного кино-блогера нашел такое: «вспышки гнева Флека были вызваны тем, что он смущался в общественных местах и становился сердитым, шокированным или нервным». Что?! «Смущался в общественных местах»? – Это когда в вагоне ночного метро его ногами забивали насмерть трое придурков-костоломов, он тогда «смутился», что ли? Причем в общественном месте, заметьте – ах, как не стыдно так смущаться! Вполне в духе некоторых авторов российской криминальной журналистики, которые в серьезных преступлениях, попытках убийства, нанесении тяжких телестных бандитом ножом или толпой отморозков ногами по голове одинокому прохожему видят "драку" или даже..."ссору".
Ребята, кому тут лечиться нужно, если все, что вы увидели в той сцене, – так это общественное место, в котором Джокер «смутился» и «стал нервным»? А до этого был еще один акт насилия против него, и тоже крайней степени жестокости (эпизод с малолетней шпаной). Кому-то кажется (и его бывший директор-работодатель, уволивший Флека, тоже так считал), что тот просто «сцепился с подростками на улице», «потому что сумасшедший». Не дай вам бог когда-нибудь сцепиться в подворотне с уличными подростками. Не буду долго на эту тему. Просто: не дай бог.
Ну, и в итоге он теряет работу. Шпана разбила рекламный щит, который давал ему кусок хлеба, а коллега по работе сильно подставил. Один эпизодический, но крайне важный момент из фильма: когда Джокер, стоя в телефонной будке, узнает, что его уволили, он что делает? – Он бьет с досады своей головой стекло будки, так? – О чем это свидетельствует? Опять, конечно, о том, что он сумасшедший, скажут некоторые онлайн критики. Но по мне это говорит о том, что человек очень сильно расстроился. Ему реально очень хреново. А как не расстроиться-то на его месте? Готэм в кризисе, муниципалитету нечем даже платить деньги за вывоз мусора, сокращаются все социальные программы.
То есть что над каждым простолюдином висит? – Правильно, угроза безработицы. Остаться без средств к существованию. Ребята, да там просто безысходная ситуация, в этом Готэме - Нью-Йорке. Вообще большинству людей некуда деваться, бег по кругу в пустой таре, как тараканы в банке. Либо сдохнешь от укуса другого таракана, либо от голода - выбирай, какой вариант тебе больше подходит... И они постепенно звереют. Мыши превращаются в крыс, тараканы в пауков. А у Джокера на руках еще и мать больная. И тут человек до кучи еще и теряет работу. Не по своей вине: то уличная шпана, то коллега-мерзавец. В вашей жизни такого не было? Так вам повезло, вы везучий человек, баловень судьбы. Как говорил Остап Бендер, «с таким счастьем да на свободе!». Пожалуй, у Артура Флека есть повод немного «смутиться и стать нервным», не так ли?
Но остаться без средств к существованию (голод, потеря жилья) и даже быть сильно избитым на улице – это пока, скажем так, все-таки угрозы физического свойства, угрозы в основном телу. Но нашего героя поджидают еще и несколько ударов по духу, по душе. А он ведь и так душевно болен. И лекарства есть, чтобы помочь. Но их не получить: денег нет, а бесплатная соцпрограмма помощи более не существует. И полное одиночество. Одиночество в Нью-Йорке – это особая вещь. Это как в Москве, помножив на десять. Огромный город, равнодушный к тебе по закону, отгородившийся от тебя колоссальной официальной (это важно!) стеной бездушия. Твое желание соучастия и неодиночества – внесистемно, из ряда вон. Оно не-нор-маль-но с точки зрения общества.
А там, за этой великой и непробиваемой стеной – яркие краски жизни, хорошая музыка, красивые женщины, слава и достаток, интересные талантливые люди, воздух полной грудью. И все это совсем рядом, буквально на соседней улице - нужно только руку протянуть. Но это невозможно сделать. Куда загнанный в такую ситуацию человек побежит в первую очередь? К своим родственникам, конечно, кто бы и где бы они не были. И тут начинается разрушение остатков души Джокера. Отец. Бросивший его и мать. Но папа, как ни крути. Сцена встречи с отцом в «общественном месте». Даже трудно пересказать, как сильно и трагично. Полсердца отожрал у Джокера. Он бежит дальше в детство. Мать: оказалось и тут «что-то не так». Минус еще полсердца.
И финальный этап: кумир зовет его на свое шоу, но лишь, чтобы поиздеваться, на его фоне показать зрителям, какие есть жалкие моральные уроды в Готэме (мол, «ну я же вам говорил в своих программах, вот посмотрите на этот экземплярчик»). Сильнейшая, кстати, эпизодическая роль Роберта Де Ниро. Какой взгляд на Джокера: сверху – вниз, как на червяка. А ведь тот ему поверил, репетировал часами свой первый диалог с кумиром. Ну и результат: телом жив, души нет более, остался лишь Джокер. Маска, под которой циничный, выжженный Готэмом, жестокий тип. И предфинальная сцена: она на самом деле happy end, как и во всех американских фильмах. Город восстал. Все стали Джокерами. Самоочищение? Вселенский пожар? Стена рушится? – Какая разница, в сущности, просто того Готэма более не будет никогда. Но новый Готэм, возможно, станет таким же. Пройдет время и все вернется на круги своя. Не знаю, чем закончился комикс про Бэтмена, но, похоже, этому сюжету, в отличие от комикса, конца нет.

читайте "Недокомикс" с иллюстрациями на моем Дзен-канале: https://dzen.ru/oleg_merkulov_writer