Разговор с подругами по телефону - 3

Аглая Анхори
       На фото: один из образцов современного искусства.



       Девочки, привет!!! Опять я валяюсь без задних ног. Не потому, что снова захотелось ощутить себя собачкой из упряжки, и не потому, что снова потребовались услуги доставщика обедов. В этот раз акция одноразовая, посещение музея называется.
       Почему без вас? Понимаете, инициатором культурного марш-броска была не я. Помните, в прошлом году я рассказывала вам о новообретенной знакомой Руле… Не помните?.. Ладно, кратенько повторю.
       Если соблюдать формальности, то Рула известна мне с институтских времен, но поскольку мы с ней учились на разных специальностях, то знакомство было чисто визуальным. Ни разу даже словом не перекинулись. Греки вообще обособленно держались. Вроде доброжелательны, но личные границы блюли четко. Как только прекратились дисциплины, общие для всего потока, типа высшей математики или истмата-диамата, поток студентов растекся на малые группы по специальностям, так я о ней и забыла.
       Стоило «железному занавесу» чуток приподняться, так на историческую родину греки сорвались самыми первыми, даже евреев с их землей обетованной опередили. А 40 лет спустя захотелось Руле снова потоптать тротуары малой родины. Но в одиночку бродить по городу неинтересно, надо же перед кем-то то ахать от восторга, то возмущаться непотребством. А нас, никуда не уехавших, осталось «два землекопа и две трети». Тут уж любой, даже отдаленно знакомой физиономии рад будешь.
       Кто-то дал ей номер моего телефона, она охотно связалась. Рула оказалась вполне адекватной женщиной, мы даже могли бы тесно подружиться, сведи нас судьба в одной группе. Наше прошлогоднее общение прошло на высоком культурном уровне. Только благодаря ей мне удалось попасть на единственный спектакль театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Помните, как я восхищалась безукоризненностью постановки и удивлялась, что Доницетти уделил внимание российскому самодержцу, написав оперу «Петр I». Исторической правды – ноль, вместо Петра и Екатерины запросто можно было бы ввести какого-нибудь европейского графа или барона, на сюжете замена персонажей никак не отразилась бы. Что никак не умаляет изумительность постановки.
       Сейчас я не стану повторяться, расскажу про музей. В этом году Рула приехала снова. Снова обратилась ко мне, как к безотказной спутнице по очагам культуры. Пригласила посетить Музей Искусств, так как… Девочки, дружно краснеем, так как приезжая из дальнего забугорья знает, что он вот-вот закроется на длительную реконструкцию, а мы, местные, ни сном, ни духом…
       В начале нашего разговора я назвала Рулу адекватной, но в этот раз закрались не то чтобы сомнения, но я не знаю каким словом охарактеризовать ее стремление объять необъятное. Понятно было желание обойти и осмотреть все, если бы музей состоял из 10, пускай даже из 20 залов… Но!.. Вы помните, сколько залов в Музее искусств? Понимаю, специально не считали, но его планировку не забыли? На каждом этаже по 16 залов, а этажей… Экспозиция музея постоянно расширяется – факт весьма отрадный. 30 лет назад, если помните, для посетителей было открыто 3 этажа, а сейчас – уже 5!
       Рула сочла делом чести обойти все 80 залов за один поход! Сначала я о ее намерении не догадывалась, подозрения стали возникать лишь на 3-ем этаже. Потому что на первых двух размещались предметы старины и прикладного искусства: резные ширмы и такие же резные деревянные двери и колонны, оружие, украшения из серебра и камней-самоцветов (некоторые настолько массивны, что жаль их обладательниц – не всякая шея без вреда для здоровья выдержит от 3-х до 5-ти кг), котлы и кумганы, фарфор, расшитые золотом пояса и халаты, ковры и сюзане, от древнейших до новейших. Красиво, не спорю, но к чему разглядывать каждый? Я бы поняла, если целью Рулы являлось фотографирование всего выставленного. Но нет, только разглядывала. А мои лапки стали сигналить о том, что неплохо бы экскурсию завершить. Девочки, не мне вам рассказывать, что скорость 1 шаг в минуту изматывает так же, как марш-бросок на 10 км без предварительной тренировки
       3-й этаж – картины 18-ого и 19-ого веков. А в каждом зале - по 2-3 студента художественного колледжа, копируют голландские пейзажи и портреты российских аристократов. Кстати, девочки, вы заметили, что в нашем музее почему-то нет голландских натюрмортов? Я специально обратила внимание. Неужто великий князь, чья коллекция послужила первоначальным ядром музея, натюрморты не любил?
       Мы с Рулой поехидничали, мол, после реконструкции вместо подлинников стены увешают копиями студентов. На наш дилетантский взгляд студенты не уступали мастерам прошедших веков. Кистями владели отменно. И размеры копий соответствовал размерам оригиналов.
       Пока ехидничали, подкралась неприятность. Слабый запах красок и лака я улавливала, но на меня он никак не действовал, а Рула начала шмыгать носом. То ли не замечала этого факта (хотя мне сложно поверить, что течь из носа может остаться незамеченной), то ли решила, что аллергия – не повод прекратить осмотр. Я протянула ей носовой платок, она разок высморкалась, платок куда-то сунула и все остальное время шмыгала, шмыгала, шмыгала, притормаживая у каждой картины…
       Деликатненько так интересуюсь у Рулы: она ищет что-то конкретное? Зачем исследовать абсолютно каждый экспонат? Поясняю, что если бы нас сопровождал экскурсовод, то он не стал бы останавливаться у каждой витрины, привлек бы внимание к наиболее интересным и ценным образцам – и дальше! К тому же окрошка впечатлений от мебели, посуды, карнаев и дутаров, ковров и картин не есть хорошо. Сегодня, к примеру, давай ограничимся лишь предметами, а через день-два – познакомимся с картинами. Но нет, Рула хотела уложиться в один заход…
       4-й этаж – картины 20-ого и 21-ого века. 20-й век меня совсем не вдохновил. Ноги гудели пока еще умеренно, однако, я «охамела» настолько, что перестала заходить в некоторые залы. От входа брошу взгляд, и если вижу преобладание серо-бурых тонов, то жду Рулу у входа. Стоять все-таки чуток полегче, чем плестись со скоростью улитки.
       21-й век порадовал тем, что в полотнах стали преобладать яркие краски.
       Где-то на середине осмотра Рула все-таки сдулась, и сама предложила устроиться на скамейке чтобы перевести дух. Кстати, на 4-ом этаже студентов-копиистов уже не было, а нос Рулы продолжал шмыгать. Сидим, Рула то ли чем-то восторгается, то ли что-то критикует, а я… Кто о чем, а вшивый о бане… За последние несколько лет у меня самой расхожей обувью стали кроссовки. Но музей!.. Очаг культуры!..  Я самые приличные туфельки из имеющихся надела. Каблук невысокий, сантиметров 5, максимум 7… Беда в том, что я и от такого отвыкла. Завершающий штрих – подошва туфель тоньше и жестче, чем у кроссовок. Амортизация хуже. Я в них быстро устала бы даже шагая в привычном темпе. В театр в таких туфельках – самое милое дело, а для музеев придется подбирать другую обувь. Даже если пойду с не столь упертым сотоварищем, как Рула.
       5-й этаж – скульптура. От беломраморных статуй эпохи классицизма до современных абстракций. Девочки, можете не верить, можете посмеяться и сказать, что я занялась самовнушением, но рядом с богами, богинями и героями жжение в ступнях поутихло. Тут уж и я каждой-каждой статуе внимание уделила. Отметила новый экспонат – «Леда с лебедем». 30 лет назад ее точно в запаснике держали. Помните, как в советское время нравственность молодежи блюли? Помните, стишок о том, как школьников в Эрмитаж водили? Не помните?.. Я всего 8 строк могу процитировать, но надеюсь, вам для воспоминания хватит…
       Я там сама-то не была,
       Но мне сказала Нина,
       Что там, в чём мама родила,
       Стоит в углу мужчина!...
       То ли Гомер, то ль Гераклит…
       Ну, он хоть листиком прикрыт,
       А в центре зала – Афродита!..
       Она и вовсе не прикрыта.
       Так вот, девочки, «Леда с лебедем» - вообще как есть сплошной разврат. Но красиво же!..
       А вокруг своей любимой «Девочки в кружевной накидке» я кругов 5 нарезала, разглядывая мраморные кружева и восхищаясь мастерством скульптора. Повторюсь, гудение в ступнях немного притихло.
       Я не собираюсь критиковать творцов-современников. Если я в полированной глыбе камня вижу только камень, а не «Композицию №26», будем считать, что исключительно из-за моей недоразвитой фантазии. Даже в этом случае я готова отдать должное терпению того, кто эту глыбу полировал, смотреть на глыбу приятно. Но кто бы мне объяснил, в чем художественная ценность 3-х гигантских (примерно 2,5 м в высоту) кеглей, выполненных то ли из гипса, то ли из папье-маше… Нет, я их не трогала, так показалось, а вы не перебивайте, дождитесь паузы… Хочется вам поиронизировать – бегите в музей, пока он еще открыт. И кегли увидите, и то, что они краской облиты, и то, что их постамент той же краской заляпан... Утешаюсь мыслью, что после реконструкции место этих "шедевров" займут другие экспонаты... Девочки, может я зря так оптимистично настроена?.. В том, что "кегли" заменят я не сомневаюсь. Опасение вызывают творения, придущие им на смену...
       Когда мы с Рулой прощались (а ведь хотели после музея еще в парк заглянуть, передумали, однако) ступни в голос вопили: «Караул! Спаси! Помираем!». Я же мысленно планировала, что если Рула пригласит меня еще в какой-нибудь музей (немного пообщавшись с ней, я не сомневалась, что одним музеем она не удовлетворится), обязательно прихвачу с собой самые мягкие шлепанцы. Культура культурой, а ноги жалко!