69 За социализм с человеческим лицом

Фёдор Тиссен
Мы боролись за такой социализм. У той эпохи, которая на нас надвигалась, лицо было корыстное, жестокое и безжалостное. Во всех универмагах все полки опустели. Стали продавать сами полки. Товары оставались ещё на складах спортивных магазинов.

Там лежали валом палатки, спальники, байдарки и моторные лодки. Не до спорта людям тогда было. Мы могли взять кредиты и всё это выкупить. Через год, после инфляции вместо тысячи бизнесмены возвращали в банк всего лишь рубль, а вместо миллиона тысячу. Явный грабёж общественного достояния. Возврат к эпохе капитализма всех раздражал.

Мне нужна была политическая основа моей затеи, которая не противоречила бы советскому представлению о добре и зле, о равенстве и справедливости. В моей программе был предусмотрен и обоснован социальный мир, обоснованно предполагалось совместное тесное взаимовыгодное сотрудничество представителей частного бизнеса, государства и общественных организаций.

Студенты истфака рады пройти практику поварами и официантами в музее-ресторане, который находится в пещере на месте стоянки каменного века.

Члены общества охраны природы рады экологическим тропам, которые моё предприятие готово для экскурсантов проложить.

Лесничий рад тому, что туристы не вырубают лес для костров.

Учителя истории и географии рады возможности провести хотя бы раз в году свои уроки на природе. Эффективность таких уроков вне сомнения. Родители рады тому, что в активном отдыхе детей есть возможность приобрести будущую профессию.

Садоводы, овощеводы, животноводы, полеводы тоже заинтересованы в развитии туризма на Алтае. Они рады продать  туристам свою продукцию. Наряду с турбазами должен был развиваться сельский туризм, многим горожанам хочется провести отпуск не на турбазе, а в селе.

Всё должно так устроиться, чтобы между государственными, частными и общественными учреждениями не возникало никаких конфликтов.

Успех был бы стопроцентным при слиянии «Тавды» с «Селеной». На всём берегу Катуни от Тавдинских пещер и до Притора был бы заложен фундамент развития туризма.  Мы подумывали об этом, но никаких действий не предпринимали. У моего друга и коллеги Владимира Афанасьева была возможность приватизировать «Селену», открыть счёт в банке и перейти на хозрасчёт. Дело очень ответственное и очень хлопотное. По закону препятствий на этом пути никто не должен был чинить.

Быть директором государственного предприятия проще. Зарплата идёт, туристов привозят, продуктами и транспортом краевой отдел народного образования снабжает.

Мы знали как должно быть на нашей земле, но не давали себе отчёта в том, что так не будет, если фундамент туристического бизнеса будем закладывать не мы, а другие люди, которые не будут ждать милостей от природы, а возьмут от неё всё, что можно лишь бы получить как можно больше прибыли. Как в той песне: Нет, нет, нет, нет, мы хотим сегодня, нет, нет, нет, нет, мы хотим сейчас!