В атаке - зелёные сердца. Часть восьмая

Андрей Грачев 2
Йозеф Кварда. Продолжение.

21 июля ас уже работал в районе Острова и заявил два "Ила". Всего в том бою немцы заявили четыре "Ила", и ровно столько потеряла 14-я ВА. Вечером в указанном районе работали четыре четвёрки штурмовиков, из которых одну немцы уничтожили полностью.

24 июля уже в районе Нарвы ас заявил два "Яка". Жертвами аса стали пилоты 14-го гиап Беликов и Новиков.

25 июля ас сбил один "Ил" из состава 277 шад, однако ещё один был сильно поврежден, заявок, однако, на него не оформлено. Также было сбито два "Яка", точно неизвестно, из каких частей (по оперативным сводкам 13 ВА). Однако на них есть заявки Кварды и Рудорффера.

31 июля ас был единственным, кто оформил заявку на победу в небе Нарвы. Однако в воздушных боях было сбито два "Яка". Погибли пилоты Ефимов и Белокопытов.

3 августа ас заявил "Як". В тот день серьёзно досталось 275-й иад, потеряно было четыре самолета и один лётчик. Это точно сходится с немецкими заявками. 5 августа ас заявил Ла-5. Это был бой против 191 иап. Лётчики полка отражали налёт ю-87. Командир нашей группы, Митрохин Василий Борисович, в ходе боя сбил ю-87 и фв-190. Это был опытный ас, в том бою он одержал 16-ю личную победу. Однако его самолет тоже получил в бою повреждения. Кварда его падения не видел, но заявил как сбитый. Живучий Ла-5 успешно дошёл до аэродрома, но после посадки тут же был списан.

17 августа ас заявил "Як". Несмотря на то, что и некоторые другие пилоты заявили "Яки", в тот день 14-я ВА теряла из истребителей только Ла-5, причём все три потеряны в одном масштабном бою. В том бою немцы тоже перестарались, оформив пять заявок.

23 числа утром ас заявил два штурмовика, что соотносится с двумя потерями восьмёрки Данильченко. Отметим, что, хотя днем немцы также заявили победы, но в тот период потери штурмовики не понесли. Явно сходится и заявленный асом "Як", поскольку два других "Яка" были заявлены во второй половине дня, однако по отчётам 14-й ВА в этот период времени был потерян, да и то не безвозвратно, только один Ла-5. Выходит, единственный потерянный в тот день "Як" сбил Кварда.  24 числа ас заявил Ла-5. Такой же самолёт заявил Вернитц. ЖБД 14-й ВА сообщает о потере как раз двух Ла-5.

26 числа ас заявил "Як". Немцы на данном участке фронта заявили три таких самолёта, потери же 14-й ВА составили четыре "Яка", так что и эта победа не вызывает сомнений.

Следующую победу ас одержал уже 4 сентября. Это был бой против шестёрки 609-го иап, в итоге было потеряно три Ла-5, еще два получили повреждения. Победы одержали пилоты Анхль, Тибен и Кварда. 5 сентября ас атаковал над целью четвёрку "Илов" 14-й ВА, ведущий Гнеушев, и подбил один из них, он совершил вынужденную и на ней разбился. Как отмечено, истребители прикрывали плохо и противодействия немцам не оказали.

6 сентября Кварда и его напарник Херберт Коллер за один бой сбили четыре "Яка", погибли пилоты 287-го иап Иванов, Постников, Азаров, Бородирский. 7 числа ас был единственным, кто претендовал на сбитый самолёт в данном районе (Ла-5). Сбит был лётчик Белогузов, 254 иап.

14 сентября шли ожесточённые бои в небе Прибалтики. Ас пополнил счёт на один "Як". Общие потери 14-й ВА составили шесть "Яков". Немцы оформили 7 заявок на данные машины, то есть оценили адекватно свои успехи.

На следующий день ас оформил "Як" и "Ил". 289-я шад потеряла два своих штурмовика от атаки Кварды и Талера. Стоит отметить, что больше никаких потерь в воздушных боях штурмовики не понесли, их сопровождали очень хорошо. Потери же истребителей были существенные, особенно досталось Ла-5. Целых три таких самолёта, например, сбил ас Тибен. Также потеряно три "Яка", один из которых сбит Квардой.

16-го ас сбил "Як" из состава 14-й ВА и Ил из состава 15-й. К слову, данный "Ил" стал единственной потерей штурмовиков 15-й ВА от огня истребителей. Также и сбитый асом "Як" стал единственной потерей в истребителях 14-й ВА. Пострадала четверка Моторного, 845-й иап, внезапной атакой был сбит один "Як".

17-го ас сбил два "Яка". Это был бой против 832-го иап, потери составили как раз два самолёта.

24-го сентября ас сбил штурмовик из состава 826-го шап, группа которого была атакована фв-190 и понесла потери в три "Ила". Кроме Кварды, отличился дважды его напарник Талер.

Наконец, 25 числа в районе Ауце внезапно был атакован Куардой и другими пилотами JG54 66-й гиап, летавший на "Яках-3". Лётчик сбил Шашкова Николая Фёдоровича, опытного аса с 8 победами. Ещё одну победу заявил Шпорер. Однако атакованный им пилот, также опытный ас Сопелев Николай Григорьевич, смог уйти и совершил вынужденную на брюхо.

Итак, подведём итоги. Период карьеры аса после Выборга был также очень результативно. В это время штурмовики уже составляют незначительную часть его побед, хотя он и не упускал случая сбить "Ил". Но теперь большую часть его побед составляют истребители. Отчасти это связано с тем, что большую часть боев ас провел против 14-й ВА, где уделялось большое внимание надёжному сопровождению штурмовиков, поэтому они несли потери от огня истребителей небольшие. В то же время потери истребителей 14-й ВА были довольно существенные по той причине, что здесь не было элитных истребительных полков, большинство лётчиков не имели большого опыта. Подтверждаемость побед аса в этот период крайне высока, приближаясь к идеальной. Отдельные ошибки мы находим, но очень редкие.

Куарда одержал 52 победы за карьеру. Погиб он пятого марта 1945 года самым нелепым образом. Он совершал учебный полет с двумя фв-190. Когда он пролетал над немецким военным эшелоном, зенитчики по ошибке открыли огонь, этим огнём фв-190 был сбит, и пилот погиб. Он, в отличие от других героев нашего обзора, не был награждён РК.

Заключение.

Итак, подведём итоги. Мы разобрали победы лучших асов JG54. Причём в то время в эскадре было много и других весьма сильных асов, но разбор их побед занял бы слишком много времени.

Из этого обзора видно, что в целом лётчики JG54 были в тот момент куда более опасным противником, чем распиаренная JG52. Более того: эскадра в этот период времени воевала лучше всего в своей истории. Потери её тоже были велики, но, например, меньше, чем потери JG51. Эскадра оказывала мощное сопротивление налётам советских штурмовиков и бомбардировщиков. Многие её асы боролись с ними очень успешно, используя огневую мощь фв-190. Другие асы более успешно бились с истребителями, ведя как бои в режиме внезапных атак, так и групповые.

Конечно же, лётчики эскадры завышали свои успехи, иногда довольно значительно, на что мы внимание обратили. Но среди всех рассмотренных нами асов не нашлось ни одного бесполезного хвастуна, каким были Филипп, Ланг, а в определенные периоды карьеры и Новотны. Вне зависимости от объективности, все асы эскадры активно воевали в небе и выполняли реальные сложные задания.

Это лишь показывает, в каких сложных условиях приходилось работать Советским пилотам в Прибалтике. Но они справились. Авиация сыграла решающую роль в Победе на территории Латвии, Литвы и Эстонии. Асам JG54 не удалось разгромить советские авиационные силы и добиться в воздухе превосходства. Мы видели, что победы в воздухе давались им трудно, счета росли не особо быстро. Многие асы и сами нашли свою могилу на этих землях.

Сегодня вспоминать в странах Прибалтики о Победе Советского Народа не принято, в Эстонии вообще Праздник Победы под запретом. Но мы надеемся, что и там есть люди здравомыслящие, которые понимают, что правда в тогда, и сейчас была только на одной стороне. И это не сторона вечно агрессивного запада.