Россия. Лето. Автостоп - Глава I

Ильин Иван Викторович
О Байкале я мечтал давно. Я видел много фотографий, слышал много историй, читал много книг, где это великое озеро упоминалось и описывалось. Я очень хотел там побывать и в какой-то момент я принял для себя это решение — я пойду на Байкал автостопом. К тому времени опыт у меня уже кое-какой был. Переход от Пскова до Санкт-Петербурга или обратно для меня уже стал совершенной обыденностью и воспринимался мной как нормальный вид транспортного сообщения между городами. Я дошел автостопом до Мурманска и обратно, прошел все Золотое кольцо трудником (чему будет посвящена отдельная глава), достигал Астрахани, Алапаевска и Новороссийска. В принципе, я считал себя достаточно опытным автостопщиком, чтобы решиться на рекордное по расстоянию путешествие.
Я приступил к подготовке. И сейчас имеется ввиду не подготовка в плане сборов необходимых вещей или физическая подготовка (а она тоже необходима). Сначала я плотно взялся за карты и приступил к разработке маршрута. Задолго до старта я принял решение пройти в сторону Байкала «низом» - через Уфу и Челябинск, а на обратном пути воспользоваться «верхним» маршрутом через Тюмень, Екатеринбург и Пермь. В этот момент, работая с картами, я понял, что главной ценностью моего путешествия станет не достижение какой-то географической точки на карте, а сама дорога. Тут были и часть того же Золотого Кольца, и Татарстан, и Башкирия, и Златоуст, и незнакомая мне Сибирь, и Кузбасс, и Урал, и Вятка... Предвкушение пути вызывало у меня совершенно непередаваемое чувство счастья. Многие друзья замечали, что я буквально начинаю светиться, когда рассказываю о том, что собираюсь сделать и как.
Разумеется, очень многие и отговаривали. Причин было множество, но об основных хотелось бы немного рассказать. Конечно, самым распространенным доводом была опасность. Не какая-то конкретная опасность, а опасность в принципе. Во-первых, меня могут убить. Этот аргумент я крыл тем, что убить меня (да и любого из нас) могут и в Питере, когда я за хлебом выйду и вероятность этого виделась мне куда более реальной. Тут мне всегда помогала пословица: «Волков бояться — в лес не ходить». Во-вторых, меня может сбить машина. Эти тезисы я разбивал, собственно, своим существованием до сих пор — глаза на месте, мозг работает, правила дорожного движения написаны не просто так, я их знаю. Сбить меня будет не так-то просто. Третья «опасность» - ты попадешь в аварию. Да, это возможно. Более того, забегая вперед, на обратном пути я действительно стал непосредственным участником удивительного ДТП, которому я тоже посвящу целую отдельную главу. Меня пугали болезнями, похищениями, опасной флорой и коварной фауной, но мне почему-то не было страшно. Нет, я понимал, что случиться может все, что угодно, но я не собирался сидеть дома, потому что выходить опасно. Напротив, в какой-то мере опасность, приключения, неизвестные трудности и влекли меня в путь.
В определенный момент был составлен список необходимого инвентаря, который должен был избавить меня от части «опасностей». Пойдем по списку:
Палатка. Пожалуй, самый важный элемент, если ты собираешься преодолеть такой длинный путь по неизвестным местам и не планируешь каждую ночь проводить в отелях или снятых на ночь квартирах. Мое путешествие отличалось крайне ограниченным бюджетом и вовсе не по причине нехватки средств — это было одним из осознанных испытаний, которым я хотел себя подвергнуть. Я приобрел недорогую одноместную палатку, компактную, очень хлипкую с виду, но она не только прошла со мной весь путь, но и прослужила еще несколько лет.
Рюкзак. Непромокаемый, легкий, вместительный, но не громоздкий. Я нашел такой в «Ленте», и он тоже служил мне верой и правдой почти два года.
Походная посуда. Я очень хотел армейский котелок, но так и не смог найти подходящий. Зато у меня была хорошая фляга, очень хороший термос, самая простая алюминиевая тарелка, ложка и кухонный нож. Походный нож у меня тоже имелся, но, как раз его я практически и не использовал. Еще у меня была очень функциональная солонка-сахарница — стеклянная баночка разделенная внутри перегородкой. С одной стороны соль, с другой сахар. Крайне удобная вещь, которую я буквально нашел на улице, а вот сейчас не могу найти даже в многочисленных интернет-магазинах.
Спальный мешок (одеяло). Этот элемент я не брал. Я взял с собой плед, подложку и просто чудесное двуспальное одеяло, которое ранее буквально спасало меня, когда я работал в такси. Мне частенько приходилось спать в машине, даже зимой, и это одеяло обладало уникальной способностью скрыть меня полностью, и не выпускать мое собственное тепло. В путешествии оно меня ни разу не подвело — я всегда спал в тепле.
Фонарик. Их я взял два. До конца путешествия не дожил ни один. Первый отказался работать в первую же ночь, оставив меня в кромешной тьме лесов Тверской области, второй «уволился» уже на Байкале. Остался фонарик на телефоне, но он настолько нещадно жрал заряд батареи, что я им старался не пользоваться.
Паек. На старте я был укомплектован тремя коробками пакетированных круп — пшено, рис, греча. Буханка черного хлеба, соль, сахар, полсотни пакетиков чая, три банки тушенки, одна банка сгущенного молока и две пачки крекеров. Вот этого запаса мне хватило почти до конца пути. Я немного пополнял запасы в Омске на пути туда и в Новокузнецке на пути обратно.
Одежда. Шел я в июле, но слово Сибирь для меня всегда было чем-то холодным (как же я ошибался). Поэтому я взял с собой еще одну плотную куртку, свитер, спортивные штаны (поддеть под джинсы), фланелевую рубашку, ну и смену белья, конечно.
Не удивляйтесь, но все это, плюс походная тетрадь, книга и топорик, прекрасно уместились в моем небольшом рюкзаке и даже в начале пути этот груз никак меня не тяготил. Сборы и подготовку я закончил примерно за два-три дня до намеченного мною старта.
Эти три дня, к моему удивлению, я вдруг начал отговаривать сам себя. Причем внутренний голос, который этим занимался не упоминал те предполагаемые трудности и опасности, что приводили мне в качестве аргументов раньше. Нет, этот голос был куда изощреннее. Его основной посыл был таков — ты не сможешь. А раз не сможешь, то нет смысла и начинать, ведь тогда ты сам себя возненавидишь за то, что оказался настолько слаб. Я старательно гнал от себя эти мысли, но голос был очень упорным. Были мгновения, когда я уже почти был готов отказаться от своей затеи, но мою мечту спасла мама. На мой вопрос: «Стоит ли мне идти ?» она ответила так: «Я очень за тебя волнуюсь. Ты планируешь очень непростое путешествие, но если ты решил, то делать надо до конца». И голос сдался. Он сделал еще одну неубедительную попытку в первый день пути, но я с улыбкой его проигнорировал. Я сделал так, как посоветовала мне мама, за что я безмерно ей благодарен. И завершал я свое путешествие именно у мамы. Я хорошо помню, как она встретила меня, мы обнялись, а я сказал: «Я исполнил свою мечту».
Стартовал я десятого июля 2014-го года. Спал плохо. Поднялся в пять утра, плотно позавтракал, еще раз проверил рюкзак. Где-то в шесть утра дошел до дома своего старшего брата, который, как мы договаривались, вывез меня из города на отправную точку — шоссе Санкт-Петербург-Киев, поворот на Порхов. Вот так, ранним июльским утром, достаточно прохладным для середины лета, я начал исполнение одной своей мечты. Это трудно описать словами. Мне предстоял путь в тринадцать тысяч километров.
Эту книгу я пишу, так как прошел этот путь. Это заняло у меня ровно три недели, из которых непосредственно на Байкале я провел всего лишь сутки, но еще я читал стихи в совершенно неформальной кафешке «Совушки» в Екатеринбурге, ел землянику на склоне горы под Златоустом, вздрагивал вместе с водителем от совершенно безумных сов под Курганом, встречал рассвет под стенами Казанского Кремля, купался в Вятке и Енисее, готовил еду на костре, угощал голодных гаишников пирожками, встречался с издательством «Союз Писателей» в Новокузнецке. Казалось бы, простая мечта попасть на берег одного из самых красивых озер в мире превратилась в одно из самых незабываемых впечатлений в моей жизни.