Проповедь в день памяти пророка Илии!

Роман Овчаренко
К востоку от реки Иордан в непосредственной близости к Мертвому морю располагалась в древние времена область, называемая Галаатида (по-гречески Перея («;;;;;;»), что в переводе означает «По ту сторону»). В XIII веке до н.э. Галаад был завоеван и заселен евреями и достался в удел коленам Манассии и Неффалима (Нав. 17, 1). Крупным городом в части Неффалима был город Кадис. Он был со всех сторон окружен более мелкими городами и поселениями-спутниками. Одним из таких городов был город Фисва (в переводе с еврейского языка «Возвышенное место») (Тов. 1, 2). Этот город известен тем, что в нем родились два известных ветхозаветных праведника: Товит и пророк Илия. Сегодня мы поговорим с вами о втором из них.
В Библии довольно много написано о пророке Божьем Илии. Ему посвящены по половине двух книг Ветхого Завета – это 3 и 4 книги Царств. Но все описанное там, касается лишь его взрослой деятельности. А вот о его детстве либо говорится вскользь, либо совсем ничего. Постараемся восполнить этот пробел с помощью исторических данных и Священного Предания.
Предание сообщает нам о том, что Илия происходил из колена Левина. А как мы с вами помним из истории Ветхого Завета, это единственное колено, которое не получило отдельного удела в разделе Обетованной земли. Но у колена Левина были некоторые преимущества. Во-первых, только из двух колен иудеи избирали себе священников – из колен Левина и Вениаминова. И, во-вторых, колено Левино могло жить в любой области и получать питание и довольство бесплатно от своих сограждан за свою службу. То есть они исполняют свой священнический долг, а за это их кормят, одевают и поят.
И вот в городе Фесве, за 900 лет до рождества Христова, у левита по имени Совак рождается сын. В ту же ночь счастливый отец видит странное видение: «явились благообразные мужи и беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным». Совак понял, что его сыну уготовано великое будущее и потому помолившись Богу, он дает ему имя Илия («Элийя;ху», что в переводе с еврейского означает «Бог мой Яхве»). Таким образом он посвятил своего ребенка с детства Богу. Ребенок возрастал и все больше проявлял наклонность к уединению. И вот он оставляет родительский дом и уходит в Аравийскую пустыню для молитвенного и постного подвига.
А в это время в Израильском царстве на престол вступает седьмой царь по имени Ахав, который будет править страной с 873 по 852 год до н.э. Историк Иосиф Флавий отмечал, что, Ахав в своем нечестии нисколько не отличался от предшествующих царей (кроме Саула, Давида и Соломона), подражая им в злодеяниях и глумлении над Всевышним. Как и они, он не признавал главенства Храма Господнего в Иерусалиме и поклонялся золотым тельцам, сооруженным Иеровоамом I. Будучи крайне трусливым и слабым, старался окружить себя влиятельными людьми. Для этой цели женился на дочери Сидонского царя – Иезавели. В отличие от своего мужа, Иезавель была очень высокомерна, хитра, коварна и деспотична. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и решила водворить в израильском народе своё идолопоклонство. Ахав подпал под ее влияние; по ее настоянию в Самарии построен был храм и жертвенник Ваалу (бог грома и молний), а также устроена дубрава для оргий в честь Астарты (богини любви и плодородия). При дворе Иезавели заведен был целый штат служителей нового культа. Она занималась истреблением пророков Господа, считалась главной виновницей религиозного падения израильского народа.
Но Господь не дремлет. Против нечестивого царя Ахава и его супруги Иезавели он призывает нового пророка. И им стал Илия, к которому был голос с небес. Илия покидает свое отшельническое место и идет прямо во дворец царя Ахава, где в присутствии всех его поданных заявляет ему следующее: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! За твое нечестие в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17, 1). Царь посмеялся над словами пророка и прогнал его. И вот на целых три с половиной года в его царстве не упала ни капли дождя. Наступил страшный голод. А что же Илия? А он все так же в пустыне молится за свой грешный и слабый народ. Вороны иногда приносят ему пищу. Через год Бог отправляет его в город Сарепту в дом вдовицы. Удивительное дело, не в Иерусалим, а в явно языческий город. Все это было сделано для того, чтобы показать, что и вне святыни люди могут оставаться преданными и верными Богу. Пока Илия жил у вдовы, он сотворил два чуда. Во-первых, у нее никогда не кончались припасы воды и муки. А, во-вторых, когда у вдовы неожиданно умер сын, пророк Илия воскресил его: «Воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17, 21 – 22).
По прошествии трех с половиной лет, Господь повелел Илии вернуться к царю Ахаву и снова призвать его к покаянию. Пророк сделал как было сказано. И еще он вызвал всех дворцовых жрецов Ваала на поединок: «Теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 19). Задача была проста. Создавалось два жертвенника для двух животных. Не возжигая огня нужно было принести их в жертву Богу. Если истинный бог – это Ваал, то он огнем с неба подпалит жертву, а если нет, то он просто идол.
«И взяли жрецы тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали» (3 Цар. 18, 26). Жрецы обозлились на своего бога, народ и Илию.
Пришла очередь Илии. Он сложил жертвенник из двенадцати камней, разложил на нем тушу тельца, выкопал вокруг жертвенника ров и попросил трижды залить водой весь жертвенник. А потом он обратился к Богу с молитвой: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвёл их Илия к потоку Кессону и заколол их там» (3 Цар. 18, 37 – 40). Так были отмщены все убитые пророки Израиля. И тут же пошел сильный дождь.
Царица Иезавель была в ярости. Она хотела лишь одного – смерти пророка Илии. Но Господь снова уберег своего служителя. Он скрыл его в пещере горы Хорив до поры, до времени. Именно здесь Господь лично явится Илии и говорил с ним лицом к лицу. «И сказал Бог: выйди и стань на горе пред лицом Господним, явлюсь тебе в веянии тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19, 11 – 13). Пророк Илия получил от Бога указание приготовить себе преемника, им стал пророк Елисей. Но история с царем Ахавом не закончилась.
Царь Ахав вместе со своей женой незаконно и подло отняли личное имущество человека, на которое не имели права. За это через пророка Илию, они получили приговор. Царь Ахав будет убит предательской стрелой на поле битвы. И его тело даже не вынесут с поля боя. А царице Иезавель было предсказано следующее: «Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля» (3 Цар. 21, 23).
Пророк Илия не оставил нам письменного наследия, и тем не менее его вера и сила молитвы не вызывает никаких сомнений в том, что перед нами неординарный человек. Однажды «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2, 9 – 12). В Священном Писании немного людей были взяты на небо во плоти. В Ветхом Завете таких двое праведник Енох и пророк Илия. А в Новом Завете – это, в-первую очередь, Господь наш Иисус Христос, ну и, конечно же, Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов.
Чему же нас учит жизнь пророка Илии? Во-первых, бесстрашию. Но не в том смысле, когда у человека это становится манией, а бесстрашию в правде. Во-вторых, вере. Вера наша должна быть горячей и искренней. Если же мы верим, потому что хотим кому-то угодить, или потому что это модно, или просто верим по привычке, то это все тщетно. Такая вера мертвая. Мы же можем отличить настоящую любовь от показной. Так и с верой. Ну, и наконец, в-третьих, смирению. Опять же поясню, речь не идет о бытовой забитости и серости. Нет. Мы говорим о скромности и воздержании. Вот в чем проявляется смирение. С праздником, дорогие друзья.