Мудрость

Ан Леере
     Жизнь у нас складывается не так как мы хотим, а так, как у нее получается. Моя мама Ольга Андреевна попала в аварию, о которой у нас в Соснах мало кто и знает. Это случилось где-то в 1966 году. Работники возвращались с работы домой. Арсений Филлипов взял к себе на прицеп несколько женщин. Телега к трактору была двухколесная. Но, так случилось, что серьга, место сцепления телеги с трактором разсоединилась. И телега опрокинулась. Моя мать пострадала от удара доски. Об этом никто и никогда не говорил. Если бы было все иначе, Арсений Филлиппов бы пошел под суд. Уж как есть. Но моя мать пострадала от нарушения правил перевозок. По сути. Мне во времена этого конфликта было лет тринадцать. После этого события моя мама уже никогда не числилась работницей соввхоза до года этак 80-го. Почему? Было указание. Но и искать правду, после своих двух лет исправительных работ она на хотела. Я хотя и был молокосос, но слышал разные разговоры и разные комментарии.
    Наверно, все же моя мать знала что-то что и мы все не знаем и сейчас. Она уже была в конфликте с советским законом, и думаю она знала то, что такое закон.
    +++
    Я всегда удивлялся мудрости моей мамы. Она женщина простая, из глубинки. Выросла в не простые времена, когда от Российской империи летели перья. Страну продолжали рвать бывшие союзные республики. А тут еще Польша с ее вечными претензиями к России. Про Германию и речи нет, это при Горбачеве она вдруг стала партнером. Так что двуглавый орел долгое время выглядел общипанной курицей. Но, тем не менее, моя мама именно после Великой отечественной войны, после освобождения Белоруссии, попала под статью и получила срок за то, что отказалась ехать на стройки социализма. Замечу, что у моей бабушки Ульяны муж, мой дед, Андрей Федосович пропал без вести во время карательной экспедиции войск СС. Кажется, эта операция называлась "Марабу" и была проведена фашистскими войсками в нашем район перед операцией Красной армии "Багратион". Это была последняя крупная  карательная операция фашистов против партизан и мирного населения  на Любанщине. Она носила кодовое название  «Марабу» и проведена весной 1944 г. Она проводилась  в прифронтовой полосе 23-го армейского корпуса 2 - й немецкой армии группы армий «Центр» силами 810 га и 102-го охранных батальонов. Цель операции - уничтожение партизанских формирований, действовавших в тылу гитлеровской армии. В начале блокады партизанской зоны газета «Зов Родины», орган Любанского подпольного райкома КП (б) Б, обратилась с обращением к населению: «… не доверять фашистам, не оставаться в деревнях, отправляться в лес, спасать детей, женщин и стариков, бороться с врагом...» В партизанских бригадах и отрядах разрабатывались специальные мероприятия по защите мирного населения. Командование отряда имени А. Невского приняло постановление: «Организовать размещение семей и охрану их, для чего выделить людей, построить в лесу землянки. Содействовать поиску пропавших без вести, направить для этого группу бойцов отряда ».Во время этой акции мой отец чуть не попал в плен, его спасла бабушка, которая кинулась объяяснять немцу, что он больной. А отец ушел из отряда в курни, где пряталичь от фашистов жители Больших Городятич.
        Уже после войны, в семнадцать лет моя мама получила срок за то, что не поехала в Челябинск. У моей бабушки Ульяны помимо дочери Марфы, которая побывала замужем и у которой был сын Сергей, который носил фамилию Губанович, был еще сын Адам и дочь Нина.  Что сказать, выживать после войны было не просто, но чиновники об этом знать не хотели. Деревню Большие Городятичи гитлеровцы сожгли дотла. Жить было негде. Получается так, хочешь другой жизни - это не твоя тема. Власть к простым людям жестока и всегда. Моя мама отбывала свой срок в Бобруйске. Как она вспоминала - пилила дрова. В 1946 году она была представлена к ордену Трудового Красного Знамени за высокие урожаи конопли и кунжута. В это время в нашей деревне появились первые герой социалистического труда. Для современных особенных патриотов дам пояснение - конопля это стратегическая  культура. Это факт. Мой отец, вернувшись с войны, после демобилизации решил жениться на моей маме. Его дядя ему не советовал на ней жениться, довод дяди был прост: "Они нищие!"... Кто был после войны в богачах? Тот, у кого родственники пережили войну. Отцы. Матери. Дедушки. Бабушки.  После войны остаться богатым в Белоруссии могли не многие, но такие все ж были. Моя мама в это время уже жила и работала в другой деревне, в Соснах. Туда перебрались к этому времени многие родственники сестры Марфы. Марфа (или как она писала в документах Мария), была дочерью от первого мужа моей бабушки Ульяны, она успела уже побывать в браке и имела сына, на ее муж погиб на войне. Как я понимаю какие-то родственники маминой сестры Марфы к этому времени уже жили и работали с Соснах.
      Мои родители поженились в 1946 году и мама некоторое время жила в семье моего отца, что было не просто. Надо сказать, что моя тетя Юля была угнана в Германию и вернулась после освобождения, побывав американской зоне, Катя была моложе, и еще была любимая сестра моего отца Нина. Сестры, которые были не замужем, маму не приняли. Отношения были хуже, чем плохие.
      Как бы то ни было, но моя мама с новорожденным сыном Иваном ушла к сестре Марии Андреевне (Марфе), которая жила в Соснах (совхоз "10 лет БССР")
      У моей мамы был упорный характер, как-то после очередной ссоры, она забрала ребенка и ушла в Сосны. Отец никогда не вспоминал об этом, но, тем не менее, год мои родители жили раздельно. Отец достраивал дом, а мама жила в Соснах, где были ясли и детсад. Она работала, тем более, что считалась хорошей работницей.
      Я так понимаю, что барак, были дома с таким названием в совхозе , который был у шлюза - это место, где жил и я, хотя меня еще и не было. На улице Первомайской совхозом были построены два дома в одном из них получили квартиру и мои родители. Это была небольная комнатка с большой русской печью. В этом доме родился я. Зимой. Говорят был жуткий холод.
      Далее жизнь распорядилась просто. Моему отцу было предложено поехать на курсу трактористов под Борисов. Тимойфей Егорович Смирнов уважал мою маму, видимо были причины для такого уважения. В 1946 году моя мама получила орден Трудового Красного Знамени за работу. Понятно, что найдутся умники и все точки расставят где надо. Суть в другом. Работа - это работа. Не платят деньги, как говорил мой отец, так выпишут грамоту, что ты молодец. Моя мама на это отвечала, грамота не деньги, но все же приятно. Хоть спасибо сказали.
    Мама с ребенком на руках ждала возвращения папы с учебы и работала разнорабочей.
      Папа закончил курсы и вернулся в совхоз и вскоре получил свой первый трактор. Это был трактор ХТЗ. Колёсный пахотный трактор, многим известный как СХТЗ-15/30. Следует заметить, что это был первый отечественный трактор, который выпускался массово на конвейере, его прототипом послужил американский McCormick-Deering 15/30 (1923-29 гг.).
       Первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера нового Сталинградского тракторного завода 17 июня 1930 года в 15 часов. В 1931 году выпуск точно таких же тракторов был освоен на Харьковском тракторном заводе с индексом ХТЗ-15/30. 1 октября 1931 года сошёл первый трактор с конвейера Харьковского завод. Вот на таком тракторе и работал мой отец трактористом долгое время.
     Когда  я пошел в  школу то вскоре отец получил новый трактор, это был МТЗ-2. Трактор был колесный с резиновыми пневматическими шинами. После металичееских колес и шипами такой трактор выглядел фантастически. В те времена тракторы даже гусеничные выпускались без кабины. Самое интересное, что вскоре такой трактор получил и Филиппов Арсений, так вот он в нашем  поселке первым придумал сделать кабину. Это смотрелось немного странно, но создавало трактористу определенные удобства. Через несколько лет и Минский тракторный завод начал выпускать тракторы с кабиной и моему отцу выделили кабину, которую он приспособлил на свой трактор.