68 Да поставь ты ему толкушку!

Фёдор Тиссен
С будущими производителями пихтового масла никаких проблем не возникло, их зарегистрировали, на уставе поставили печать, Ретенко и члены комиссии  расписались. Парни забрали бумагу и ушли.

С приватизацией айского гаража возникли проблемы. Спросили Владимира как он себе представляет самоокупаемость. Если не будет заказов на перевозки, из каких фондов он будет выплачивать зарплату шоферам, на какие шиши будет покупать горючее? Владимир не знал что сказать, а я мысленно не мог ему ничем помочь. Совхозы и колхозы разваливались на глазах. Этот вопрос задали Сергею Петровичу. Ответ президента акционерного общества председателю приватизационной комиссии не понравился.

Он уже хотел нас выпроводить из кабинета, но возмущённый Кашников заявил, что у председателя комиссии нет прав критиковать действия тех людей, которые хотят приватизировать государственные предприятия. Ретенко обязан зарегистрировать акционерное общество. Если он этого не сделает то Кашников поедет в Горно-Алтайск и там зарегистрируется и счёт откроет не в Алтайском районном банке, а в Горно-Алтайском областном банке.

После этого очередь дошла до меня. В моём уставе была одна строка, которая комиссии не понравилась. МП «Тавда» расположена на четырёх километрах катунского берега между Тавдинскими пещерами и заброшенным селом Тавдушка. У членов комиссии глаза от удивления на лоб полезли. Как это может так быть, чтобы кто-то просто так ни за что не про что получил аж четыре километра берега. Капитализм это же ведь конкуренция, а как она может возникнуть на этих четырёх километрах, если весь берег уже кому-то принадлежит?

Члены комиссии начали спорить, рассуждать, рассуждения зашли в тупик. Один из членов комиссии предложил закрыть тему: "Да поставь ты ему толкушку! ". Ретенко Виктор Николаевич поставил на мой Устав печать и расписался. Так моё малое предприятие стало составной частью многофункционального акционерного общества, которое до этого было совхозом «Айский».

Закона о земле тогда ещё не издали и формально четыре километра берега вместе с территорией нынешней Бирюзовой Катуни перешли мне в бесплатную аренду. Когда закон о земле вышел, владельцы предприятий платили не за землю, а лишь за оформление документов на владение землёй.

Нас было всего лишь трое. Я за председателя, Александр Васильевич Казаков, учитель из Пролетарки и Владимир Михайлович Афанасьев, директор турбазы «Селена». Фактически работали мы вдвоём с Александром Васильевичем.

Директор «Селены» был перегружен своими заботами, числился в нашем МП формально. В Алтайском районном отделении сбербанка мы могли открыть свой счёт и взять кредиты. Мы не сделали этого. Начинающим бизнесменам тогда давали десятки и даже сотни тысяч старыми советскими рублями. На эти деньги можно было скупить полностью весь магазин спортивных товаров и построить свою турбазу на берегу Катуни.

На снимке: 1999 год. Изучаем территорию бывшей "Тавды"для проведения  международного детского туристического слёта "Дети без границ"  На этом месте в следующем веке построили "Бирюзовую Катунь"